Классы
Предметы
Пользователи из разных городов пишут нам, что их иногда смущает содержание видеоуроков и произношение преподавателей.

Наша основная задача - помочь ученику быть успешным в школе.

С помощью наших видеоуроков по английскому языку вы сможете подготовиться к завтрашнему уроку в средней (неспециализированной) школе. Чтобы освоить язык для свободного применения в повседневной жизни, рекомендуем обратиться к сайтам Lingualeo.com, Engvid.com, Busuu.com.

Мы знаем, что произношение наших преподавателей часто отличается от произношения носителей языка.

В нашу задачу не входит поставить идеальное английское произношение. К тому же произношение неодинаково, даже у жителей различных районов Великобритании (произношение в Шотландии отличается от произношения в Уэльсе), что уж говорить об Австралии и Индии. Мы уверены, что, если вы научитесь произносить звуки так, как это делают наши учителя, это вам поможет и в школе, и в жизни.

Модальные глаголы. Эквиваленты модальных глаголов

На данном уроке мы познакомимся с некоторыми модальными глаголами (can, may и must) и их эквивалентами (to be able to, have to, should), а также на конкретных примерах рассмотрим их значения.

Как вы знаете, в английском языке есть глаголы, которые выражают определенные действия, например: (to) write – писать, (to) answer – отвечать, (to) sing – петь. Но есть также особая группа глаголов, которые выражают не само действие, а лишь отношение к этому действию. Такие глаголы называют модальными, среди них чаще всего используются глаголы can, may, must, have to и should. Они имеют самое общее значение и могут употребляться во многих ситуациях. 

Например:

My sister can dance very well. – Моя сестра умеет очень хорошо танцевать.

May I come in? – Могу я войти?

You must eat healthy food. – Ты должен есть здоровую пищу. (Рис. 1)

Рис. 1. Иллюстрация к примеру (Источник)

Ответвление 1. Виды отношений к действию

Итак, что же значит «модальные глаголы выражают не само действие, а лишь отношение к действию»? О как отношении идет речь? Возьмем, к примеру, смысловой глагол to go, который в предложении “I will go to New York” (Я поеду в Нью-Йорк) выражает определенное действие – идти, ехать. С помощью модальных глаголов говорящий может показать, возможно какое-то действие или нет, обязательно оно или не нужно. Так, добавим в наше предложение различные модальные глаголы и посмотрим, что произойдет.

1.      I can go to New York. – Я могу поехать в Нью-Йорк (способность, возможность). (Рис. 2)

2.      I must go to New York. – Я должен поехать в Нью-Йорк (необходимость).

3.      You must go to New York. – Ты должен поехать в Нью-Йорк (приказ).

4.      May I go to New York? – Можно мне поехать в Нью-Йорк? (спрашивание разрешения).

5.      You may go to New York. – Ты можешь поехать в Нью-Йорк (разрешение, позволение).

6.      You should go to New-York. – Тебе следует поехать в Нью-Йорк (совет). 

7.      I haveto go to New York. – Я вынужден поехать в Нью-Йорк (обязанность).

Рис. 2. Иллюстрация к примерам – Нью-Йорк (Источник)

Как видим, из-за наличия того или иного модального глагола в предложении появляется новый оттенок значения, хотя действие остается прежним.

Модальные глаголы часто называют «недостаточными» глаголами. Это связано с тем, что у модальных глаголов (в отличие от смысловых глаголов) отсутствуют некоторые грамматические формы. Например, если мы хотим сказать, что «девочка поёт хорошо», мы к глаголу “sing” добавляем окончание -s, так как слово «девочка» относится к 3-му лицу единственного числа. Модальные же глаголы, в свою очередь, не изменяются по лицам и числам и, соответственно, не имеют окончания -s в 3-м лице единственного числа.

То есть, мы скажем:

He can sing (а не He cans sing). – Он умет петь.

или

She must go (а не She musts go). – Она должна идти.

Следующей особенностью модальных глаголов является то, что они не могут употребляться самостоятельно. За ними обязательно должен следовать смысловой глагол.

Например:

I can do everything (а не I can everything). – Я могуделать все (а не Я могу все).

Обратите внимание, что смысловой глагол, следующий за модальным, употребляется без частицы to (кроме глаголов have to и be able to).

Например:

They can write (а не They can to write). – Они умеют писать. (Рис. 3)

We may come in (а не We mayto come in). – Мы можем войти.

Но:

You have to go now. – Ты должен идти сейчас.

We are able to help them. – Мы можем им помочь.

     

Рис. 3. Иллюстрация к примеру (Источник)

Также важно отметить, что модальные глаголы не имеют -ing формы. Мы не можем сказать ни I am canning, ни I am musting, ни I am maying. Только I can, I must, I may.

Для построения утвердительных предложений с модальными глаголами модальный глагол нужно поставить после подлежащего. Смысловой глагол ставится после модального.

Например:

I can answer this question. – Я могу ответить на этот вопрос. (Рис. 4)

You must do your homework. – Ты должен сделать домашнее задание.

He may come home later. – Он может прийти домой позже.

Рис. 4. Иллюстрация к примеру (Источник)

Для построения вопросительных и отрицательных предложений с модальными глаголами (кроме модального глагола have to и be able to) нам не потребуются другие вспомогательные глаголы. Это еще одна особенность модальных глаголов. Чтобы задать вопрос, необходимо просто вынести модальный глагол перед подлежащим.

Например:

Can you answer this question? – Ты можешь ответить на этот вопрос?

Must she do her homework? – Она должна сделать домашнее задание?

May they come home later? – Им можно домой прийти позже?

Для образования отрицательных предложений после модального глагола необходимо поставить отрицательную частицу not либо использовать сокращенные формы. Обратите внимание, что модальный глагол can с отрицательной частицей not пишется слитно.

Например:

Cannot = can’t

Could not = couldn’t

Must not = mustn’t

Might not = mightn’t

Should not = shouldn’t

Что касается модального глагола have to, то для построения вопросительных и отрицательных предложений с этим глаголом нам понадобится вспомогательный глагол do (для настоящего времени) или did (для прошедшего времени).

Например:

Do you have to go right now? – Тебе нужно идти прямо сейчас?

Did she have to work on Sunday? – Ей пришлось работать в воскресенье? (Рис. 5)

She doesn’have to visit us. – Ей не обязательно навещать нас.

They didn’have to answer all his questions. – Им не нужно было отвечать на все его вопросы.

Рис. 5. Иллюстрация к примеру (Источник)

Остановимся подробнее на некоторых модальных глаголах. Сразу необходимо отметить, что значений у них очень много, то есть один модальных глагол может выражать несколько отношений к действию. Поэтому некоторые модальные глаголы могут быть взаимозаменяемыми. Рассмотрим основные из них.

Модальный глагол can на русский язык обычно переводится как «могу», «умею».

Он выражает:

физическую или умственную способность

E.g., My mother can speak four languages – Моя мама умеет говорить на 4 языках. (Рис. 6)

- возможность

E.g., I can call you after 5 p.m. – Я могу позвонить тебе после пяти.

Рис. 6. Иллюстрация к примеру (Источник)

Модальный глагол may на русский язык обычно переводится как «могу», «можно», «возможно».

Он выражает:

- позволение

E.g.,  They may write in a pencil – Они могут писать карандашом.

- вероятность

E.g., It may be cold tonight – Вечером может быть холодно/Возможно, вечером будет холодно.

Модальный глагол should на русский язык обычно переводится как «следует», «должен».

Он выражает:

- совет

E.g., You should be more careful – Тебе следует быть более внимательным.

- обязательство

You should finish your report by Friday – Ты должен закончить отчет к пятнице. (Рис. 7)

Рис. 7. Иллюстрация к примеру (Источник)

Модальный глагол must на русский язык обычно переводится как «должен», «нужно», «обязан».

Он выражает:

приказ

E.g., You must study hard – Ты должен упорно учиться.

обязанность, необходимость

E.g., I must call my doctor – Я должен позвонить врачу.

Как уже было сказано, у модальных глаголов есть свои особенности, отличающие их от смысловых глаголов. Так, многие модальные глаголы имеют форму только настоящего времени (e.g., must, should). Это значит, что они не могут использоваться ни в прошедшем, ни в будущем времени. Глаголам can и may с этим повезло: они могут использоваться в прошедшем времени, однако форм будущего времени у них все же нет. Более того, для выражения прошедшего времени у глаголов can и may есть особые формы – could и might соответственно.

Например:

Present I may sit there. = Я могу (мне разрешено) там сидеть.

She can play the piano. = Она может (умеет) играть на фортепиано.

Past I might sit there. = Я мог (мне было разрешено) там сидеть.

I could play the piano. = Я могла (умела) играть на фортепиано. (Рис. 8)

Рис. 8. Иллюстрация к примеру (Источник)

Что же делать, если нам нужно рассказать о том, что мы должны были сделать вчера или о том, что мы сможем сделать завтра? Для восполнения недостающих форм используются эквиваленты модальных глаголов. Они созданы специально для того, чтобы «выручать» модальные глаголы там, где те использоваться не могут, а также эквиваленты могут использоваться вместо самих модальных глаголов.

Ответвление 2. Формы эквивалентов

В отличие от самих модальных глаголов, их эквиваленты не только изменяются по временам (Past/Present/Future), но также по лицам и числам.

Формыto be able to

В настоящем времени:

I am able to

We are able to

You are able to

He (she, it) is able to

They are able to

В прошедшем времени:

I was able to

We were able to

You were able to

He (she, it) was able to

They were able to

В будущем времени:

I/you/he/she/it/we/they will be able to

Формы to have to

В настоящем времени:

I have to

We have to

You have to

He (she, it) has to

They have to

В прошедшем времени:

I/you/he/she/it/we/they had to

В будущем времени:

I/you/he/she/it/we/they will have to

Как видим, в составе этих эквивалентов есть глаголы “to be” и “to have”, именно их мы и склоняем. Остальная часть эквивалента остается без изменений. Не забывайте употреблять частицу to после данных эквивалентов.

Эквивалентом модального глагола can является to be able to, где able – способный. Этот эквивалент может использоваться в настоящем (наряду с can), прошедшем (наряду с could) и будущем неопределенном времени.

Например:

Present I can draw. = I am able to draw. = Я могу рисовать.

Past I could draw. = I was able to draw. = Я мог рисовать.

Future I will be able to draw. = Я смогу рисовать. (Рис. 9)

Рис. 9. Иллюстрация к примеру (Источник)

Эквивалентом модального глагола must является to have to. Этот эквивалент может использоваться в настоящем (наряду с must), прошедшем и будущем неопределенном времени.

Например:

Present I must help her. = I have to help her. = Я должен ей помочь.

Past I had to help her. = Я должен был ей помочь.

Future I will have to help her. = Я буду вынужден ей помочь.

Ответвление 3. Разница между must и have to

Как мы уже знаем, модальный глагол have to используется вместо must в прошедшем и будущем времени. Однако есть между ними разница не только в грамматическом аспекте.

Модальный глагол must сам по себе очень сильный глагол. Еще его называют личным. То есть, вы можете его использовать, если хотите, чтобы кто-то безоговорочно исполнил ваш приказ. Или же вы даете установку самому себе.

Например:

I must lose some weight! – Я должен сбросить пару килограмм! (Рис. 10)

You must help her! – Ты должен помочь ей!

Рис. 10. Иллюстрация к примеру (Источник)

Have to, в свою очередь, используется, когда что-то необходимо сделать в силу определенных обстоятельств (не зависящих от вас), и он часто переводится как «вынужден».

Например:

There was a sign, so I hadto turn to the left. – Там был знак, поэтому мне пришлось свернуть налево.

I don’t want to say this but I have to. – Я не хочу это говорить, но я вынужден.

And now let’s do some exercises to understand the use of modal verbs and their substitutes better.

А теперь давайте сделаем несколько упражнений, чтобы лучше понять особенности использования модальных глаголов и их эквивалентов.

Please, fill the gaps with the necessary modal verb or its substitute (in necessary form) – can, could, be able to, may, might, must, have to, should.

1. When my mother was 6 she ___ read and write. → could

2. If you want to pass your exam you___ study much harder. → must

3. I think you ___ pay more attention to grammar rules. → should

4. Take an umbrella. It___ rain. → may/might

5. I ___ drive but I don’t have a car. → can

6. Helen left before the end of the concert. She ___ go home early. → had to

7. You ___ not fill in this form with a pencil. → may

8. Next year he will ___ speak German fluently. → be able to

9. You look very bad. You ___ consult your doctor. → should

10. Tomorrow I will ___ work all day. → have to

 

Список литературы

  1. Афанасьева О. В. Серия «Новый курс английского языка для российских школ». 5 класс. – М: Дрофа, 2008.
  2. Фомина И. Н., Фомина Л. В. Английский язык в алгоритмах. – Днепропетровск, 2007.
  3. Пахотин А. Всё о модальных глаголах и сослагательном наклонении в английском языке. – М: Издатель Карева, 2005.
  4. Дубровин М. И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. – М: «Начала-Пресс», 1992.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. English-lectures.ru (Источник).
  2. Native-english.ru (Источник).
  3. Anglais.ru (Источник).

 

Домашнее задание

Раскройте скобки, поставив модальный глагол в нужную форму.

1. I’m sure she ___ (can) play the piano. 2. ___ (may) I come in? 3. You are so tired. You ___ (should) go to sleep. 4. She ___ (must) take three pills a day. 5. Unfortunately, we ___ (must) stay at home tomorrow. 6. When I was a child, I ___ (can) swim very fast. 7. Yesterday we ___ (must) be at the conference but we ___ (can) come. 8. My daddy said that I ___ (may) go for a walk. 9. I hope next summer I ___ (can) visit London. 10. ___ (can) I help you?

Проспрягайте to be able to и to have to по трем временам и всем лицам.

Пример:         Present: I am able to              I have to

                      Past: I was able to                  I had to

                      Future: I will be able to          I will have to