Классы
Предметы

Загадки — малые жанры устного народного творчества

На этом уроке вы познакомитесь с понятием загадка, рассмотрите художественные средства, при помощи которых создаются загадки, узнаете виды и темы загадок; научитесь составлять загадки.

Определение загадки

Загадка – выражение, требующее разгадывания. Загадка является жанром устного народного творчества.

Рассмотрите таблицу:

 

Фольклор

От английского folk – «народ», lore – «мудрость»

Фольклор – искусство народа

 

Жанры фольклора

Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки


Загадки
представляют собой свод знаний и понятий.

В загадках выражается стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

Художественные средства

Художественные средства, при помощи которых создаются загадки:

  • Метафора

(«Голубой шатёр весь мир накрыл» – небо)

  • Антитеза (противопоставление)

(«Из живого – мёртвое, из мёртвого – живое»)

  • Отрицание

(«Не вода, а жидкое, не снег, а белое»)

Виды загадок

Виды загадок:

  • Загадки-иносказания:

За тёмными лесами двое лебедей плясали.

(серьги)

  • Загадки-описания:

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.

(корова)

  • Загадки-вопросы:

Что на свете слаще всего?

(сон)

  • Загадки-шутки

Чинят крыши, мебель, рамы,
На рыбалку ходят…

(папы)

  • Загадки с числами

Один льёт, второй пьёт, третий подрастает.

(дождь, земля, растения)

Темы загадок

Темы загадок тоже разнообразны:

1.  Небо, земля, явления природы:

Синенькая шубёнка весь мир накрыла.

(небо) (рис. 1)

Небо

Рис. 1. Небо (Источник)

2. О воде, реках, ручьях:

Что вверх корнем растёт?

(сосулька) (рис. 2)

Сосульки

Рис. 2. Сосульки (Источник

Кругом вода, а с питьём беда.

(море) (рис. 3)

Море

Рис. 3. Море (Источник)

3. О насекомых:

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов.

(муравейник) (рис. 4)

Муравейник

Рис. 4. Муравейник (Источник

4. О птицах:

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

(курица) (рис. 5)

Курица

Рис. 5. Курица (Источник)

5. О животных:

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

(овца) (рис. 6)

Овца

Рис. 6. Овца (Источник

6. О людях:

Не часы, а тикает.

(сердце) (рис. 7)

Рис. 7. Сердце (Источник

7. Относящиеся к сельскому хозяйству (пашня, обработка хлеба):

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет.

(плуг) (рис. 8)

Плуг

Рис. 8. Плуг (Источник

8. О лесе, деревьях, кустах:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.

(берёза) (рис. 9)

Берёзовая роща

Рис. 9. Берёзовая роща (Источник

9. Об овощах и ягодах:

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

(кочан капусты) (рис. 10)

Капуста

Рис. 10. Капуста (Источник)

Посреди двора – золотая голова.

(подсолнух) (рис. 11)

Подсолнух

Рис. 11. Подсолнух (Источник

Загадки бывают рифмованными:

Чёрный Ивашка – деревянная рубашка.

Где носом ведёт, там заметку кладёт.

(карандаш) (рис. 12)

Карандаш

Рис. 12. Карандаш (Источник

Загадка – это:

  • небольшое поучительное высказывание, народная мудрость;
  • краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки;
  • небольшой стишок.

Задание на закрепление знаний

Определите, к какому жанру фольклора относятся данные тексты:

Мохнатенько,

Усатенько,

Лапки мягоньки,

А коготки востры.

(это загадка; разгадка – кот) (рис. 13)

Котёнок

Рис. 13. Котёнок (Источник

Котенька, коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать…

(потешка)

 

Ёжик, ёжик-чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать –

Нам водилу выбирать.

(потешка)

 

В новой стене,

В круглом окне

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено.

(загадка; отгадка – прорубь) (рис. 14)

Прорубь

Рис. 14. Прорубь (Источник

Жили-были старик да старуха. У них была дочка Алёнушка да братец её Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.

(сказка)

Составляющие загадки

Чтобы составить загадку, потребуются три составляющие:

  1. состав – на что похоже; надо рассказать, что из себя представляет или на что похоже явление или предмет;
  2. действия – кто делает такие же действия;
  3. признаки предметов – надо описать признаки предмета или явления так, чтобы можно было его представить.

Например:

Висит груша – нельзя скушать (рис. 15).

Груша

Рис. 15. Груша (Источник)

Ответ: лампочка – похожа на грушу по форме, подвешена к потолку, но съесть её нельзя, потому что она стеклянная (рис. 16).

Лампочка

Рис. 16. Лампочка (Источник)

Заключение

У всех народов загадки были показателем мудрости, а человек, который умел отгадывать и придумывать загадки, считался мудрецом. У вас есть уникальная возможность стать мудрецами. Придумайте загадки сами и загадайте их своим близким или друзьям.

 

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Ped-kopilka.ru (Источник).            
  2. Festival.1september.ru (Источник).        
  3. 5klass.net (Источник).        

 

Домашнее задание

  1. Дать определение понятию загадка, перечислить виды загадок, назвать составляющие загадок.
  2. Придумать загадку-вопрос про любого животного.
  3. Выучить три загадки на разные темы, подобрать к ним иллюстрации.