Классы
Предметы
Пользователи из разных городов пишут нам, что их иногда смущает содержание видеоуроков и произношение преподавателей.

Наша основная задача - помочь ученику быть успешным в школе.

С помощью наших видеоуроков по английскому языку вы сможете подготовиться к завтрашнему уроку в средней (неспециализированной) школе. Чтобы освоить язык для свободного применения в повседневной жизни, рекомендуем обратиться к сайтам Lingualeo.com, Engvid.com, Busuu.com.

Мы знаем, что произношение наших преподавателей часто отличается от произношения носителей языка.

В нашу задачу не входит поставить идеальное английское произношение. К тому же произношение неодинаково, даже у жителей различных районов Великобритании (произношение в Шотландии отличается от произношения в Уэльсе), что уж говорить об Австралии и Индии. Мы уверены, что, если вы научитесь произносить звуки так, как это делают наши учителя, это вам поможет и в школе, и в жизни.

Приставки прилагательных

Хорошо разбираясь в английском словообразовании, вы будете испытывать меньше трудностей в понимании английских текстов, ведь вы как минимум будете знать, к какой части речи относится незнакомое слово. Кроме того, этот навык очень полезен для сдачи экзаменов, например ЕГЭ по английскому языку. В ходе данного урока мы познакомимся с приставками прилагательных, их значениями и особенностями употребления.

Вступительная часть

Использование приставок и суффиксов образуют тип словообразования, который называется аффиксация. Мы уже знаем о приставках, которые употребляются для образования существительных. На этом уроке мы рассмотрим приставки, с помощью которых образуются прилагательные.

 

Рис. 1. Словообразование (Источник)

Приставки прилагательных с отрицательным и противоположным значением

Приставка – это группа букв (аффиксов), которая добавляется в начале слова или перед корнем слова, чтобы изменить его значение. Большинство прилагательных образуются добавлением приставок с отрицательным значением. Примеры:

a-/ab-: atypical (нетипичный), abnormal (аномальный);

anti-  antisocial (антиобщественный);

dis-: dissimilar (непохожий), dishonest (нечестный);

in-/im-/il-/ir-: inconvenient (неудобный), impossible (невозможный), illegal (незаконный), irregular (неправильный);

non-: nonexistent (несуществующий), nonpolitical (аполитичный);

un-: unhappy (несчастный), unfortunate (неудачный), uncomfortable (неудобный).

Приставка un- чаще всего употребляется для образования прилагательных с отрицательным значением. Обратите внимание на некоторые примеры с приставкой un- и на значения данных слов (рис. 2).

Рис. 2. Примеры прилагательных с приставкой un-

К сожалению, не существует четкого правила, когда и где нужно употреблять приставку un-, поэтому слова с этим префиксом нужно просто запомнить. Что касается других приставок с отрицательным значением, то правила их употребления можно сформулировать более четко.

1. Префикс il- употребляется перед согласной l: logical – illogical (логичный – нелогичный), legible – illegible (разборчивый – неразборчивый), literate – illiterate (грамотный – неграмотный).

2. Приставка ir- употребляется перед согласной r: responsible – irresponsible (ответственный – безответственный), replaceable – irreplaceable (заменимый – незаменимый), regular – irregular (регулярный – нерегулярный).

3. Префикс im- обычно употребляется перед согласной p: polite – impolite (вежливый – невежливый), personal – impersonal (личный – безличный), possible – impossible (возможный – невозможный). Также префикс im- употребляется перед согласной m: measureable – immeasurable (измеримый – неизмеримый).

4. Приставка in- чаще всего употребляется:

  • перед буквосочетанием ac: accurate – inaccurate (точный – неточный), active – inactive (активный – неактивный). НО: acceptable – unacceptable (приемлемый – неприемлемый);
  • перед согласной с: coherent – incoherent (связный – бессвязный), capable – incapable (способный – неспособный);
  • исключения: informal (неформальный), inarticulate (невнятный), infamous (бесславный).

5. Префикс dis- употребляется перед согласной h: harmonious – disharmonious (гармоничный – негармоничный), heartened – disheartened (воодушевленный – унылый), honest – dishonest (честный – нечестный). Запомните наиболее употребляемые слова с префиксом dis-: advantageous – disadvantageous (преимущественный – невыгодный), passionate – dispassionate (страстный – бесстрастный), respectful – disrespectful (уважительный – неуважительный), loyal – disloyal (преданный – вероломный).

6. Приставка non- употребляется довольно редко и иногда может заменять другие префиксы (например, un-): unprofessional – nonprofessional (непрофессиональный), unrecoverable – nonrecoverable (невосстанавливаемый), apolitical – nonpolitical (аполитичный). НО: nonsmoking, а не unsmoking (некурящий).

Остальные случаи употребления приставок прилагательных сложно подписать под определенные правила, поэтому такие примеры лучше проверять в словаре.

Рис. 3. Употребление приставок (Источник)

Приставки прилагательных с другими значениями

Кроме отрицательного и противоположного значения, приставки прилагательных могут нести и другую смысловую нагрузку.

  • Приставка bi- (= два): bilingual (двуязычный).
  • Префикс inter- (= между, среди): international (интернациональный), interchangeable (взаимозаменяемый).
  • Приставка mono- (= один): monosyllabic (односложный).
  • Префикс multi- (= более одного, много): multinational (многонациональный), multifunctional (многофункциональный).
  • Приставка post- (= после): postmodern (постмодернистский), posterior (задний).
  • Префикс pre- (= до): premature (преждевременный), prehistoric (доисторический).
  • Приставка pro- (= поддерживающий): prospective (будущий, ожидаемый), proactive (действующий заранее).
  • Префикс semi- (= половина): semicircular (полукруглый).
  • Приставка sub- (= под): substandard (нестандартный), substantial (существенный), subtropical (субтропический).

Упражнение

Заполните пропуски, используя слова в скобках с одной из отрицательных приставок.

1. More than half of the population still stays _____ on the continent of Africa. (literate)

2. How many English _____ verbs do you know? (regular)

3. The smell of fried bacon and eggs was _____ . (resistible)

4. It was ______ for him to forgive her. (possible)

5. Usually children are so _____ . (patient)

6. His _____ style of life puts me off. (active)

7. The concrete at a construction was _____ . (even)

8. Despite the fact that the film was _____ it was rather _____ . (usual, interesting)

9. I think I will order a _____ drink. (alcoholic)

10. I would like to take part in expeditions to _____ areas of our planet. (accessible)

 

Answer key:

1. illiterate

2. irregular

3. irresistible

4. possible

5. impatient

6. inactive

7. uneven

8. unusual, uninteresting

9. nonalcoholic

10. inaccessible


 

Задания повышенной сложности

Упражнение 1. Выберите слово с приставкой, которая не несет отрицательное значение.

1. im-

a) import

b) impatient

c) improper

2. un-

a) unequal

b) understanding

c) undeniable

3. in-

a) industrial

b) indirect

c) intolerant

4. un-

a) unskilled

b) unfair

c) unfold

5. in-

a) inseparable

b) interesting

c) insincere

 

Answer key:

1-a, 2-b, 3-a, 4-c, 5-b.

 

Упражнение 2. Выберите правильную приставку для образования отрицательной формы прилагательных.

1. Whether the book is well or badly written is _____ for me – it has an important message. (material)

a) un-   b) in-   c) im-   d) il-   e) dis-

2. The organization insists that it is _____ and does not identify with any one particular party. (political)

a) a-   b) dis-   c) im-   d) in-   e) un-

3. We’re living in an _____ world. (perfect)

a) un-   b) im-   c) in-   d) il-   e) dis-

4. The new house is not _____ to our old one except that it’s a bit bigger. (similar)

a) des-   b) dis-   c) il-   d) in-   e) un-

5. The benefits from pure research are often _____ . (direct)

a) a-   b) im-   c) in-   d) ir-   e) un-

 

Answer key: 1-c, 2-a, 3-b, 4-b, 5-c


 

Заключительная часть

Итак, на данном уроке мы рассмотрели различные приставки прилагательных и особенности их употребления.

 

Список литературы

1. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. Английский язык (базовый уровень). – Просвещение, 2012.

2. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык (базовый уровень). – Титул, 2009.

3. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык (базовый уровень). – Титул, 2010.

4. Го­ли­цын­ский Ю.Б., Грам­ма­ти­ка. Сбор­ник упраж­не­ний. – Каро, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Correct English» (Источник)

2. Интернет портал «Lingvister» (Источник)

3. Интернет портал «Lessons English» (Источник)

 

Домашнеезадание

1. Give the following adjectives an opposite meaning.

able, convenient, reversible, probable, existent, used, justified, responsible, informed, consistent, economic, logical, accessible, relevant, scientific.

2. Пройти онлайн-тест – http://engblog.ru/il-ir-im-in-un-dis-mis-non.

3. * Закончите предложения прилагательными, подходящими по смыслу.

1. Something that can´t be seen is ………………………………………. .

2. Materials that do not burn are ………………………………………. .

3. Funding that cannot cover all the needs of a project is ……………………………………… .

4. Things that have the wrong shape are …………………………………….. .

5. Something that is cheap is …………………………………….. .

6. Something without limits in space or time is …………………………………….. .

7. An argument that doesn´t make sense is ………………………………… .

8. Behavior that is not right in a particular situation is …………………………………………. .

9. An event that isn´t likely to happen is …………………………………. .

10. Problems that can´t be solved are …………………………………. .