Классы
Предметы
Пользователи из разных городов пишут нам, что их иногда смущает содержание видеоуроков и произношение преподавателей.

Наша основная задача - помочь ученику быть успешным в школе.

С помощью наших видеоуроков по английскому языку вы сможете подготовиться к завтрашнему уроку в средней (неспециализированной) школе. Чтобы освоить язык для свободного применения в повседневной жизни, рекомендуем обратиться к сайтам Lingualeo.com, Engvid.com, Busuu.com.

Мы знаем, что произношение наших преподавателей часто отличается от произношения носителей языка.

В нашу задачу не входит поставить идеальное английское произношение. К тому же произношение неодинаково, даже у жителей различных районов Великобритании (произношение в Шотландии отличается от произношения в Уэльсе), что уж говорить об Австралии и Индии. Мы уверены, что, если вы научитесь произносить звуки так, как это делают наши учителя, это вам поможет и в школе, и в жизни.

Косвенная речь (специальные вопросы)

На данном уроке мы с вами продолжим говорить о косвенной речи и ее особенностях в английском языке. На этот раз мы посмотрим, как изменяются специальные вопросы при переходе из прямой речи в косвенную.

Прямая и косвенная речь

Давайте вспомним, что же такое прямая и косвенная речь. Прямая речь – это речь какого-либо лица, передаваемая без изменений, непосредственно так, как она была произнесена. Прямая речь может представлять собой: повествовательное, вопросительное или повелительное предложения. Косвенная речь передает слова говорящего не слово в слово, а лишь по содержанию, в виде дополнительного придаточного предложения.

Вопросительные предложения, воспроизведенные в косвенной речи, называются косвенными вопросами.

Вопрос (прямая речь)

Вопросительное слово

Сказуемое

Подлежащее

Остальные члены

?

Вопрос (косвенная речь)

Вопросительное слово

Подлежащее

Сказуемое

Остальные члены

.

Вопрос в прямой речи, как вы знаете, в большинстве случаев имеет обратный порядок слов (кроме вопросов к подлежащему), то есть перед подлежащим стоит сказуемое или его часть. А вот вопросы в косвенной речи имеют структуру повествовательного предложения, т. е. прямой порядок слов (подлежащее, за ним сказуемое). Знак вопроса в конце такого предложения отсутствует, а вспомогательный глагол не употребляется.

Нужно помнить, что между главным и придаточным предложениями соблюдается правило согласования времен.

 

Специальные вопросы

Специальный вопрос начинается с вопросительного слова и задается с целью получения более подробной уточняющей информации. Вопросительное слово в специальном вопросе заменяет член предложения, к которому ставится вопрос.

Специальные вопросы могут начинаться словами:

whom? – кого?

whose? - чей?

what? – что? какой?

which? – который?

when? – когда?

where? – где? куда?

why? – почему?

how? – как?

howmuch? – сколько?

howmany? – сколько?

howlong? – как долго? сколько времени?

howoften? – как часто?

Рассмотрим схему специального вопроса на конкретных примерах.

Вопросительное слово

Вспомогательный глагол

Подлежащее

Смысловой глагол

Остальные члены

Where

Куда

are

you

вы

going?

идете?

 

How

Как

do

you

тебе

like

нравится

it?

это?

When

Когда

did

he

он

come

пришел

here?

сюда?

Why

Почему

have

you

ты

done

сделал

it?

это?

What

Что

will

будем

we

мы

do  

делать

tomorrow?

завтра?

E.g. Where are you going? – Куда вы идете?

How do you like it? – Как тебе нравится это?

When did he come here? – Когда он пришел сюда?

Whyhaveyoudoneit? – Почему ты сделал это?

Whatwillwedotomorrow? – Что будем мы завтра делать?

Помните, что специальный вопрос может быть задан к любому члену предложения: дополнению, обстоятельству, определению, сказуемому.

 

Передача специальных вопросов

Итак, как же правильно передавать специальные вопросы косвенной речью? Основное правило такое: специальные вопросы при обращении в косвенную речь становятся дополнительными придаточными предложениями, присоединяемыми к главному с помощью тех вопросительных слов, которые были использованы в самом вопросе. Типичными вопросительными словами в этих вопросах являются: who – кто, when – когда, where – где, куда, why – почему, which – который, whose – чей и what –какой и т. п.

Главное предложение

who (кто)

when (когда)

where (где, куда)

why (почему)

which (который)

whose (чей)

Придаточное предложение

E.g.

1. He asked me, "Who has come?" – Он спросил меня: «Кто пришел?»

He asked me who had come. – Он спросил меня, кто пришел.

2. He asked, "When did you see him?" – Он спросил: «Когда ты видел его?»

He asked when I had seen him. – Он спросил, когда я видел его.

3. He asked me, "Why have you come so late?" – Он спросил меня: «Почему вы пришли так поздно?»

He asked me why I had come so late. – Он спросил меня, почему я пришел так поздно.

4. I asked, "How long will it take you to get there?" – Я спросил: «Сколько времени тебе понадобится, чтобы доехать туда?»

I asked him how long it would take him to get there. – Я спросил его, скольковремени ему понадобится, чтобы доехать туда.

5. He asked me, "Where were you yesterday?" – Он спросил меня: «Где вы были вчера?»

He asked me where I had been the day before. – Он спросил меня, где я был накануне. (Рис. 1)

Рис. 1. Иллюстрация к примеру (Источник)

6. He asked me, "Where do you live?" – Он спросил меня: «Где вы живете?»

He asked me whereIlived. – Он спросил меня, где я живу.

7. He asked me, "Who showed you my work?" – Он спросил меня: «Кто показал вам мою работу?»

He asked me whohadshownmehiswork. – Он спросил меня, кто показал мне его работу.

 

Лимерики

Английские лимерики (english limericks) – это стихотворения, которые являются одной из составляющих английского юмора и культуры.

Лимерик – это короткое смешное стихотворение, состоящее из пяти строк. Кроме того, отличительной чертой лимерика является его особая одинаковая стихотворная форма. Обычно начинается со слов "There was a...".

Вот несколько интересных лимериков.

There was a Young Lady whose nose

Was so long that it reached to her toes;

So she hired an Old lady

Whose conduct was steady,

To carry that wonderful nose.

 

Расскажу вам для зачина,

Как носатая дивчина

Так решила сей вопрос:

Отдала носить свой нос.

Вот картина так картина! (Рис. 2)

Рис. 2. Иллюстрация к лимерику (Источник)

There once was a man from Harare,

Who bought a brand new Ferrari.

Now the buck and the gnu

And the elephant too

Hide away when he goes on safari.

 

Однажды африканец в Хараре

Купил себе новый «Феррари».

И теперь и олень, и слоны

Все попрятались в кусты.

Так опустело сафари.

 

8. He asked me, "What is the price of this car?" – Он спросил меня: «Какова цена этого автомобиля?»

He asked me what the price of that car was. – Он спросил меня, какова цена того автомобиля.

9. She asked me, “Whose bag is on the sofa?” – Она спросила меня: «Чья сумка лежит на диване?»

She asked me whose bag was on the sofa. – Она спросила меня, чья сумка лежит на диване. (Рис. 3)

Рис. 3. Иллюстрация к примеру (Источник)

10. She asked me “Which cat, red or white, is yours?” – Она спросила меня: «Какой кот – рыжий или белый – твой?»

She asked me whichcat, redorwhite, wasmine. – Она спросила меня, какой кот – рыжий или белый – мой.

 

Сдвиг во времени

Чтобы систематизировать свои знания по согласованию времен, обратите внимание на следующую таблицу.

From

To

Present Simple

Past Simple

Present Continuous

Past Continuous

Present Perfect

Past Perfect

Past Simple

Will

Would

Can

Could

E.g. He said, “I am a painter.” –> He said he was a painter.

Он сказал: «Я художник». –> Он сказал, что он художник.

She said, “I amdoing my homework now.” –> She said she wasdoing her homework then.

Она сказала: «Я делаю домашнее задание сейчас». –> Она сказала, что делает домашнее задание сейчас.

They said, “We have just come back from the Browns.” –> They said that they had just come back from the Browns.

Они сказали: «Мы только что вернулись от Браунов». –> Они сказали, что только что вернулись от Браунов.

He said, “I read her article.” –> He said that he hadread her article.

Он сказал: «Я прочел ее статью». –> Он сказал, что прочел ее статью. (Рис. 4)

Рис. 4. Иллюстрация к примеру (Источник)

She said, “I willopen the window.” –> She said that she wouldopen the window.

Она сказала: «Я открою окно». –> Она сказала, что откроет окно.

He said, “I canplay the guitar.” –> He said he couldplay the guitar.

Он сказал: «Я умею играть на гитаре». –> Он сказал, что умеет играть на гитаре.

 

Задания для самопроверки

And now let’s do some exercises to understand the rules of reporting special questions better.

Теперь сделаем несколько упражнений, чтобы лучше понять правила передачи специальных вопросов косвенной речью.

The first one. Look at the sentences and fill the gaps with the necessary relative pronoun who, when, where, why, which, whose.

 

1.  He asked me ___ had phoned. → who

2. He asked me ___ I wanted to live. → where

3. He asked me ___ had brought the bad news. → who

4. He asked me ___ I was so upset. → why

5. He asked ___ I had received my first gold medal. → when

6. He asked me ___ I had gone after my classes. → where/why

7. I asked him ___ pen, green or blue, he wanted. → which

8. She asked me ___ car was in the garage. → whose

9. She asked Jack ___ cap, yellow or red, was his. → which

10. He asked me ___ I had left the party so early. → why

 

The second one. Look at the sentences and report the special questions.

1. I asked them, “Who is the next?” → I asked them who the next was.

2. He asked me, “Where do you live?” → He asked me where I lived.

3. I asked Kate, “When did you buy these shoes?” → I asked Kate when she had bought those shoes.

4. He asked Mary, “Why are you looking at me?” → He asked Mary why she was looking at him.

5. I asked her, “Whose flat is on the second floor?” → I asked her whose flat was on the second floor.

 

Список литературы

  1. Афанасьева О. В. Серия «Новый курс английского языка для российских школ». 5 класс. – М: Дрофа, 2008.
  2. Фомина И. Н., Фомина Л. В. Английский язык в алгоритмах. – Днепропетровск, 2007.
  3. Дубровин М. И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. – М: «Начала-Пресс», 1992.
  4. Пахотин А. Всё о модальных глаголах и сослагательном наклонении в английском языке. – М: Издатель Карева, 2005.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Образовательные ресурсы Интернета - Английский язык (Источник).

2. Delightenglish.ru (Источник

3. Native English (Источник)

 

Домашнее задание

Передайте следующие специальные вопросы косвенной речью.

 Передайте специальные вопросы, начиная предложение со слов в скобках.