Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Загрязнение и охрана окружающей среды

В данном уроке «Загрязнение и охрана окружающей среды» изложена информация об экологической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом. Вы узнаете об основных антропогенных загрязнениях окружающей среды, их причинах и последствиях. В ходе урока вы поймете, чем отличаются качественные загрязнения от количественных, и как правильно и важно сохранить то, что дала нам природа.

Тема: География природных ресурсов мира

Урок: Загрязнение и охрана окружающей среды

1. Загрязнение литосферы

Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на оболочки Земли и на самого человека. С каждым годом количество веществ и соединений антропогенного происхождения, поступающих в окружающую среду, увеличивается.

Виды загрязнений:

1.     Количественные (увеличение в окружающей среде тех веществ и соединений, которые уже встречаются в естественном состоянии).

2.     Качественные (увеличение в окружающей среде веществ и соединений, созданных человеком).

Загрязнение литосферы – нежелательное изменение верхней части земной коры в результате поступления различных веществ и соединений антропогенного характера.

Загрязнение литосферы характеризуется в первую очередь загрязнением твердыми бытовыми отходами (ТБО). Твердые бытовые отходы – совокупность твердых отходов и отбросов, образующихся в бытовых условиях. Обычно они состоят из бумаги, картона, пластмасс, металлов, текстиля, пищевых компонентов. Таким образом образуются свалки, хвостохранилища.

Хвостохранилище - комплекс, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами.

Свалка

Рис. 1. Свалка

Виды твердых отходов:

1.     Бытовые

2.     Промышленные

3.     Сельскохозяйственные

4.     Шлам

К странам-рекордсменам по объемам бытового мусора на 1 человека относятся: США, Австралия, Канада, Финляндия, Исландия.

В США ежегодно производится около 230 млн тонн ТБО (в среднем 760 кг на человека), около 30% перерабатывается, а также производится компост, 15% сжигается, 55% захоранивается. В России ежегодно производится около 3,8 млрд тонн всех видов отходов. Количество ТБО составляет 63 млн тонн/год (в среднем – 445 кг на человека. В среднем, перерабатывается 10% – 15% мусора. Твердые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3% – 4%, промышленные – на 35%. В основном, мусор свозится на свалки – их в России около 11 тысяч. В них захоронено около 82 млрд тонн отходов.

Кроме того, существенную опасность представляет загрязнение отходами промышленного производства.

Всё вышеперечисленное ведет к глобальным изменениям в литосфере: радиационные загрязнения, эрозия почв, засоление, опустынивание, токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами.

Опустынивание земель

Рис. 2. Опустынивание земель

2. Загрязнение гидросферы

Загрязнение гидросферы – негативное изменение состояния водных объектов.

Главные источники загрязнения гидросферы:

1.     Промышленность.

2.     Транспорт.

3.     Сельское хозяйство.

4.     Коммунальное хозяйство.

5.     Непроизводственная сфера.

В наибольшей степени воды загрязняют промышленные производства, в первую очередь целлюлозно-бумажные комбинаты, металлургические комбинаты, химические предприятия, сельское и коммунальное хозяйство.

Виды загрязнения гидросферы:

1.     Физическое (загрязнение твердыми отходами).

2.     Химическое (загрязнение химическими веществами).

3.     Биологическое (загрязнение веществами биологического происхождения).

К наиболее загрязненным рекам и озерам мира относят: Рейн, Дунай, Миссисипи, Сунгари, Балхаш, Ладожское.

К наиболее загрязненным частям Мирового океана относят: Персидский залив, Мексиканский залив, Северное море, Южно-Китайское море.

Загрязнение рек

Рис. 3. Загрязнение рек

3. Загрязнение атмосферы

Если антропогенные источники загрязнения атмосферы наносят ей вред, то количество веществ, которое человечество выбрасывает в атмосферу, зачастую превышает способности оболочки к самоочищению.

Главные источники загрязнения атмосферы:

1.     Тепловая электроэнергетика.

2.     Химическая промышленность.

3.     Металлургия.

4.     Целлюлозно-бумажная промышленность.

5.     Автомобильный транспорт.

Одним из наиболее распространенных видов загрязнения является аэрозольное – загрязнение атмосферы твердыми и жидкими частицами, не относящимися к постоянному составу атмосферы или резко превышающими их фоновые концентрации. Ежегодно в атмосферу поступает примерно 1 млрд тонн аэрозолей.

Также для атмосферы опасно загрязнение ее серой, углеродом и другими веществами и оксидами. С наличием соединений серы и азота в атмосфере связано такое явление, как кислотные дожди. С увеличением углекислого газа в атмосфере связано такое явление, как парниковый эффект. Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.

4. Охрана окружающей среды

Рост негативного воздействия человека на окружающую среду вызывает обратный эффект – рост природоохранных мероприятий.

Пути охраны окружающей среды:

1.     Создание разного рода очистных сооружений.

2.     Принципиально новые очистные технологии.

3.     Рациональное размещение «грязных» производств.

Экологические проблемы в настоящее время являются одними из главных глобальных проблем человечества, и пути их решения разрабатываются совместно участниками мирового сообщества.

 

Домашнее задание

Тема 2, П. 3

1.     Какие методы улучшения экологической ситуации вам известны?

 

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     Сорохтин О.Г., академик, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Адиабатическая теория парникового эффекта (статья). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012. (Источник). 

3.      Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» (Источник). 

4.     Бенедиктов А.А. Насекомые – жертвы нашей беспечности. – «Экология и жизнь», 2007. – N 2: 60-61.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. – СПб.: Паритет, 2005. – 112 с.

2.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

3.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

4.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

5.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

6.     Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

7.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

8.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

9.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

10.   Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

11.   Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

12.   Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

13.   География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

3.  Ege.yandex.ru (Источник).

4.  Официальный информационный портал ЕГЭ (Источник).

5.  United Nations Framework Convention on Climate Change (Источник). 

6.  Русский Репортер (Источник). 

7.  Википедия (Источник).