Классы
Предметы

И. Крылов «Две бочки»

Сегодня на уроке мы поговорим о баснях И.А. Крылова, проверим знание этих басен, прочтем басню «Две Бочки», разберем ее, узнаем лучше великого баснописца.

Басни Ивана Андреевича Крылова

Из предыдущих уроков мы уже знаем, что басня – это сказка, которая чаще всего сложена в стихотворной форме, обязательно содержит мораль или поучение. Басни Крылова очень известны и хорошо знакомы людям. Они учат нас быть добрее, умнее, заботиться друг о друге. Все образованные люди хорошо знают басни Крылова, потому что именно они являются тем, что называется «жизненный опыт». Читая басни Крылова, мы учимся, как правильно себя вести, потому что в своих произведения автор прямо говорит, как надо себя вести, а как нет.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете басни Крылова. Узнайте и назовите басню по предметам:

Ель (рис. 1)

Рис. 1. Ель

Сыр (рис. 2)

Рис. 2. Сыр (Источник)

Басня «Ворона и Лисица».

Очки (рис. 3)

Рис. 3. Очки

Камень (рис. 4)

Рис. 4. Камни (Источник)

Басня «Мартышка и очки».

Пирог (рис. 5)

Рис. 5. Пирог

Бочонок (рис. 6)

Рис. 6. Бочонок (Источник)

Жаркое (рис. 7)

Рис. 7. Жаркое (Источник)

Кот (рис. 8)

Рис. 8. Кот (Источник)

Басня «Кот и повар».

Воз (рис. 9)

Рис. 9. Воз (Источник)

Облака (рис. 10)

Рис. 10. Облака (Источник)

Вода (рис. 11)

Рис. 11. Вода (Источник)

Басня «Лебедь, Щука и Рак».

Сад (рис. 12)

Рис. 12. Сад (Источник)

Ягодки (рис. 13)

Рис. 13. Ягоды (Источник)

Глаза (рис. 14)

Рис. 14. Глаза (Источник)

Басня «Лисица и виноград».

Подушка (рис. 15)

Рис. 15. Подушка (Источник)

Ковер (рис. 16)

Рис. 16. Ковер

Диван (рис. 17)

Рис. 17. Диван (Источник)

Серебро (рис. 18)

Рис. 18. Серебро (Источник)

Басня «Две собаки».

Замок (рис. 19)

Рис. 19. Замок

Секрет (рис. 20)

Рис. 20. Секрет (Источник)

Басня «Ларчик».

Двор (рис. 21)

Рис. 21. Двор (Источник)

Огонь (рис. 22)

Рис. 22. Огонь (Источник)

Ружье (рис. 23)

Рис. 23. Ружье (Источник)

Басня «Волк на псарне».

Из приведенных ниже названий басен отметьте те, которые Крылов не писал:

«Волк и Ягненок»

«Ворона и Лисица»

«Кошка и Соловей»

«Соловей и Ворона»

«Кукушка и Петух»

«Две подруги»

«Две собаки»

«Полкан и Шавка»

«Рыбьи дела»

«Рыбья пляска»

Проверим. Крылов не писал басни:

«Соловей и Ворона»

«Полкан и Шавка»

«Рыбьи дела»

Басня «Две Бочки»

Прочтем басню Ивана Андреевича Крылова «Две Бочки».

Две Бочки.

Две Бочки ехали: одна с вином,

Другая

Пустая.

Вот первая себе без шуму и шажком

Плетется,

Другая, вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

И пыль столбом;

Прохожий к стороне скорей от страху жмется,

Ее заслышавши издалека

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку.

Кто делов истинно, – тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

Разбор басни «Две бочки»

Давайте охарактеризуем главных героев басни и разберем ее. Главными героями басни являются две Бочки. Обратите внимание, что слова «бочки» написаны с заглавной буквы, потому что под этими предметами автор подразумевает людей. В басне есть фраза «кто делов в истине». Это означает «кто действительно деловит». Давайте обратимся к тексту басни и узнаем, каким характером, нравом обладает первая Бочка.

Вот первая себе без шуму и шажком

Плетется

А вот слова о характере второй Бочки:

Другая, вскачь несется;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

И пыль столбом…

Вторая Бочка ведет себя так для того, чтобы привлечь к себе внимание, потому что она пустая.

Прохожий к стороне скорей от страху жмется,

Ее заслышавши издалека

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

Прочитаем мораль басни:

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку.

Кто делов истинно, – тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

Выберите из приведенных ниже пословиц те, которые больше подходят к этой басне.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Язык болтает, а голова не знает.

Не спеши языком – спеши делом.

Говорит день до вечера, а слышать нечего.

Нашей басне подходят третья и четвертая пословицы.

Басня «Две Бочки» учит нас тому, что не надо кричать о своих делах. Если вы действительно что-то сделали, то это обязательно отметят и увидят. А часто бывает так, что человек ничего не сделал, а слишком много говорит о своей работе.

Об Иване Крылове

Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа и служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народа.

Гоголь

Рис. 24. Н. В. Гоголь (Источник)

Николай Васильевич Гоголь (рис. 24) говорил о баснописце так:

«Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек».

«Всюду у него Русь и пахнет Русью».

Крылов

Рис. 25. И. А. Крылов (Источник)

Посмотрите на портрет (рис. 25). Что можно сказать об Иване Крылове? Открытое лицо, добрые проницательные глаза мудрого человека. Люди проявляют любовь к баснописцу чаще всего в возведении памятников. Так, в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, есть бронзовый памятник Ивану Андреевичу Крылову (рис. 26).

Памятник И. А. Крылову

Рис. 26. Памятник И. А. Крылову (Источник)

На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Народ очень высоко чтит память о великом баснописце. Около дедушки Крылова всегда цветы, играющие дети. Это все потому, что наблюдения, мысли народа, весь его многовековой жизненный опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали. Например:

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»

И можно еще долго продолжать зачитывать морали разных басен Ивана Андреевича Крылова.

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Folk-tale.narod.ru (Источник).
  2. Stihi-rus.ru (Источник).
  3. Krylov.biografy.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Подготовьте выразительное чтение басни «Две Бочки».
  2. Объясните, как вы понимаете мораль басни. Найдите несколько подходящих ей по смыслу пословиц.
  3. * Нарисуйте иллюстрацию к басне.