Классы
Предметы

Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»

На этом уроке вы рассмотрите определение сказки, познакомитесь с произведением Г. Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», выполните интересные задания, познакомитесь с другими произведениями этого автора.

О сказках

На этом уроке вы будете играть, читать и фантазировать. Начнём с игры. Подумайте, как из слова сын получить слово торт. Попробуем составить цепочку слов, выделим буквы, которые менялись:

СЫН – СЫР – СОР – СОРТ – ТОРТ

Слово сын как в сказке превратилось в слово торт.

 

Вопрос, что такое сказка, беспокоит умы людей с незапамятных времён. Определений сказки очень много. Вот одно из них:

Сказка – это частично вымышленная история со счастливым концом.

Посмотрите, что про сказки думают дети:

«Это путешествие в мир волшебства».

Алёна, 5 лет

«Это рассказ бабушки перед сном».

Саша, 7 лет

«Это чудеса».

Вика, 5,5 лет

«Это интересная история про разных сказочных героев».

Ваня, 6 лет

 

Как и у взрослых, у детей нет общего определения, что такое сказка. Может быть, это потому что у каждого есть свои любимые сказка, сказочные герои и рассказчик.

Можно дать и такое определение:

Сказка – это тот мостик, по которому взрослые ведут ребёнка из младенчества во взрослую жизнь.

 

Сказки бывают авторские и народные. Рассмотрите названия произведений и укажите, какая это сказка:

  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (рис. 1).

Сказка о рыбаке и рыбке»

Рис. 1. Сказка о рыбаке и рыбке» (Источник

Это авторская сказка.

  • «Мороз Иванович» (рис. 2).

Мороз Иванович»

Рис. 2. «Мороз Иванович» (Источник

Это народная сказка.

  • Б. Заходер «Моя Вообразилия» (рис. 3).

«Моя Вообразилия»

Рис. 3. «Моя Вообразилия» (Источник

Это стихотворение.

  • П. Ершов «Конёк-Горбунок» (рис. 4).

«Конёк-Горбунок»

Рис. 4. «Конёк-Горбунок» (Источник

Это авторская сказка в стихах.

Чтение сказки «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»

Рассмотрите иллюстрацию к авторской сказке «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» (рис. 5).

«Как цыплёнок впервые сочинил сказку»

Рис. 5. «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» (Источник

Её автор – Геннадий Цыферов. Это весёлая сказка о том, как цыплёнок, услышав сказку о домике на куриных ножках, сочинил все остальные сказки. Прочитайте её.

 

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»
Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Задания на закрепление знаний

Каждый домик в сказке говорит своим голосом:

Домик на заячьих ножках запищал.

Домик на телячьих ножках замычал.

Домик на слоновых ножках запыхтел.

Домик на куриных ножках пропел.

Все выделенные слова можно заменить одним словом – сказал. Автор не употребляет одно лишь слово сказал, а использует разные слова для описания каждого домика, потому что так получается ярче, красочнее.

 

Прочитайте слова домиков из сказки и определите, какому домику принадлежит каждая фраза.

«Хочу бодаться!»

(домик на телячьих ножках)

 

«Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»

(домик на куриных ножках)

 

«Хочу прыгать!»

(домик на заячьих ножках)


«П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»

(домик на слоновых ножках)

Геннадий Михайлович Цыферов

А сочиняли ли вы дома сказки? Познакомьтесь с другими произведениями этого автора и попробуйте сочинить сказку самостоятельно.

Девочка читает сказку

Рис. 6. Девочка читает сказку (Источник)  

Геннадий Михайлович Цыферов (рис. 7) родился 26 марта 1930 года.

Г. М. Цыферов

Рис. 7. Г. М. Цыферов (Источник

Он был русским писателем и сценаристом, автором детских книг.

Геннадий Цыферов написал множество интересных рассказов:

  • «В медвежачий час»
  • «Жил на свете слонёнок»
  • «Как лягушонок искал папу»
  • «Как стать большим»
  • «Кто кого добрее»
  • «Маленький великанчик»
  • «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»
  • «Про чудака лягушонка»
  • «Сказка на колёсиках»
  • «Сказки старинного города»
  • «Тайна запечного сверчка»
  • «Что у нас во дворе»

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Planetaskazok.ru (Источник). 
  2. Myshared.ru (Источник).
  3. Litresp.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение сказки «Как цыплёнок впервые сочинил сказку».
  2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
  3. Прочитать дополнительно несколько сказок Геннадия Цыферова на выбор.