Классы
Предметы

И. Бунин «Розы»

На этом уроке вы познакомитесь с творчеством Ивана Бунина и его произведением «Розы», проанализируете это стихотворение по строфам, узнаете, что хотел сказать автор своими стихами.

Стихотворение И. Бунина «Розы»

Иван Алексеевич Бунин (рис. 1) родился в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье.

И.А. Бунин

Рис. 1. И.А. Бунин (Источник)

Иван Алексеевич (рис. 2) был прозаиком, поэтом и переводчиком. Он очень любил работать летней порой. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки природы.

Иван Бунин

Рис. 2. Иван Бунин (Источник

Розы

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы,
Звенели мухи – день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их –
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.

Анализ стихотворения «Розы»

У Бунина нарисована картина летней грозы. Она не страшная и недолгая. Она как утреннее умывание.

Проведём анализ стихотворения по строфам.

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –

Две чаши, полные огня (рис. 3).
Розы

Рис. 3. Розы (Источник

Лазурь – светло-синий цвет.

Розы похожи на чаши: круглые и большие. Они полные огня, алые и красные.

В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат
(рис. 4).

Деревня

Рис. 4. Деревня (Источник

Истома – полная расслабленность, чувство приятной слабости, томление.

Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов-признаков (имён прилагательных) складывается картина очень жаркого летнего дня.

Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчёлы
(рис. 5),
Звенели мухи – день сиял.
Пчела

Рис. 5. Пчела (Источник

Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их.

Зыбкий – неустойчивый, легко приходящий в состояние колебания.

А вот и первая гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали, то есть ливень быстро проходил, омывая землю.

И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня
(рис. 6).

Две розы

Рис. 6. Две розы (Источник

Томные – устало-нежные.

Слёзы – это капли дождя, но ливень не погасил огня, розы всё так же горят.

Заключение

Рассмотрите, каким представляет читателям день Иван Бунин:

  1. Пламенный
  2. Жаркий
  3. Душный
  4. С истомой
  5. День сиял
  6. Грохотал гром
  7. Лились потоки голубых ливней

Поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или о трёх, потому что одна роза олицетворяет одиночество, нечто тоскливое, а две розы – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу (рис. 7).

Розы

Рис. 7. Розы (Источник

В своём стихотворении Иван Бунин радуется жизни, красоте лета, восхищается розами. Он любуется гармонией и красотой природы.

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» уч. для 3 кл. Часть 1, 2. – М. Просвещение, 2013.
  2. Кубасова О.В., Литературное чтение в 4 частях. – «Ассоциация XXI век», 2014.
  3. Кац Э.Э. Литературное чтение в 3-х частях. – «Астрель», 2014.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Citaty.su (Источник).  
  2. Nsportal.ru (Источник).  
  3. Kursoteka.ru (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Какие картины летнего дня всплывают при чтении стихотворения «Розы»?
  2. Провести анализ стихотворения «Розы» по строфам.
  3. Выучить наизусть стихотворение «Розы» И.А. Бунина.