Классы
Предметы
Пользователи из разных городов пишут нам, что их иногда смущает содержание видеоуроков и произношение преподавателей.

Наша основная задача - помочь ученику быть успешным в школе.

С помощью наших видеоуроков по английскому языку вы сможете подготовиться к завтрашнему уроку в средней (неспециализированной) школе. Чтобы освоить язык для свободного применения в повседневной жизни, рекомендуем обратиться к сайтам Lingualeo.com, Engvid.com, Busuu.com.

Мы знаем, что произношение наших преподавателей часто отличается от произношения носителей языка.

В нашу задачу не входит поставить идеальное английское произношение. К тому же произношение неодинаково, даже у жителей различных районов Великобритании (произношение в Шотландии отличается от произношения в Уэльсе), что уж говорить об Австралии и Индии. Мы уверены, что, если вы научитесь произносить звуки так, как это делают наши учителя, это вам поможет и в школе, и в жизни.

Modals expressing ability (can, could, be able to)

На данном уроке мы познакомимся с модальными глаголами, которые выражают способность или возможность совершения какого-либо действия (Modals expressing ability). В ходе занятия мы узнаем, как строить предложения с данными глаголами, а также в чем состоят основные различия между модальными глаголами can, could и to be able to.

Функции модального глагола can

Модальный глагол can – это один из наиболее часто используемых модальных глаголов в английском языке. Он может выражать:

способность и вероятность действия (ability and possibility);

Пример:

She can drive a car.

John can speak Spanish.

Can you hear me?

I can’t help you.

просьбу и распоряжение (requests and orders);

Пример:

Can you get me a cup of coffee?

спрос и разрешение на выполнение какого-либо действия (asking or givingpermission).

Пример:

Can I park here?

No. But you can park over there.

Сегодня мы рассмотрим модальный глагол can, который выражает способность или вероятность выполнения действия.

Что же значит «способность» или «вероятность»? В английском языке “ability” означает ‘having the skill, the power or the means to do smth’. Другими словами, это умственная или физическая возможность/способность выполнить определенное действие. Глагол can в данном случае переводится на русский язык как «мочь» или «уметь» (рис. 1).

Пример:

Maria can cook. – Мария умеет готовить.

Penguins can’t fly. But they can swim very well. – Пингвины неумеют летать. Но они умеют очень хорошо плавать.

I can speak three languages. – Я могу говорить на трех языках.

We can see the lake from our bedroom window. – Мы можем видеть озеро из окна нашей спальни.

Рис. 1 (Источник)

Модальный глагол can: построение утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений

Так как can – это модальный глагол, он не может выступать в роли самостоятельного сказуемого в предложении. Он лишь дополняет основное действие, поэтому структура предложения с глаголом can будет следующей:

Subject + can + bare infinitive (инфинитив без частицы to)

Пример:

I can ride a bike. (NOT I can to ride a bike./I canriding a bike.)

Помимо этого, canне изменяется в 3-м лице единственного числа (the 3rd person singular).

Сравним предложения:

He dances well.

и

He can dance well. (NOT He cans dance well./He can dances well.)

Для образования отрицательнойформы (a negative structure), к глаголуcan необходимо добавить отрицательную частицу not.

Can + not = cannot/can’t

Пример:

He cannot play tennis.

I can’t help you.

Иногда можно встретить раздельное написание can и частицы not = cannot. Чаще всего это используется для усиления отрицания (рис. 2).

Пример:

I cannot stand you.

No, she cannot come to the party.

Рис. 2 (Источник)

Так как can выступает в роли вспомогательного глагола, то при составлении вопроса (aquestion) его нужно поставить в начало предложения.

Рис. 3 (Источник)

Пример:

Can you help me?

Can she swim?

Также вопрос может начинаться с отрицания.

Пример:

Can’t you see me?

Can’t they be a bit quieter?

Однако в данном случае can’t выражает удивление или недовольство, поэтому предложения будут переводиться следующим образом:

Can’t you see me? – Разве ты меня не видишь?

Can’t they be a bit quieter? – Они что, не могут вести себя потише?

Практическое задание

Complete the sentences with can or can’t.

1. I                  write and talk at the same time.

2. Spiderman                  climb up walls.

3. I’m right-handed. I                  write with my left hand.

4.              you usually remember your dreams?

5. Alice                  walk very well. She is only 10 months old.

6. He                  drive a car, because he has a driver’s license.

Ответы к упражнению:

1. can

2. can

3. can’t

4. can

5. can’t

6. can

Сan для выражения будущего времени

У глагола can только две формы – настоящая (can/can’t) и прошедшая (could). Однако есть случаи, когда глагол can может выражать и будущеевремя. Это возможно только в сочетании с наречиями, обозначающими будущее время: tomorrow, soon, nextyear, etc.

Пример:

Can you help with my homework? (Present)

- Sorry. I’m busy today. But I can help you tomorrow. (Future)

We can visit your granny nextweek (рис. 4).

Can you call me nextFriday?

Рис. 4 (Источник)

Модальный глагол could

Could – это прошедшаяформа модального глагола can. Она нужна нам для описания способностей общего характера в прошлом.

Пример:

Her grandma could swim very well.

When I was a kid, I could do whatever I wanted.

He could help me, but did nothing.

Отрицательная форма (the negative structure) также образуется путем добавления частицы not.

Could + not = couldn’t

Пример:

We couldn’t buy the ticket because we didn’t have enough money.

He couldn’t sing at all.

I couldn’t understand what was going on.

Для образования вопросов (questions) необходимо поставить could перед подлежащим.

Пример:

Could you ride a bike when you were five?

Could you hear the fireworks from your house last night?

Could you speak English last year?

Практическое задание

Complete the sentences with can, could, can’t or couldn’t.

1. When I was young, I                 eat anything I liked, I never got fat.

2. I’m an interpreter. I                speak 7 different languages.

3.  I                 drive very well. I failed my test again today.

4. I crashed my car so bad that the mechanic                 fix it.

5. She                 ride a motorbike, but she knows how to drive a car.

6.           some dinosaurs walk on two legs?

Ответы к упражнению:

1. could

2. can

3. can’t

4. couldn’t

5. can’t

6. could

To be able to: построение утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений

To be able to также выражает способность/вероятность. Прилагательное “able” обозначает ‘having the power, skill or means to do something’. Если мы говорим “I am able to swim”, мы имеем в виду“I can swim”.

Некоторое смысловое различие между двумя глаголами заключается в том, что глагол can означает возможность совершения действия вообще, обычно, постоянно. А глагол to be able to означает возможность совершения конкретного, единичногодействия в конкретный момент.

Пример:

I can swim across this river. – Я могу переплыть эту реку. (вообще)

I amableto swim across this river. – Я в состоянии переплыть эту реку. (сейчас, когда это необходимо)

Структура глагола to be able to следующая:

subject + be +able+infinitive

Утвердительные предложения (affirmative sentences) сto be able to строятся по следующей схеме (см. Таблицу 1):

kind

subject

be

(main verb)

able

(adjective)

infinitive

 

+

I

am

 

able

 

to drive.

He, she

is

You, we, they

are

Таблица 1. Построение утвердительных предложений сto be able to

Для образования отрицательных предложений (negative sentences) после глагола to be в нужной форме необходимо поставить отрицательную частицу not (см. Таблицу 2)

kind

subject

be

(main verb)

able

(adjective)

infinitive

 

-

I

am not

 

able

 

to drive.

He, she

isn’t

You, we, they

aren’t

Таблица 2. Построение отрицательных предложений сto be able to

Для составления вопросов (questions) глагол to be в нужной форме необходимо вынести перед подлежащим (см. Таблицу 3).

kind

be

(main verb)

subject

able

(adjective)

infinitive

 

?

Am

I

 

able

 

to drive?

Is

he, she

Are

we, you, they

Таблица 3. Построение отрицательных предложений с to be able to

В отличие отcan илиcould модальный глаголto be able to может использоваться во всех временах (Present, Past, Future) (см. Таблицу 4)

Present Simple

Past Simple

Future Simple

I am able to come

I/He/ She was able to come

 

I/He/She/We/You/They will be able to come

He/ She is able to come

 

We/You/They were able to come

We/You/They are able to come

Таблица 4. Употребление to be able to во временах группы Simple

Отличие can от will be able to

Мы уже говорили о том, что can нельзя использовать в будущем времени для обозначения физической или умственной способности. Исключения составляют предложения со словами tomorrow, nextyear и т. д. Для всех остальных случаев в будущем времени используется структура to be able to.

Пример:

Он сможет ходить уже через два месяца. – He will be able to walk in two months. (NOT He can walk in two months.)

Я смогу бегло говорить по-испански к концу года. – I’ll be able to speak Spanish fluently by the end of the year. (NOT I can speak Spanish fluently by the end of the year.)

Отличие could от was/were able to

Также есть особенности употребления could и wasableto.

Модальный глагол could может употребляться только в значении «мог», но он не употребляется в значении смог.

Пример:

We could finish work earlier last Tuesday. – Мы могли закончить работу раньше в прошлый вторник. (То есть у нас была такая возможность, но мы ею не воспользовались).

I couldn’t lock the door yesterday. – Я вчера не мог закрыть дверь. (Мы не знаем, закрыл он ее в итоге или нет).

Was able to, наоборот, передает законченность действия и на русский язык переводится глаголом «смог».

Пример:

We were able to finish work earlier last Tuesday. – Мы смогли закончить работу раньше в прошлый вторник. (Они ушли с работы пораньше).

I wasn’t able to lock the door yesterday. – Я вчера не смог закрыть дверь. (То есть, он так ее и не закрыл).

Таким образом, мы будем строго употреблять to be able to в двух случаях: при описании физических или умственных возможностей и способностей в будущем времени, а также при описании законченных действий в прошлом. Во всех остальных случаях чаще встречается can или could.

Практическое задание

Complete the sentences with the correct word.

1.                 you able to come to the pub tonight?

2. Jack was an excellent tennis player. He                         beat anybody.

3. I think my computer’s broken. I’m not                         to send any emails.

4. Sandra                         drive but she doesn’t have a car.

5. One day I                         run a marathon, but I need to practice first.

6. I was feeling sick yesterday. I                         eat anything.

7. I                         come and see you tomorrow if you like.

8. Will she                          cope with the work?

9.             you hear the music?

10.  The ambulance arrived quickly and they                         save everyone.

11.  I                   answer this question, it’s too hard.

12.  Although I woke up 40 minutes late, I                         get to work on time.

Ответы к упражнению:

1. are

2. could

3. able

4. can

5. will be able to

6. couldn’t

7. can

8. be able to

9. can

10. were able to

11. can’t

12. was able to

Сan с глаголами чувств и восприятия

Рис. 5 (Источник)

В сочетании с глаголами чувств и восприятия такими как to see, to hear, to feel и др. (рис. 5) глаголы can и could обычно не переводятся на русский язык.

Пример:

I can see him. – Я его вижу.

Can you hear the music? – Ты слышишь музыку?

I can’t feel a thing. – Я ничего не чувствую.

When we went into the house, we could smell burning. – Когда мы зашли в дом, мы почувствовали запах гари.

Could in Present Tense

Рис. 6 (Источник)

Could in Present Tense

Необходимо отметить, что часто could также употребляется и в настоящем времени в случаях, когда нам надо что-то вежливо попросить (рис. 6).

Пример:

Could I borrow your pencil? – Могу ли я взять ваш карандаш?

Could you close the window please? – Ты не мог бы закрыть окно?

 

Список литературы

  1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е. Английский язык 9 класс. – 2010.
  2. Ваулина Ю.Е., Дули Д. Английский язык 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык 9 класс. – Титул, 2007.
  4. Голицынский Ю.Б., Грамматика. Сборник упражнений – Каро, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Usefulenglish.ru (Источник).
  2. Bbc.co.uk (Источник).
  3. Ecenglish.com (Источник).

 

  Домашнее задание

1. Упр. 495, 496 стр. 401 Голицынский Ю.Б., Грамматика. Сборник упражнений – Каро, 2011.

2. Выберите правильный ответ:

1. I can’t/am not able to answer this question.

2. When I was three I could/was able to understand what I was told.

3. I can/am able to call you tomorrow.

4. Could you/Are you able to answer the phone, please?

5. My sister can’t/isn’t able to sing but she can/is able to dance.

6. I can/will be able to perform this trick in two weeks.

7. The fireman could/was able to save the cat.

8. I can’t/couldn’t visit you this week.

9. Can/Could you speak German?

10. The doctor is free. He can/is able to examine you.