Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Структура населения

Данный видеоурок «Структура населения» повествует нам о различных видах группировки населения на основе определенных признаков. На этом уроке вы узнаете, кого рождается больше – мальчиков или девочек, кто из них дольше живет и как меняется половозрастной состав населения под воздействием миграции; выясните географические закономерности полового и возрастного состава населения. В уроке дана информация об основных показателях и характеристиках групп населения. 

Тема: География населения мира

Урок: Структура населения

 

1. Половой состав населения

География структуры населения

Половой состав населения определяется соотношением мужчин и женщин в структуре населения. В мире примерно на 100 девочек рождается 104 мальчика, но со временем соотношение полов в структуре населения меняется. Причиной этого является различие в продолжительности жизни, а также высокая смертность среди мужского населения. В целом в мире количество мужчин больше, чем женщин (за счет Азии), но в большинстве стран женщины преобладают в структуре населения. В странах СНГ, Европы и Северной Америки преобладает женское население. Причины этого различны, это и потери мужского населения во время Первой и Второй мировых войн, большая продолжительность жизни у женского населения и другие причины. В Африке, Латинской Америке, Австралии количество мужчин и женщин примерно одинаково. В Азии мужчин больше. В частности, в Китае численность мужчин на 38 млн больше численности женщин. Преобладание мужского населения характерно для мусульманской Юго-Западной Азии. Причин этому несколько: это и приниженное положение женщин, и возвышение мужчин, и приток мужского населения в этот регион в качестве рабочих мигрантов. Например, в некоторых арабских странах Персидского залива мужчин в несколько раз больше, чем женщин.

Арабские мужчины

Рис. 1. Арабские мужчины

2. Половозрастной и возрастной состав населения

Половозрастной состав населения определяется не только соотношением мужчин и женщин в структуре населения, но и возрастным составом, соотношением мужского и женского населения в различных возрастных группах. Возрастной состав населения – это распределение населения по возрастным группам, которые характеризуются численностью выделенных групп и их соотношением между собой. При демографическом анализе чаще выделяются пятилетние (1-4, 5-9, .... 95-100 лет) возрастные группы, а при более обобщенном изучении – десятилетние – с интервалом в 10 лет. Для специальных целей изучения принимаются свои возрастные критерии. Так, в российской статистике выделяются три крупные группы населения по их роли в демографической ситуации:

1.     Молодое население (дети, дорабочий возраст) – от 0 до 15 лет.

2.     Взрослое население (рабочий возраст) – от 16 до 60 (женщины – до 55) лет.

3.     Пожилое население (пенсионеры, послерабочий возраст) – после 60 (55) лет.

Половозрастной состав населения зависит как от процессов рождаемости и смертности (от типов воспроизводства населения), так и от миграционных процессов. Для стран с первым типом воспроизводства населения характерна меньшая доля детей в возрастной структуре населения, чем в странах со вторым типом воспроизводства, высокий процент пожилых людей. Это так называемый «регрессивный» тип возрастной структуры населения (Франция, Россия, Канада, Белоруссия, Япония, Польша, Швеция, Финляндия, Чехия и др.). Для второго типа воспроизводства населения характерно большое количество детей и незначительная доля пожилых, в отличие от первого типа воспроизводства населения – «прогрессивный» тип возрастной структуры населения (Кувейт, Катар, Камерун, Буркина-Фасо, Йемен, Мали и др.). Для графического изображения половозрастного состава населения создаются половозрастные пирамиды.

Половозрастная пирамида Йемена

Рис. 2. Половозрастная пирамида Йемена

3. Этнолингвистический состав

Этнический состав населения

Этнос – сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих единым языком, общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием. В настоящее время на Земле проживает до 5000 этносов. К крупнейшим народам мира относят: китайцев, хиндустанцев, бенгальцев, русских, арабов и других. 

Классификация стран по национальному признаку:

1.     Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар).

2.     С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.).

3.     Двунациональные (Бельгия, Канада).

4.     С более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении (в основном в Азии: Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос; а также в Центральной, Восточной и Южной Африке; есть они и в Латинской Америке).

5.     Многонациональные страны со сложным и разнородным в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки). Самый многонациональный район – Южная Азия, а самые многонациональные страны – Индия, Индонезия и Бразилия.

К самым многочисленным языкам мира относят: китайский, английский, хинди, арабский, французский, русский и другие.

 

Домашнее задание

Тема 3, П. 2

1.     От каких факторов зависит возрастной состав населения?

2.     Приведите примеры многонациональных государств.

 

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     Елисеева И.И. Социология / И.И. Елисеева. – М.: ЭКОС, 2003. – 656 с.

 

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

2.     Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие / В.М. Гусаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 479 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.

2.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

3.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

4.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

5.     Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

6.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

7.     Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. – 284 с.

8.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

9.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10.   Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

11.   ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

12.   ЕГЭ 2009. География: Тренировочные задания / В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.

13.   ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14.   ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

3.  Ege.yandex.ru (Источник).

4.  Официальный информационный портал ЕГЭ (Источник).

5.  Википедия (Источник). 

6.  Образовательный сайт Вороновой О. Н. (Источник). 

7.  Википедия (Источник).