Классы
Предметы

Русская народная сказка «Марья и ведьмы»

На этом уроке мы узнаем о некоторых обрядах и верованиях наших предков, выясним значения новых слов, прочтём русскую сказку «Марья и ведьмы» и разберём её.

Сноски-пояснения к тексту

Сказка, которую мы сегодня прочтём, сложена русским народом, т. е. русская народная. Называется она «Марья и ведьмы». По названию сказки сложно предположить, о чём она будет, но в этом нам помогут сноски-пояснения:

Зелье – ядовитый или лечебный напиток из настоя на травах (рис. 1).

Зелье

Рис.1. Зелье (Источник)

Купальная ночь. В конце июня, в самый длинный день и самую короткую ночь, справляли летний праздник Ивана Купалы. Улицы, лесные поляны, берега рек оглашались веселыми песнями и звонкой игрой на дудках, освещались яркими кострами. Все, от мала до велика, принимали участие в этом празднике (рис. 2).

 

Рис. 2. Ночь накануне Ивана Купалы (Источник)

В одной из купальных песен пелось:

Кто не выйдет на купальню,

Тот будет пень-колода.

А кто пойдёт на купальню,

Тот бел-берёза.

Бурьян – заросли высокой сорной травы (рис. 3).

Бурьян

Рис. 3. Бурьян (Источник)

Колода – короткое толстое дерево (рис. 4).

Колода

Рис. 4. Колода (Источник)

Око – глаз (рис. 5).

Глаз

Рис. 5. Глаз (Источник)

Традиция. Это слово имеет несколько значений:

То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Чтение сказки «Марья и ведьмы»

Давайте прочтём сказку «Марья и ведьмы», представим себе её героев.

«Марья и ведьмы»:

Жила-была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. Много к ней народа переходило со своими хворостями-болезнями, и всех Марья вылечила. Лечила травами да кореньями – всякими добрыми зельями, собранными летом в купальную ночь. Ночь на Ивана Купалу окутана тайной. По народным поверьям, в эту ночь оживала вся нечисть, появлялись ведьмы и змеи. То был «колдунный» день.

Было традицией ходить на Купалу в поле и в лес искать целебные травы и цветы, запасать их на весь год. Считалось, что только сорванные в эту ночь они имеют лечебную силу.

Когда месяц на всходе заиграл, пошла Марья с девушками, красными молодушками, из деревни в поле – копать травы и коренья на лечебные зелья. Ходила Марья по полю и не заметила, как кустичек по-за кустичек, бугорок по-за бугорок ушла она далеко от девушек и потерялась.

Бродила-ходила Марья, девушек кликала-звала и зашла на неведомый двор. Во дворе в бурьяне волки воют, на дубах филины ухают. А в стороне на высокой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведьмы сидят, на неё косо глядят. Спрашивают:

– Марья, где твоё гулянье, где ты досель бывала?

– Моё гулянье,– отвечает Марья,– в ночь Купалу, и была я за рекой в чистом поле.

– Что там делала?

– Травы и коренья копала на лечебные зелья.

– Скажи-ка нам: почему трава медуница медовая, из которой мы варим зелье для напуска хворей-болезней, не по всем лугам зелёным растёт?

– Как же ей расти по всем лугам зелёным,– говорит Марья,– весной её скотом травят, летом её косой режут, в осень её с корнем рвут.

Надумали ведьмы выследить, какие такие травы и коренья Марья собирает на лечебные зелья, да повытоптать их. Отпустили Марью, Дорогу ей показали, а по её следам пустили самую лютую, злую ведьму Чуровницу. Вот ведьма по её следам и пошла. Идёт, прячется то за тем, то за сем, то за толстым снопом, то за осиновым стволом.

Стала Марья рвать-копать травы и коренья, как вдруг услышала песню. Побежала на голос и повстречала своих девушек, красных молодушек. А ведьма тут как тут, появилась, схватила у Марьи лечебные травы и коренья и наступает, убить хочет.

Закричали девушки:

– Ой, чур, чур, ведьма! Ой, чур, чур, Чуровница! Уходи!

Встали девушки вокруг Марьи, замкнули круг и не пускают ведьму, отбиваются, кричат:

Катись, ведьма,

За мхи, за болота,

За гнилые колоды,

Где люди не бывают,

Собаки не лают,

Петухи не поют,

Тебе там и место!

Совсем выбилась из сил ведьма, не может одолеть девушек, не может в круг войти. От злости в козу оборотилась. Полезла на дуб да свалилась, забилась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведьмы Чуровницы. Так и не узнали ведьмы, какие такие лечебные травы и коренья и где они растут.

Воротилась Марья с девушками, красными молодушками, в деревню, тут Купаленка-ночка маленькая и прошла.

Разбор сказки «Марья и ведьмы»

Давайте разберём и охарактеризуем прочитанный текст. Мы можем с уверенностью сказать, что это сказка, потому что, во-первых, есть зачин – «жила-была», во-вторых, есть сказочные персонажи – ведьмы. Всего в сказке несколько действующих лиц: Марья, ведьмы и девушки.

Из сказки мы узнали, что традицией на Ивана Купалу было ходить в поле и в лес искать целебные травы и цветы, запасать их на весь год. Травы собирали именно в этот день, потому что считалось, что только сорванные в эту ночь они имеют лечебную силу.

Вспомним, как Марья набрела на неведомый двор:

«Бродила-ходила Марья, девушек кликала-звала и зашла на неведомый двор. Во дворе в бурьяне волки воют, на дубах филины ухают. А в стороне на высокой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведьмы сидят, на неё косо глядят».

Чуровницу была послана за Марьей не просто так, а с особым заданием:

«Надумали ведьмы выследить, какие такие травы и коренья Марья собирает на лечебные зелья, да повытоптать их. Отпустили Марью, дорогу ей показали, а по её следам пустили самую лютую, злую ведьму Чуровницу. Вот ведьма по её следам и пошла. Идёт, прячется то за тем, то за сем, то за толстым снопом, то за осиновым стволом».

Но всё же девушки смогли победить злой дух ведьмы:

«Закричали девушки:

– Ой, чур, чур, ведьма! Ой, чур, чур, Чуровница! Уходи!

Встали девушки вокруг Марьи, замкнули круг и не пускают ведьму, отбиваются, кричат:

Катись, ведьма,

За мхи, за болота,

За гнилые колоды,

Где люди не бывают,

Собаки не лают,

Петухи не поют,

Тебе там и место!

Рис. 6 (Источник)

Совсем выбилась из сил ведьма, не может одолеть девушек, не может в круг войти. От злости в козу оборотилась. Полезла на дуб да свалилась, забилась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведьмы Чуровницы.»

Эта сказка отличается от тех, что мы разбирали на предыдущих уроках. В этой сказке есть превращение, волшебство, значит, эта сказка волшебная.

Давайте разделим её на части и озаглавим каждую, т. е. составим словесный план к сказке:

«Колдунный» день.

Встреча Марьи с ведьмами.

Девушки победили Чуровницу.

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4. – М.: Просвещение.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 4. – М.: Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. и др. / Под ред. Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. 4. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Ideti.org (Источник).
  2. Tradicii.com (Источник).
  3. Bayushki.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Прочитать выразительно сказку, подготовить её пересказ по составленному плану.
  2. Ответить на вопросы:
    Зачем Марья с девушками пошли в ночь на Ивана Купалу из деревни в поле?
    Какую ведьму послали за Марьей подсматривать, какие она травы и цветы собирает?
  3. Как девушки смогли победить злой дух ведьмы?
  4. * Нарисовать иллюстрацию к сказке.