Классы
Предметы

А. Шибаев «Кто слово найдёт?»

На этом уроке вы узнаете некоторые удивительные особенности слов, научитесь вдумываться в слова при чтении, находить несколько слов в одном, разгадаете необычные загадки, а также познакомитесь со стихотворением Александра Шибаева «Кто слово найдёт?».

Читая – думаем

Тема этого урока «Читая – думаем», потому что всегда во время чтения нужно думать и вдумываться в слова.

Прочитайте медленно и внимательно скороговорку:

Проворонила ворона воронёнка (рис. 1).

Рис. 1. Воронёнок (Источник)

Проворонила (разг.) – по невнимательности, рассеянности и т. п. упустить; проглядеть, прозевать.

Прочитайте это скороговорку быстро, а потом с логическим ударением на каждом слове по очереди.

На первом слове:

Проворонила ворона воронёнка.

На втором слове:

Проворонила ворона воронёнка.

На третьем слове:

Проворонила ворона воронёнка.

От того, на каком слове поставить логическое ударение, зависит и смысл фразы.

Найди слово в слове

Поиграем в игру, которая называется «Найди слово в слове».

Прочитайте слово:

гастроном

Узнайте его значение:

Гастроном – магазин продовольственных товаров.

Найдите в этом слове другие слова:

гастроном

астроном

агроном

монстр

нота

трос

матрос

нога

В слова очень интересно вчитываться и играть в них.

Сочинение стихотворений

Наверное, каждый пробовал сочинять стихи. Попробуем сочинить стихотворение на этом уроке. Отгадайте, о ком пойдёт речь в нашем стихотворении:

Рогатая, а не олень.

Даёт молоко, а не корова.

(коза) (рис. 2)

Рис. 2. Коза (Источник)

Прочитайте стихотворение и попытайтесь его запомнить:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Попробуем выучить это стихотворение. Посмотрите на оставшиеся последние слова и по ним, выполняя соответствующее движения к каждому глаголу, вспомните всё стихотворение:

________ ____ _ огород.

__ _________ _______ народ.

___ __ ______ ____, егоза?

_ ____ ________ глаза.

_ _____ _________ народ,

________ _____ в огород!

Проверяем:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Запомнить стихотворение помогли действия, которые вы старались запомнить и воспроизвести, и его смысл.

Загадки-обманки

Попробуйте отгадать загадки-обманки:

Простой вопрос для малышей,

Кого боится кот?.. (мышей)

(собак) (рис. 3)

Рис. 3. Кот и собака (Источник)

Залезает мышка в шкаф

И пищит оттуда … (гав)

(пи-пи-пи) (рис. 4)

Рис. 4. Мышка (Источник)

В парке холодно и сыро

Ветер кружит хлопья … (сыра)

(снега) (рис. 5)

Рис. 5. Снег в парке (Источник)

Охранять муку и рис

Пригласим домашних … (крыс)

(кошек) (рис. 6)

Рис. 6. Кошки (Источник)

Слова бывают обманчивы. Оказывается, сочинять стихи не просто.

«Как хорошо быть поэтом»

Прочитайте, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи и что у них получилось.

Как хорошо быть поэтом

- Давай попробуем сочинить стихотворение.

- Сочинять стихи очень просто.

- О чём же нам писать?

- Что увидим, о том и сочиним!

- Пёс помчался через двор,

- Кот забрался на забор,

- Птички весело поют,

- Тучки белые плывут.

- Вышел дед из магазина.

- У него в руках корзина.

- А в корзине той варенье.

- Вот и всё стихотворенье!

У Пети и Мурзилки не получилось стихотворенье, потому что они не обдумали тему, о которой будут писать.

Стихотворение А. Шибаева «Кто слово найдёт?»

Прочитайте весёлое стихотворение Александра Шибаева.

Кто слово найдёт

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт!»

 

– Расскажи, охотник, толком,
как же справился ты с волком?
– Я поймал его.
– А как?
– Забежал он в тот овраг,
где растёт трава-дурман,
скок – и прямо в мой …

(капкан) (рис. 7)

Рис. 7. Мальчик охотник (Источник)

Филипок за окуньком
в речку лезет босиком.
Очень хочет Филипок
окунька загнать в …

(сачок) (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик с сачком (Источник)

Удивился дед Тарас,
бородой своей затряс:
сорняки – на гряде,
а морковка – в …

(борозде) (рис. 9)

Рис. 9. Дед (Источник)

По дороге наша Машенька идёт,
за верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
– Очень длинная у девочки …

(коса) (рис. 10)

Рис. 10. Девочка (Источник)Вёз водитель в магазин
много мётел и корзин.
Как приятно было
Зине вместе с ним сидеть в …

(кабине)

 

Малыши в лесок пошли,
много веток принесли.
Молодцы, они хотят
накормить своих …

(козлят) (рис. 11)

Рис. 11. Козлёнок (Источник)

Я осла узнаю сам
по его большим …

(ушам) (рис. 12)

Рис. 12. Осёл (Источник)

Из карманов у Аркашки
вечно сыплются …

(бумажки)

 

За окном шумит буран,
за стеной поёт …

(баян) (рис. 13)

Рис. 13. Баян (Источник)

– Собаки, не троньте верблюда,
для вас это кончится худо:
он ловко дерётся с врагами
своими большими ...

(ногами) (рис. 14)

Рис. 14. Верблюд (Источник)

– Почему корова эта
маленького роста?–
Отвечает Вове Света:
– Очень даже просто,
это же – ребёнок,
это же …

(телёнок) (рис. 15)

Рис. 15. Телёнок (Источник)

Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный ...

(рост) (рис. 16)

Рис. 16. Слон (Источник)

Об Александре Шибаеве

Познакомьтесь с автором этого стихотворения.

Александр Александрович Шибаев (1923–1979) – ленинградец, человек скромный, домашний (рис. 17).

Рис. 17. А.А. Шибаев (Источник)

Полтора десятка тоненьких книжек для детей вышли при его жизни. Итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (рис. 18) вышла в 1977 году.

Рис. 18. Обложка книги «Взялись за руки друзья» (Источник)

Посмертно появилась ещё одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (рис. 19), которая вышла в 1981 году. Шибаев её дописывал на больничной койке.

Рис. 19. Обложка книги «Язык родной, дружи со мной» (Источник)

Иллюстратор книг, художник Вадим Гусев (рис. 20), писал так:

«Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать. В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, – всё это знаки. У них предназначение – обозначать значение. Это и есть самое интересное – обозначать, для этого и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься, весело.

Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил, над тем смеются. «Он (она, они) – смешной!» Нам весело – мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами!»

Рис. 20. Вадим Иванович Гусев (Источник)

Об Александре Шибаеве можно сказать, что он услышал слово, предмет голыми ушами. И этот обострённый слух передаётся внимательному слушателю и читателю его весёлых и познавательных стихов.

Возьмите в библиотеке стихи Александра Шибаева. Читайте и думайте, ведь это очень увлекательно. Читайте с родителями и самостоятельно.

 

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт doc4web.ru (Источник)

2. Интернет-сайт allforchildren.ru (Источник)

3. Интернет-сайт vilka.by (Источник)

 

Домашнее задание

1. Поиграть в игру «Найди слово в слове» с родителями, выписать слова, которые у вас получились.

Слова для игры: апельсин, лекарство, снегурочка, недоверие.

2. Выучить несколько загадок-обманок наизусть.

3. Сочинить одну загадку.