Классы
Предметы

Л. Дьяконов. «Первоклассникам»; А. Барто. «Стали грамотными»

Вот и наступил долгожданный день, когда вы перевернули последнюю страничку «Азбуки». Теперь вы умеете писать и читать. Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворения Леонида Владимировича Дьяконова «Первоклассникам» и Агнии Львовны Барто «Стали грамотными», выясним, какими мыслями хотят поделиться с нами авторы. Мы познакомимся с элементами книги, узнаем, где можно взять книгу, если хочется ее прочитать.

Конспект

Речевая разминка

1. Читайте целыми словами.

КЛАСС – ПЕРВОКЛАССНИК – ПЕРВОКЛАССНИКАМ

МАШИНА – МАШИНИСТ

ТРАКТОР – ТРАКТОРИСТ

КОМБАЙН – КОМБАЙНЕР

УЧИТЬ – УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬНИЦА

2. Читайте слова слитно

ЛЕ+СО+РУБ – ЛЕСОРУБ

ВО+ДО+ЛАЗ – ВОДОЛАЗ

Знакомство со стихотворением Л.В. Дьяконова «Первоклассникам»

Прочитайте стихотворение Леонида Владимировича Дьяконова.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Комбайнёры и актёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы –

Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

И директор ваш, ребята,

С букварём ходил когда-то,

И учительница ваша

Начинала точно так же….

Все ходили в первый класс –

Ваша очередь сейчас!

Проверка понимания содержания и смысла текста

Ответьте на вопросы.

1. К кому обращается автор стихотворения?

2. Перечислите профессии, которые встретились в стихотворении.

3. Найдите и прочитайте самые важные строчки этого стихотворения.

4. Найдите и прочитайте строчки обращения автора к первоклассникам.

5. Какой секрет открыл нам Л. Дьяконов?

Проверьте себя.

1. К первоклассникам.

2. Машинисты, ткачи, трактористы, врачи, лесорубы, шахтёры, комбайнёры, актёры, повара, кузнецы, водолазы, певцы, учительница.

3. Все ходили в первый класс. Это главная мысль стихотворения.

4. Ваша очередь сейчас.

5. Мы узнали, что люди разных профессий ходили в первый класс. И ваши мама, папа, бабушка и дедушка тоже когда-то бежали первый раз в первый класс.

Речевая разминка

1. Читайте внимательно

МЫЛ – МИЛ – МАЛ – МЯЛ – МЕЛ

БЕЛОЧКА – БУЛОЧКА

ДЕВЯТЫЙ – ДЕСЯТЫЙ

2. Читайте слова слитно

О+ДО+ЛЕТЬ – ОДОЛЕТЬ

ПО+ЗДРА+ВИЛ – ПОЗДРАВИЛ

Знакомство со стихотворением А.Л. Барто «Стали грамотными»

Прочитайте стихотворение Агнии Львовны Барто.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

СТАЛИ ГРАМОТНЫМИ

Давно ль

Читали мы

С трудом:

«До-мик. Дом.

Ми-ша мил. Ми-ша мал.

Ми-ша дом сло-мал».

Давно ль мы звали маму

И впервые сами

Вслух читали маме:

«Ма-ма мы-ла ра-му».

Прошёл ноябрь, декабрь, январь –

И одолели мы букварь.

Поздравил нас

Десятый класс –

Вот нам какая честь!

Гостям решили мы рассказ

Про белочку прочесть.

Но от волненья

Я прочла,

Что в клетке

Булочка жила!

Проверка понимания содержания и смысла текста.

Ответьте на вопросы.

1. Почему дети сначала читали с трудом и звали на помощь маму?

2. Что означает слово «одолеть»?

3. На каком празднике поздравляли ребят?

4. Какое слово девочка прочитала неправильно?

5. Во что превратилась белочка?

6. Почему так произошло?

Проверьте себя.

1. Они еще не умели хорошо читать.

2. Одолеть – затратить много труда, овладеть чем-нибудь, прочно усвоить.

3. Праздник «Букваря».

4. Белочка.

5. В булочку.

6. Девочка очень волновалась.

Знакомство с элементами книги

Знаете ли вы, из каких элементов (частей) состоит книга?

Боковая часть книги – КОРЕШОК.

Когда книги стоят на полке, нужную книгу легко найти, потому что на нём указывают автора и название книги (рис. 1).

Книги на полке

Рис. 1. Книги на полке (Источник)

Русская пословица гласит: «Встречают по одежке...». Только у книги вместо одежки – ОБЛОЖКА. Именно с нее начинается первое знакомство с книгой.

Итак, обложка – это покрытие книги, которое скрепляет листы и защищает их от повреждения. У тоненьких книг обложку обычно делают из той же бумаги, что и странички, только немного плотнее. У толстых книг, как правило, обложки очень плотные, не гнутся, а иногда сверху обклеены прочной бумагой или тканью. Такие обложки называют ПЕРЕПЛЁТОМ. Переплёт всегда твердый, крепкий, а обложка – мягкая. На них вы можете найти фамилию автора, название книги, иногда – издательство и год издания.

В современных книгах часто используют СУПЕРОБЛОЖКУ – съемную обложку из плотной бумаги. Она защищает переплёт от загрязнения и выступает как элемент книжного оформления. На ней могут быть указаны фамилия автора, заглавие, название издательства и другое.

Рассмотрите обложки книг.

Агния Львовна Барто

«Я расту» (рис. 2)

Рис. 2. А. Барто «Я расту» (Источник)

Иногда в книге может быть только одно произведение одного автора.

Например,

А.Л. Барто «Лошадка» (рис. 3)

Рис. 3. А. Барто. «Лошадка» (Источник)

А может содержаться несколько произведений – это сборник.

Например,

А.Л. Барто «Игрушки» (рис. 4)

Рис. 4. А. Барто. «Игрушки» (Источник)

Узнать, какие произведения находятся в книге, поможет СОДЕРЖАНИЕ.

Содержание – список произведений, которые находятся в данной книге, с указанием страниц (рис. 5).

Рис. 5. Содержание

Рассмотрите содержание.

Определите, на какой странице находятся стихотворения «Мишка», «Лошадка», «Флажок».

Проверьте себя.

Мишка – стр.5

Лошадка – стр.7

Флажок – стр.12

Рассмотрите переплёты книг (рис. 6).

Что можно узнать об этих книгах по обложкам?

Рис. 6. Переплеты книг (Источник)

Проверьте себя.

1. Борис Житков «Рассказы для детей»

Сборник рассказов одного автора.

2. Ганс Христиан Андерсен «Сказки».

Сборник сказок одного автора.

3. Борис Житков «Как я ловил человечков»

Одно произведение одного автора.

4. Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева».

Одно произведение одного автора.

Знакомство с библиотекой

Рассмотрите картинку (рис. 7). Знакомо ли вам это помещение?

Рис. 7. Библиотека

Конечно, это библиотека – учреждение, в котором собираются и хранятся книги для общественного пользования, собрание книг.

Место, где можно почитать книгу в библиотеке, называется читальный зал.

Человек, который выдает книги, – библиотекарь.

Важно знать и выполнять правила пользования библиотекой:

1. Соблюдай тишину и порядок в библиотеке.

2. Чётко называй автора и название произведения.

3. Если ты не знаешь, что почитать, библиотекарь поможет тебе в выборе книги.

Назови ему темы, которые тебя интересуют.

4. Береги книги.

5. Вовремя возвращай книгу в библиотеку.

Сегодня на уроке мы прочитали стихотворения Леонида Владимировича Дьяконова «Первоклассникам» и Агнии Львовны Барто «Стали грамотными», смогли определить, какими мыслями хотели поделиться с нами авторы. Мы узнали, из каких частей состоит книга и где можно взять книги, которые хочется прочитать.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Образовательная система  "Гармония" (Источник).
  2. Библиознайка (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перечитайте стихотворения. Подготовьте их выразительное чтение.
  2. Попросите своих родных показать вам школьные фотографии. Расспросите, как они учились в школе, какую первую книгу они прочитали самостоятельно.
  3. Нарисуйте обложку своей любимой книги, которую вам читали или вы прочитали самостоятельно.