Классы
Предметы

Б. Заходер «Как волк песни пел»

На этом уроке вы познакомитесь со сказкой Бориса Заходера «Как волк песни пел», узнаете о её авторе, проведёте словарную работу, выполните интересные задания, потренируетесь в выразительном чтении и чтении по ролям.

Животные в сказках

Начнём урок с игры под названием «Чьё это прозвище?». Прочитайте, к каким животным относятся данные прозвища:

кумушка, сестричка – лиса (рис. 1)

Лиса

Рис. 1. Лиса (Источник) 

косолапый, толстопятый – медведь (рис. 2)

Медведь

Рис. 2. Медведь (Источник

норушка – мышка (рис. 3)

Мышка

Рис. 3. Мышка (Источник

квакушка – лягушка (рис. 4)

Лягушка

Рис. 4. Лягушка (Источник

дереза – коза (рис. 5)

Коза

Рис. 5. Коза (Источник)

ряба, пеструшка – курица (рис. 6)

Курица

Рис. 6. Курица (Источник

косой, трусишка – заяц (рис. 7)

Заяц

Рис. 7. Заяц (Источник)

хватыш, зубами щёлк – волк (рис. 8)

Волк

Рис. 8. Волк (Источник)

В мире очень много сказок. В основном, герои в них – животные. Вот некоторые сказки, в которых одним из героев был волк:

  • «Волк и лиса»
  • «Три поросёнка»
  • «Волк и семеро козлят»

Борис Заходер «Как волк песни пел»

Темой этого урока будет сказка Бориса Заходера «Как волк песни пел» (рис. 9).

Иллюстрация к сказке «Как волк песни пел»

Рис. 9. Иллюстрация к сказке «Как волк песни пел» (Источник

По названию произведения легко определить, о каком герое пойдёт речь.

 

Как волк песни пел

Жил-был в лесу старый Волк, злой-презлой.
Он жил, а кругом всем житья не было.
Мало того, что он разбойничал, правого и виноватого в своё логово тащил, – очень он всех воем своим донимал. Другие волки только с голодухи воют, а этот, серый разбойник, зарежет телёнка, наестся до отвала и песню затянет.
Песня-то у него, известно, одна:
– Украду-у-у! Укушу-у-у-у!
До того страшно и противно воет – все, кроме Филина да Совы, не знают, как уши заткнуть, а ему, видно, нравится: передохнёт немного и опять заведёт:
– У-у-ууу! У-душу-ууу!
Вот как-то выл он, выл – только под утро угомонился – задремал. И весь день бы проспал, да тут красное солнышко взошло и ему своим тёплым лучиком в носу защекотало.
Волк спросонья подумал, что это муха, цап её зубами – ничего, только зубы щёлкнули; второй раз цапнул – опять мимо; третий раз цапнул – да сам себе язык и прикусил. Тут уж волей-неволей проснёшься!
Продрал он глаза, а мимо как раз Лиса бежит, курочку тащит.
– Эй, – кричит, – Серый, будет спать! На поляне у ручья овечье стадо пасётся, и ни пастухов, ни собак! Вон там!
И хвостом махнула, показала где.
Тут с волка весь сон соскочил.
– Не врёшь? – рычит.
А Лисе что врать? Она своему слову хозяйка.
Помчался Серый туда, куда она показала, – и верно: пасутся овцы, сотни полторы, одни-одинёшеньки...
Увидали они Волка – задрожали, в кучу сбились, стоят бедные, смерти лютой ждут...
У Волка слюнки потекли:
– Сейчас, – рычит, – есть вас буду.
И съел бы, да вдруг выходит вперёд одна Овца, поклонилась Волку и говорит:
– Съесть ты нас, батюшка, всегда успеешь. А только не будет ли такой твоей милости...
– Милости? – рычит Волк. – Какой милости вы от Волка захотели?
– А вот какой – нет у нас, батюшка, запевалы. Мы, не в обиду тебе сказать, тоже петь любим. И был у нас запевала – баран, вроде тебя голосистый, да угнали его куда-то. Ты бы помог нам спеться, а потом бы и ел! Тебе ведь это просто: ты музыкант знаменитый, каждую ночь тебя слушаем, уснуть не можем!
Волк умилился.
– Верно, не спите?
– Где там уснуть, – отвечает Овца. – Глаз, батюшка, не смыкаем!
– Хм! Ну, ладно, – говорит Волк. – Это, пожалуй, можно. Только смотрите у меня – слушаться! А то я вас!..
Залез Серый на пенёк и завёл своё:
– Уууу-куу-шу-ууу! Ууу-дууу-шууу!
А овцы хором:
– Бееееедные мы! Неееесчастные мы!
– Не так! – кричит Волк. – Басы, тише! Подголоски, громче!
– Уууууу!
А овцы:
– Беее! Мееее!
Такой шум подняли – со всей округи люди и собаки сбежались. На том и кончилась волчья песня.

«Как волк песни пел» – сказка

Вспомните, каким представлен волк в этой сказке. Выберите те слова, которые по-вашему могут относиться к этому волку:

 

страшный

сильный

глупый

хитрый

умный

забавный

 

Проверим:

страшный

глупый

сильный

забавный

 

«Как волк песни пел» – сказка, потому что волк в реальной жизни не может ни разговаривать, ни петь песни.

Рассмотрите, чем сказка отличается от рассказа:

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Рассказ – художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героев.

Сказки бывают:

  • Русские народные
  • Зарубежные
  • Авторские

Сказка «Как волк песни пел» относится к авторским сказкам, потому что указано имя автора – Борис Заходер.

Б. В. Заходер

Рассмотрите портрет Бориса Владимировича Заходера (рис. 10).

Борис Заходер

Рис. 10. Борис Заходер  (Источник

Он родился в Молдавии 9 сентября 1918 года в семье юриста и переводчицы. Школьные годы провёл в Москве, отличался неугомонным озорным характером. Заходер учился в литературном институте, который закончил с отличием.

Сначала вышли в свет первые весёлые стихи Бориса Заходера для детей: «На задней парте», «Кто на кого похож», «Школа для птенцов». Писал он и сказки: «Русачок», «Добрый носорог», «Жил-был Фип» (рис. 11).

Обложка книги «Жил-был Фип»

Рис. 11. Обложка книги «Жил-был Фип» (Источник)

Борис Заходер опубликовал книгу переводов «Весёлые стихи польских поэтов», а затем последовали полюбившиеся юным читателям переводы: «Винни-Пух» Милна (рис. 12), «Малыш и Карлсон» Линдгрен, «Приключения Алисы в стране чудес» Кэрролла и другие.

Обложка книги «Винни-Пух и пчёлы»

Рис. 12. Обложка книги «Винни-Пух и пчёлы» (Источник

Борис Владимирович Заходер был одним из постоянных авторов программы «Радио няня», сотрудничал с журналами «Весёлые картинки» и «Мурзилка».

Словарная работа

В тексте сказки встретились трудные слова. Проведём словарную работу. Словарная работа бывает разная: можно рассматривать, как пишется слово, и можно объяснять значение.

Словарная работа «Как вы это объясните»:

Кругом всем житья не было – плохо всем жилось.

Донять – довести до крайности.

Продрал он глаза – только что проснулся.

Своему слову хозяйка – человек, который держит своё слово.

Милость – доброе, человеческое отношение.

В тексте много слов, которые трудны для чтения. Прочитайте их сначала по слогам, а потом целыми словами:

 

голодуха

разбойничал

известно

спросонья

помчался

одинёшеньки

голосистый

подголоски

сесть

съесть

Задания на закрепление знаний

Проверим, внимательно ли вы читали сказку. Выберите нужный вариант ответа:

1.      Почему закончилась волчья песня?

  • волку надоело петь;
  • волк охрип;
  • люди поймали волка.

Правильный ответ: люди поймали волка.

 

2.      Как автору сказки удалось передать звучание волчьей песни?

  • повтор звуков;
  • повтор звука «у» (у-у-у-у);
  • употребление слов с разными звучаниями звуков.

Правильный ответ: повтор звука «у» (у-у-у-у).

 

3.      Что можно сказать об овцах?

  • они глупые;
  • они трусливые;
  • они хитрые.

Правильный ответ: они хитрые.

 

4.      Какие слова использует автор, чтобы передать настроение волка?

Правильный ответ: «рычит», «кричит», «умилился».

Выразительное чтение сказки, чтение по ролям

Эту сказку надо читать с иронией – тонко скрытой насмешкой. Нужно читать именно так, потому что овцы провели волка, оказались умнее. Волк грубый и злой, его слова нужно читать так же. Овцы боятся волка, поэтому их слова нужно читать трусливым голосом.

Прочитайте данный отрывок сказки по ролям:

– Сейчас есть вас буду!

– Съесть ты нас, батюшка, всегда успеешь. А только не будет ли такой твоей милости…

– Милости? Какой милости вы от Волка захотели?

– А вот какой – нет у нас, батюшка, запевалы. Мы, не в обиду тебе сказать, тоже петь любим. И был у нас запевала – баран, вроде тебя голосистый, да угнали его куда-то. Ты бы помог нам спеться, а потом бы и ел! Тебе ведь это просто: ты музыкант знаменитый, каждую ночь тебя слушаем, уснуть не можем!
– Верно, не спите?
– Где там уснуть. Глаз, батюшка, не смыкаем!
– Хм! Ну, ладно. Это, пожалуй, можно. Только смотрите у меня – слушаться! А то я вас!..

Уууу-куу-шу-ууу! Ууу-дууу-шууу!

– Бееееедные мы! Неееесчастные мы!
– Не так! – кричит Волк. – Басы, тише! Подголоски, громче! У-у-у-у-у!

– Беее! Мееее!

 

Список литературы

Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Nsportal.ru  (Источник). 
  2. Festival.1september.ru Источник). 
  3. Detyam-knigi.ru (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Перечитайте всю сказку ещё раз. Найдите героев сказки, от имени которых тоже идёт речь. Прочитайте сказку с родителями по ролям.
  2. Подготовьте выразительное чтение диалога овец и волка.
  3. Прочитайте дополнительно две сказки Бориса Заходера на выбор.