Классы
Предметы

С. Голицын «Сорок изыскателей». Глава первая «Какие роковые последствия произошли из-за непродуманной подмазки сковороды»

На этом уроке вы начнёте знакомство с творчеством Сергея Голицына, с его произведением «Сорок изыскателей», прочитаете первую главу повести, обратите внимание на важные моменты в ней.

Введение

Сергей Михайлович Голицын (рис. 1) с детства мечтал стать писателем.

С.М. Голицын (1909–1989)

Рис. 1. С.М. Голицын (1909–1989) (Источник

Он рос в атмосфере любви и уважения к литературному слову.

«Сорок изыскателей» – это первая, но не последняя повесть Голицына (рис. 2).

Обложка книги «Сорок изыскателей»

Рис. 2. Обложка книги «Сорок изыскателей» (Источник

Подумайте над названием повести. Какую информацию оно в себе таит? Сорок – это количество изыскателей. А чтобы понять, кто такие изыскатели, подберём однокоренные слова к слову изыскатель:

Изыскатель: искатель, искать, поиск, выискивать.

Изыскатель – человек, который занимается изысканием, то есть что-то постоянно ищет, изобретает в какой-то определённой области деятельности.

Чтение первой главы повести «Сорок изыскателей»

Сорок изыскателей (рис. 3)

«Сорок изыскателей»

Рис. 3. «Сорок изыскателей» (Источник

Слово «изыскатель» я впервые услышал от своего сына Миши, еще когда он учился в седьмом классе.

Примчался он однажды из школы весь взъерошенный и, бросив книги на стол, радостно объявил нам, что хочет быть только изыскателем, и даже не просто изыскателем, а непременно геологом.

Оказывается, в этот знаменательный день, с самого первого урока усевшись на задней парте, трое мальчишек с упоением читали книгу академика Ферсмана «Занимательная минералогия». Книга эта бесповоротно решила Мишину судьбу. Он стал мечтать о путешествиях – в тайгу, в горы, в пустыни, в Арктику, в Антарктику и как будто даже в космическое пространство. В будущем собирался он открывать новые месторождения нефти и газа, свинца и урана, угля и железа. А пока по выходным дням осенью и весной, а летом чуть ли не каждый день ранним утром с двумя-тремя приятелями, надев рюкзак на плечи, отправлялся он на обследование подмосковных оврагов или каменоломен.

В тексте прозвучало название книги «Занимательная минералогия».

Минералогия – это наука о минералах (рис. 4), каменных и горных породах, которые добывают как полезные ископаемые.

Минералы

Рис. 4. Минералы (Источник)

Позднее Миша всех взрослых и всех ребят стал разделять на изыскателей и на прочих. К изыскателям он относил тех, кто все время что-то изобретает, что-то придумывает или мечтает разыскать новое, неизвестное, таинственное и ищет на земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. Вот изыскательские профессии – топографы, снимающие карты местности, гидрологи, изучающие реки, ботаники, зоологи и многие другие, и самые-самые интересные из них – геологи.

Из разных прочих Миша специально выделил «тюфяков»: в этой группе очутились мальчишки сонливые, медлительные, ничем не интересующиеся, любители покушать. <…>

А вот кого Миша откровенно считал тюфячкой, так это свою младшую сестру Соню. И хотя Соня целый день ищет то завалившийся за кровать чулок, то уроненную на пол тетрадь или «Арифметику», все равно в изыскатели, по мнению Миши, ей не попасть никогда. <…>

Меня и маму Миша искренне уважает и любит, но я чувствую, что и нас он считает тюфяками.

Ведь кто я такой? Обыкновенный детский врач. <…>

А кто моя жена – наша мама? Просто домашняя хозяйка. Конечно, ничего изыскательского ни в ней, ни во мне нет.

К самым изыскательским, интересным профессиям Миша относит профессию геологов (рис. 5).

Геологи

Рис. 5. Геологи (Источник)

Каждое лето мы выезжали на дачу. <…>

Миша кончил школу и собирался поступать в геологоразведочный институт. <…> …

Геолог – это специалист по геологии.

Геология – наука о строении и составе земной коры, о методах изыскания полезных ископаемых.

С Мишей оставалась мама. А мне пришлось думать, как провести свой отпуск вдвоем с Соней. <…>

Да, я еще ничего не рассказал о моей Соне. Упомянул, что она невероятная растеряха и тюфячка, и все. У нее две косы с голубыми ленточками, голубые глаза, крошечный, чуть вздернутый носик, она перешла в шестой класс, учится на четверки, любит покушать, за обедом уплетает по две тарелки супа и по три котлетки. Когда сидит за уроками, от усердия высовывает язык, в свободное время все больше прыгает и смеется.

Куда же все-таки поехать?

– Поезжайте в Золотой Бор, – посоветовал мне сосед, старичок, историк-архивариус Иван Иванович. – По имеющимся у меня сведениям, это чудесное место – районный центр, изобилие вишен и яблок, достаточно широкая река. И учтите – от Москвы не столь далеко. И потом… Иван Иванович немного замялся. – Я хотел вам предварительно показать один любопытнейший документик. <…>

Уважаемый Иван Иванович был исключительно почтенный и культурный человек. Я с ним встречался каждое утро. Он ходил в пижаме, синей с белым, я – в красной с желтым. Я был худой и высокий, он – худой и совсем коротышка. За тщедушность, за малый рост Миша прозвал его Тычинкой.

Наш герой в раздумьях, где же провести отпуск. Скорее всего, это будет Золотой Бор. Но так ли это, мы узнаем позже.

Тычинка вернулся ко мне не через пять, а через восемь минут.

– Вы помните, как мы вас угощали блинами? – закричал он трагическим голосом.

– Помню, – удивленно ответил я.

– Все погибло! – простонал Тычинка и упал в кресло (рис. 6).

Иллюстрация к повести «Сорок изыскателе»

Рис. 6. Иллюстрация к повести «Сорок изыскателе» (Источник

– Расскажите, что случилось?

- Золотой Бор находится в двадцати километрах от Любца. Вот я и хотел дать вам незначительное поручение… И все погибло! – вновь простонал Тычинка.

– Проживал когда-то в Любце, в маленьком домике, некий гражданин, по слухам нелюдимый, сердитый и скупой. Направился наш библиотекарь к нему с целью выяснить, нельзя ли у сего гражданина купить старинные книги. Библиотекарь ошибся дверью и очутился в прескверном чулане, пропахшем мышами, и знаете, что он там обнаружил? На стене, между развалившимся шкафом и рассохшимися бочками, висел покрытый пылью портрет. Библиотекарь полой плаща смахнул пыль с полотна и увидел такое изумительное произведение искусства, что… одним словом, увидел девушку – красавицу с темными волосами, в сиреневом платье с кружевами. Черные печальные глаза красавицы горели вдохновенным огнем. Неожиданно выскочил хозяин, обругал библиотекаря, назвал чуть ли не вором и выгнал вон.

– А кто же был художник? – спросил я.

– Неизвестно. В том-то и дело, что неизвестно. В правом нижнем углу портрета библиотекарь едва разобрал загадочную надпись: «Я не могу даже подписаться». Что значат эти слова? Какой в них смысл? И до сегодняшнего дня никто и понятия не имеет о существовании того портрета. И знаете, в чем самая трагедия? Ни фамилии сего хранителя, ни его адрес так же неизвестны. Тогда наш библиотекарь начертил, как пройти от базарной площади к тому дому. Я этот план как зеницу ока берег в одной книге. Сейчас я нашел эту книгу, перелистал ее – плана нет. Я спросил Розу. И что же выяснилось? Тогда, перед моим днем рождения, она решила произвести генеральную уборку, стала вытирать пыль на книжных полках, а после уборки затеяла печь блины. Она накрутила этот драгоценный документ на палочку для подмазки сковороды. Только одно сохранилось в моей памяти: тот дом стоит на одной из окраин города, но на какой окраине, восточной или западной, северной или южной, простите, позабыл. Впрочем, я полагаю, Любец – город небольшой, вы и так найдете.

«А ведь поиски портрета, – подумал я, – тоже очень заманчивое и самое настоящее изыскательское занятие».

– Уважаемый Иван Иванович, успокойтесь, пожалуйста. Обещаю вам сделать все возможное и все невозможное и попытаться таинственный портрет разыскать даже и без вашего плана, – торжественно произнес я.

Заключение

А вы согласны, что поиски портрета – это настоящее изыскательское дело? Вернёмся к названию повести и перечислим, сколько изыскателей в первой главе.

Герои повести:

  1. Я – детский врач, папа.
  2. Сын Миша.
  3. Младшая сестра Миши – Соня.
  4. Мама – домашняя хозяйка.
  5. Сосед, историк-архивариус Иван Иванович, он же Тычинка.

Значит, встреча с остальными героями повести впереди.

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» уч. для 3 кл. Часть 1,2. – М. Просвещение, 2013
  2. Кубасова О.В., Литературное чтение в 4 частях. – «Ассоциация XXI век», 2014.
  3. Кац Э.Э. Литературное чтение в 3-х частях. – «Астрель», 2014.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Deti-book.info (Источник).   
  2. Nsportal.ru (Источник).  
  3. Profilib.com (Источник).   

 

Домашнее задание

  1. Изучить самостоятельно биографию Сергея Голицына.
  2. Пересказать содержание первой главы повести «Сорок изыскателей».
  3. Назвать героев повести, встречающихся в первой главе.