Классы
Предметы

Г. Новицкая. «Книжки»

Многие известные писатели, ученые говорили о пользе книги. Л. Кассиль считал, что за всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного, чем книга. Он писал: «Книжка – это чудесная машина времени. То она перенесет тебя куда-то в прошлое, то вдруг ты с ней перелетаешь в даль будущего. Умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сегодня…» На уроке мы узнаем, как рождается книга, прочитаем стихотворения известных авторов – Г.М. Новицкой и Р. Сефа, поразмышляем о важности вдумчивого и внимательного чтения.

Конспект

 Отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками.

Не рубаха, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Рис. 1. Книга

Догадались? Это книга (рис. 1).

Знаете ли вы, как появляются книги?

Все книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река – самая просторная дорога для леса. Стволы проходят свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

Книгу будет писать писатель. Он должен много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам-художникам.

Книгу печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом – краски, и в каждом цехе – машины. Книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь – сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Книга – это источник знаний. Долгий путь она проходит, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книги.

Поступайте с книгами так же, как герой стихотворения Бориса Заходера.

Заболела эта книжка –

Изорвал её братишка.

Я больную пожалею.

Я возьму её и склею.

Вы уже прочитали свою первую книгу – Азбуку или Букварь, впереди будет много интересных и увлекательных книг. А как их правильно читать?

Знакомство со стихотворением Г.М. Новицкой «Книжки».

Прочитайте стихотворение Галины Михайловны Новицкой.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Листают мартышки

Красивые книжки…

Но видят в них

Только картинки

Мартышки.

И если ты, друг,

Не похож на мартышку,

Читай, а не только                                                          

Просматривай книжку!

Рис. 2. Мартышка (Источник)

Проверка понимания содержания и смысла текста

Ответьте на вопросы.

Почему мартышки видят в книжках только картинки?

Какой совет даёт автор читателям? Найдите и прочитайте эти строки.

Как вы понимаете этот совет?

Проверьте себя.

Они не умеют читать.

Читай, а не только                                                                                    

Просматривай книжку!

Книгу нужно читать внимательно и вдумчиво.

Как вы думаете, а для чего человеку нужно уметь читать?

На этот вопрос нам поможет ответить следующее стихотворение Р. Сефа «Учись читать!».

Знакомство со стихотворением Р.С. Сефа «Учись читать!».

Прочитайте стихотворение Романа Сефа.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот,

Кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

Всю жизнь свою

Учись читать

Внимательно,

Серьёзно,

Я так прошу тебя –

Учись

Читать,

Пока не поздно.

Рис. 3. Чтение (Источник)

Проверка понимания содержания и смысла текста

Ответьте на вопросы.

Какой совет дает автор?

Найдите в стихах строки, подтверждающие важность и необходимость умения читать.

Как необходимо читать?

Кому можно дать этот совет?

Проверьте себя.

Учись читать!

Пока не поздно.

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать

Совсем не знает скуки.

Внимательно, серьёзно.

Ребятам, которые учатся читать.

Работа над пословицами

Прочитайте пословицы о книгах. Как вы понимаете их смысл?

Хорошая книга – лучший друг.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

С книгой жить – век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Испокон века книга растит человека.

Сегодня на уроке мы прочитали стихотворения Галины Михайловны Новицкой «Книжки»» и Романа Сефа «Учись читать!», смогли сделать вывод о важности чтения. Узнали, как рождается книга, почему ее важно беречь.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Umk-garmoniya.ru (Источник).
  2. Proshkolu.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перечитайте стихотворения. Подготовьте их выразительное чтение.
  2. Выучите любое стихотворение наизусть.
  3. Расскажите знакомым о том, как нужно беречь книги. Добавьте свои правила бережного отношения к книге.
  4. Нарисуйте иллюстрацию к любому стихотворению.