Классы
Предметы

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

На этом уроке мы вспомним, что такое басня, узнаем об интересном памятнике великому баснописцу, выучим новые слова и словосочетания, прочтём басню «Лебедь, Щука и Рак», разберём её, выполним задания.

Для чего нужны нам басни?

Мы уже знаем, что басня – это рассказ, чаще всего в стихотворной форме, который содержит в себе поучение, совет или мораль. Басни занимают весомое место в литературе и играют важную роль в жизни людей. Они нужны для того, чтобы люди могли избавляться от своих пороков, т. е. от дурных привычек.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову

Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге

Рис. 1. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге (Источник)

На предыдущих уроках мы узнали, что Иван Андреевич Крылов был великим русским баснописцем. По всей стране ему возведены памятники. Один из них стоит в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов (рис. 1). Памятник выполнен скульптором П. Клодтом.

Пьедестал памятника Крылову

Рис. 2. Пьедестал памятника Крылову (Источник)

Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова (рис. 2). Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомним их и назовём басни, из которых взяты эти строчки.

У сильного всегда бессильный виноват.

(басня «Волк и Ягнёнок»);

Сильнее кошки зверя нет.

(басня «Мышь и Крыса»);

А Васька слушает, да ест.

(басня «Кот и повар»);

Видит око, да зуб неймет.

(басня «Лисица и виноград»);

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

(басня «Квартет»).

Знакомство с новыми словами и словосочетаниями

Познакомимся с новыми словами и словосочетаниями, чтобы текст басни был понятнее.

Из кожи лезут вон – очень стараются.

А воз и ныне там – воз стоит на прежнем месте.

А возу все нет ходу – герои не сдвинули воз с места.

Поклажа – груз или багаж.

Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Прочтём басню И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

«Лебедь, Щука и Рак» (рис. 3).

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Лебедь, Щука и Рак

Рис. 3. Лебедь, Щука и Рак (Источник)

Разбор басни «Лебедь, Щука и Рак»

Давайте охарактеризуем персонажей как животных. Лебедь – это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев. Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами. Щука плавает в озере куда захочет. Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону.

Персонажи вызывают у нас чувство сожаления. Автор басни тоже жалеет о том, что у товарищей согласия нет, и не удалось им поклажу сдвинуть с места. Иван Крылов написал эту басню потому, что хотел научить нас действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках. В басне есть слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти. Автор называет героев произведения товарищи и говорит, что «поклажа бы для них казалась и легка».

У читателей вызывает улыбку то, как герои выполняли свою работу. Но этот смех добрый, не злой.

Мораль басни такова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Выполним задания

Давайте составим вопросы к басне и ответим на них крылатыми выражениями из неё.

1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись.

2 Как они старались выполнить работу?

Из кожи лезут вон.

3. Получилась ли их затея?

А возу все нет ходу.

Крылатые выражения каждый образованный человек должен знать и умело употреблять в своей речи.

Прочитаем отрывок из басни и найдём слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

«Лебедь рвется в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый (рис. 4).

Лебедь

Рис. 4. Лебедь (Источник)

«Рак пятится назад» – он неповоротливый, нерасторопный (рис. 5).

Рак

Рис. 5. Рак (Источник)

«Щука тянет в воду» – настойчиво выполняет свое дело (рис. 6).

Щука

Рис. 6. Щука (Источник)

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Moscow.org (Источник).
  2. Deti-online.com (Источник).
  3. Ru.wikipedia.org (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак». Выразительно её прочитать.
  2. Выписать крылатые фразы из басни. Потренируйтесь употреблять их в речи, составьте с ними предложения.
  3. * Нарисовать героев басни «Лебедь, Щука и Рак» так, как вы их себе представляете.