Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Образность и выразительность в произведениях А. К. Толстого «Колокольчики мои…», С. Есенина «Черемуха»

На этом уроке вы будете читать стихи, наблюдая за образностью и выразительностью в стихотворениях Сергея Есенина и Алексея Толстого; познакомитесь с биографией Сергея Есенина, выполните интересные задания.

Сергей Александрович Есенин

Поэт прожил на земле до обидного мало, всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, почувствовать мир, созданный поэтом. Всмотритесь внимательно в портрет Есенина и подумайте, каким он мог бы быть (рис. 1).

Рис. 1. С.А. Есенин (Источник)

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло всё его детство.

Дяди были озорные, отчаянные. Однажды, когда Серёже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Серёжа испугался, но крепко держался за холку. Также интересно его учили плавать: дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Серёжа неумело и испугано плескал руками, а дядя подшучивал над ним.

Среди других мальчишек Серёжа был коноводом и большим драчуном, ходил он всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности её не было границ, но и ругала за озорство. Так протекало детство Есенина.

Рис. 2. Сергей Есенин (Источник)

Когда Серёжа подрос (рис. 2), его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия.

Стихи Серёжа начал писать рано, лет с девяти. Но сознательное творчество началось в 16–17 лет. Вот как говорил о нём М.М. Герасимов:

«Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой».

Есенин в своих стихах писал о Родине, о матери, о родной природе.

С. Есенин «Черёмуха»

Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой: оно голубое-голубое, а воздух прозрачен, чист и влажен (рис. 3).

Рис. 3. В.Э. Борисов-Мусатов «Весна» (Источник)

И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи (рис. 4).

Рис. 4. «Черёмуха» (Источник)

Прочитайте стихотворение Есенина «Черёмуха» и представьте себе картину, описанную в нём.

Черёмуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет (рис. 5).

Рис. 5. Черёмуха у ручья (Источник)

Словарная работа

Поработаем над развитием речи, уточним смысл непонятных слов в этом стихотворении:

  • Роса медвяная – ароматная, с запахом мёда.
  • Зелень пряная – с острым ароматным запахом.
  • Проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля.
  • Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон.
  • Волна гремучая– шумная, издающая громкие звуки.
  • Вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно.
  • Подкручею – под обрывом (круча – обрыв).

Ответьте на вопрос:

1. С какой целью автор писал это стихотворение?

  • Сообщить о том, что расцвела черёмуха.
  • Чтобы передать свою радость.
  • Чтобы привлечь читателя к красоте природы.
  • Чтобы вызвать сопереживание.

Правильных ответов два:

  • Чтобы передать свою радость.
  • Чтобы привлечь читателя к красоте природы.

А.К. Толстой «Колокольчики мои…»

Стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха» весёлое и радостное. А теперь прочитайте стихотворение Алексея Толстого, которое называется «Колокольчики мои…». Понаблюдайте за тем, какую весну видел Алексей Толстой (рис. 6).

Рис. 6. А.К. Толстой (Источник)

Колокольчики мои …

Колокольчики мои,

Цветики степные

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая (рис. 7)?

Рис. 7. Колокольчики (Источник)

Особенно трогательно в этом стихотворении то, что поэт обращается к цветам как к живым существам. Своим стихотворением Алексей Толстой передаёт весёлое, радостное, счастливое настроение.

Перечитайте стихотворение ещё раз и скажите, какими словами Алексей Толстой как бы оживляет цветы, придаёт им человеческие черты.

Рассмотрите таблицу и проверьте свои ответы:

Что вижу?

Каким вижу?

Что делает?

Колокольчики

Степные

Глядите

звените

головой качают

Чтобы это стихотворение могло понравиться поэту, его надо прочитать нежно, нараспев, с любовью, негромко. А интонацию подскажут знаки препинания. В стихотворении:

  • нет ни одного повествовательного предложения;
  • одно восклицательное предложение;
  • два вопросительных предложения.

Заключение

Стихи Толстого и Есенина учат видеть красоту окружающего мира. А ещё быть радостными, счастливыми, весёлыми и открытыми этому миру.

 

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Выучить понравившееся стихотворение наизусть и прочитать его своим близким.

2. Выписать непонятные слова или выражения из стихотворения «Черёмуха» и посмотреть их значение в словаре.

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха» или «Колокольчики».