Классы
Предметы

В. Орлов. «Оправдался»; Э. Мошковская. «Можно всему – всему научиться»

Чему можно научиться в школе? Как правильно себя вести? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Познакомимся со стихотворениями известных авторов, Владимира Орлова и Эммы Мошковской, будем учиться определять главную мысль произведения, читать выразительно, выделяя голосом важные слова. А также нам предстоит рассмотреть выставку книг Э. Мошковской, предположить, о чем в них идет речь, выбрать себе книгу для чтения.

Конспект

Знакомство со стихотворением В. Орлова «Оправдался»

Наверное, ваша мама часто спрашивает у вас, чему вы сегодня научились в школе, как прошел день, а вы делитесь с ней своими мыслями, переживаниями, рассказываете о событиях.

Герой стихотворения Владимира Орлова так ответил на вопрос мамы.

Прочитайте текст.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

ОПРАВДАЛСЯ

– Что ты в школе

Натворил?

– Я не дрался,

Не сорил,

И не бегал,

И не прыгал,

И ногами я

Не дрыгал,

И девчонок

Не дразнил,

И чернила

Не разлил,

Не валялся

На полу,

Я стоял себе

В углу.

Проверка понимания содержания и смысла текста

Перечитайте текст. Ответьте на вопросы.

Предположите, между кем мог состояться этот диалог.

Как вы понимаете значение слова «оправдался»?

В чём оправдывался мальчик?

Перечитайте строчки текста, где написано, каких поступков не совершал мальчик.

Как вы думаете, за что его поставили в угол?

Как можно назвать такого ученика?

Можно ли сказать, что герой оправдался?

Проверьте себя.

Между мамой и сыном.

Оправдываться – доказывать свою невиновность, отвергать обвинения.

В том, что он ничего не делал.

Не дрался, не сорил, и не бегал, и не прыгал, и ногами я не дрыгал, и девчонок не дразнил, и чернила не разлил, не валялся на полу.

Его наказали за какой-то другой поступок, о котором он не говорит. Мальчик перечисляет только те поступки, за которые его наказывали когда-то.

Шалун, баловник, озорник.

Нет. Герой стихотворения не доказал свою невиновность, потому что не сказал настоящую причину, почему он стоял в углу. Автор высмеивает поступок мальчика, чтобы другие дети видели, что так делать нельзя.

Как вы думаете, чему можно учиться в школе? Чему бы вы хотели научиться?

Речевая разминка

1. Прочитайте сначала медленно, потом быстрее.

УЧИТЬ – НАУЧИТЬСЯ – НЕ УЧИТЬСЯ

2. Первый раз читайте так, как пишем, второй – как говорим.

НАУЧИТЬСЯ

СЛУЧИТЬСЯ

3. Читай слитно.

ИЗ+ВЕСТ+НО – ИЗВЕСТНО – НЕИЗВЕСТНО

Знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Можно всему-всему научиться»

Прочитайте текст.

Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.

Можно всему-всему научиться.

И научиться,

Как не учиться.

Но надо учиться,

Как надо учиться!

А то неизвестно, что может

случиться!

Проверка понимания содержания и смысла текста

Перечитайте текст. Ответьте на вопросы.

Какой совет даёт автор?

Почему слово «учиться» используется много раз?

Проверьте себя.

Можно всему-всему научиться.

Это основная мысль стихотворения.

Работа над выразительным чтением

Прочитайте стихотворение, выделяя голосом подчеркнутые слова.

Можно всему- всему научиться.

И научиться,

Как не учиться.

Но надо учиться,

Как надо учиться!

А то неизвестно,

что может случиться!

Подумайте, что хотел сказать автор, выделяя именно эти слова?

Конечно, в школе можно всему научиться: и тому, как не учиться и тому, как учиться. Но важнее учиться тому, как надо учиться.

Работа над пословицами

Прочитайте пословицы. Какая из пословиц подходит к этому стихотворению?

Книга – лучший друг.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Проверьте себя.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Об авторе

Стихи Эммы Мошковской впервые были напечатаны в журналах «Мурзилка» и «Пионер». Стихи очень понравились детям, потому что написаны они были простым детским языком, казалось, что придумал их маленький ребёнок, а не взрослая поэтесса.

Талантом Эммы Машковской восхищались Самуил Яковлевич Маршак и Корней Иванович Чуковский. Всего Эммой Машковской было написано 20 сборников, куда вошли стихи и сказки.

Выставка книг

Рассмотрите обложки книг (рис. 1). Какую из них вы хотели бы прочитать? 

Рис. 1. Книги Э. Мошковской

Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворениями Владимира Орлова «Оправдался» и Эммы Мошковской «Можно всему-всему научиться», учились определять главную мысль произведения, читать выразительно, выделяя голосом важные слова. А также рассмотрели выставку книг Э. Мошковской, предположили, о чем в них идет речь, выбрали себе книгу для чтения.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  3. Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  4. Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  5. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Umk-garmoniya.ru (Источник).
  2. Allforchildren.ru (Источник).
  3. Openclass.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перечитайте стихотворения. Подготовьте их выразительное чтение.
  2. Перечитайте пословицы. К каким прочитанным стихотворениям они подходят?
  3. Нарисуйте иллюстрации к понравившимся стихотворениям.
  4. Выучите любое из стихотворений наизусть.