Классы
Предметы

Л. Пантелеев. «Ау»; С. Погореловский. «Ох и непорядки в Мишкиной тетрадке»

Как хорошо уметь читать! Но ведь так трудно этому научиться. Трудно, но необходимо. Книга – это огромный мир приключений и впечатлений, в котором всегда много нового и интересного. На уроке мы прочитаем произведения писателей Л. Пантелеева и С. Погореловского, ответим на вопросы, которые задают нам авторы, будем учиться читать выразительно, поиграем в радиотеатр и другие игры.

Конспект

Об авторе

Пантелеев

Рис. 1. Л. Пантелеев (Источник)

Леонид Пантелеев (рис. 1), настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев. Родился он в Петербурге.

С детства маленький Алёша очень любил читать, за что сестра и брат прозвали его «книжным шкафом».

Всего два года пришлось учиться Алёше в школе. Началась Гражданская война, во время которой он потерял родителей и попал в школу имени Достоевского для беспризорных детей.

Позднее он решил написать свою первую книгу о жизни ребят в этой школе. Именно здесь Алеша Еремеев стал Леонидом Пантелеевым, так звали его в этой школе. Герои его произведений мальчишки и девчонки, смелые и честные. С ними вы можете познакомиться, прочитав рассказы «Честное слово», «Две лягушки», «Буква «ты», «Про Белочку и Тамарочку» и другие.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Леонида Пантелеева, который называется «АУ». Прежде чем прочитать, рассмотрите иллюстрацию к этому произведению (рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к рассказу «Ау!» (Источник)

Можете ли вы предположить, о чём будет этот рассказ?

Правильно, о двух девочках.

Знакомство с произведением Л. Пантелеева «АУ». Первичное чтение.

Прочитайте текст.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.

В книге написано: «АУ».

– Что тут написано, Оленька?

– Не знаю.

– Это какая буква?

– А.

– Молодец! А эта?

– У.

– А вместе?

– Не знаю.

– Ну, как же не знаешь?! Эта А, а эта У. А если их сложить, что получится?

– Не знаю.

– А ты подумай.

– Я думаю.

– Ну и что?

– Не знаю.

– Ну вот что, – сказала старшая сестра. – Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Оленька подумала и говорит:

– Если я в лесу заблужусь, я буду кричать: «Мама!».

Проверка понимания содержания и смысла рассказа

Ответьте на вопросы.

Чему учила старшая сестра младшую?

Какое слово не могла прочитать младшая сестра?

Какое качество характера проявила старшая сестра при обучении чтению младшей сестры?

Почему она так поступает?

Какое чувство вызвало у вас чтение этого текста?

Что хотел сказать автор?

Проверьте себя.

Читать по слогам.

АУ

Терпение

Хочет, чтобы сестрёнка быстрее научилась читать.

Улыбку, младшая сестра ответила невпопад.

Учиться читать – тяжёлый труд.

Работа над выразительным чтением

Потренируемся читать текст по ролям – поиграем в радиотеатр. Для этого нужно представить, как происходит разговор двух девочек. При чтении по ролям старайтесь вжиться в роль своего героя, передать его настроение и характер.

– Что тут написано, Оленька?

– Не знаю.

– Это какая буква?

– А.

– Молодец! А эта?

– У.

– А вместе?

– Не знаю.

– Ну, как же не знаешь?! Эта А, а эта У. А если их сложить, что получится?

– Не знаю.

– А ты подумай.

– Я думаю.

– Ну и что?

– Не знаю.

– Ну вот что, – сказала старшая сестра. – Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Оленька подумала и говорит:

– Если я в лесу заблужусь, я буду кричать: «Мама!» (рис. 3)

Рис. 3. Иллюстрация к рассказу (Источник)

Чтобы научиться читать, необходимо старание и усердие. Чтобы научиться писать грамотно, нужно выучить правила русского языка. Прочитав следующее произведение, мы познакомимся с мальчиком, который забыл одно важное правило. Хотите узнать, что из этого вышло?

Знакомство с произведением С. Погореловского «Ох, и неполадки в Мишкиной тетрадке». Первичное чтение.

Прочитайте текст.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Что глядишь, корова,
Строго и сурово?
Мишка – лодырь через «а»
Написал «карова».
Напишите вы
«Мишку» через ы
Проучите Мишку –
Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать!
Будет лодырь знать.

Рис. 4. Корова

Проверка понимания содержания и смысла рассказа.

Ответьте на вопросы.

Как звали мальчика?

Какое слово он написал неправильно?

Как корова называет Мишу?

Объясните, как вы понимаете это слово?

Кого так называют?

Почему корова глядела строго и сурово?

Как вы думаете, почему Миша допустил эту ошибку?

Как правильно написать слово корова?

Как корова предложила наказать Мишу?

Чему же учит это стихотворение?

Проверьте себя.

Миша.

Корова.

Лодырь.

Лодырь – бездельник-лентяй.

Кто не любит работать и учиться.

Она обиделась на Мишу.

Он не выучил, как пишется это слово.

Слово корова словарное, написание нужно запомнить: корова.

Превратить в мышку.

Если мы не будем вдумчиво читать и писать, то допустим ошибку. От этого слово потеряет своё значение и превратится в другое слово.

Поиграем. В кого ещё можно превратить Мишку?

Проверьте себя.

Мишка – мышка – мошка – мушка (рис. 5)

Рис. 5. Иллюстрация к игре (Источник)

Сегодня на уроке мы прочитали стихотворения Леонида Пантелеева «АУ» и Сергея Васильевича Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке», смогли определить, какими мыслями хотели поделиться с нами авторы. Мы учились читать выразительно, по ролям. Узнали, как важно соблюдать любые правила.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Umk-garmoniya.ru (Источник).
  2. Myshared.ru (Источник).
  3. Savchenko-ta.ucoz.ru (Источник).
  4. Proshkolu.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перечитайте произведения. Подготовьте их выразительное чтение.
  2. Разыграйте разговор девочек из рассказа «АУ» с кем-нибудь из знакомых.
  3. Вспомните слова, где одна буква меняет значение слова. Напишите их. Нарисуйте картинки.