Классы
Предметы

Земельные, водные, биологические ресурсы планеты

В ходе данного видеоурока вы узнаете, что из себя представляют земельные, водные и биологические ресурсы, какие у них особенности и происхождение. Познакомитесь с понятием «земельный фонд», с делением земель по их хозяйственному использованию. Учитель даст оценку обеспеченности различными видами ресурсов регионов планеты.

Тема: География природных ресурсов мира

Урок: Земельные, водные, биологические ресурсы планеты

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы относятся к природным. Земля – источник жизни.

Земельные ресурсы – это земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий. Обеспеченность земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом – совокупностью всех земель в пределах той или иной территории, подразделяемой по типу хозяйственного использования. Мировой земельный фонд составляет почти 13,5 млрд га.

Земельные ресурсы и почвенный покров – это основа всей живой природы и база для производства человеком продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Лишь 1/3 земельного фонда планеты – это сельскохозяйственные угодья (4,8 млрд га). Остальная территория суши – это земли под постройками и дорогами, горы, пустыни, ледники, болота, леса и т.д. В настоящее время в мире на пашни приходится около 28% всей площади сельскохозяйственных угодий (около 1,4 млрд га), и 70% (3,4 млрд га) используются в животноводстве (это луга и пастбища). 

В настоящее время наибольшими показателями площадей пахотных земель обладают США, Индия, Китай, Канада, Россия.

Немаловажное значение играет показатель обеспеченности пахотными землями на душу населения.

Обеспеченность пашней 1 жителя

Регион

Обеспеченность, га

Мир

0,23

Зарубежная Европа

0,28

Зарубежная Азия

0,14

СНГ

0,80

Северная Америка

0,65

Южная Америка

0,50

Африка

0,30

Австралия и Новая Зеландия    

1,88

По общей площади пастбищ лидируют следующие страны: Австралия, США, Китай, Бразилия, Аргентина, Россия.

На протяжении своего существования человечество постоянно пытается увеличить долю обрабатываемых земель, распахивая для этого степь, уничтожая леса, осушая болота. Несмотря на это, подушевой показатель обеспеченности обрабатываемыми землями снижается, не успевая за темпами роста населения. Активное воздействие человека на природу и земли ведет к деградации почвенного покрова. Например, в настоящее время антропогенное опустынивание охватило более 900 млн га.

2. Водные ресурсы

Водные ресурсы – поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы человеком. В более широком смысле – воды в трех состояниях и их распределение на Земле.

Большая часть пресных вод Земли находится в ледниках в твердом виде. При этом человеком в основном используются воды рек, озер. Максимальный расход воды имеют следующие реки: Амазонка, Конго, Янцзы, Ганг, Енисей. Мировое водопотребление за XX в. увеличилось примерно в 7 раз.

Водные ресурсы мира

Рис. 1. Водные ресурсы мира

Главные потребители пресной воды:

1.     Сельское хозяйство.

2.     Промышленность.

3.     Электроэнергетика.

4.     Коммунально-бытовые службы.

К странам, наиболее обеспеченным водными ресурсами, относятся: Бразилия, Россия, США, Канада, Индонезия.

Больше всего водных ресурсов на душу населения приходится в Французской Гвиане (609 091 м3), Исландии (539 638 м3), Гайане (315 858 м3), Суринаме (236 893 м3), Конго (230 125 м3).

<p">Важно отметить, что текучие воды обладают гидроэнергией, с помощью которой можно вырабатывать электроэнергию. Наибольшими значениями гидроэнергопотенциала обладают Азия и Африка, среди стран – Бразилия, Россия, Канада, Китай, Индия.

Буксировка айсберга

Рис. 2. Буксировка айсберга

3. Биологические ресурсы

Биологические ресурсы – живые источники получения необходимых человеку материальных благ.

Биологические ресурсы:

1.     Растения.

2.     Животные.

3.     Грибы.

4.     Бактерии.

Данные ресурсы являются исчерпаемыми и возобновимыми. Среди них важное значение имеют лесные ресурсы. Главными показателями лесных ресурсов являются: лесная площадь, лесистость и запас древесины. Леса мира образуют на Земле два лесных пояса: северный и южный. Северный лесной пояс проходит через такие страны, как Россия, Канада, Финляндия, Швеция, США. Южный лесной пояс проходит по следующим странам: Бразилия, Конго, Нигерия, Индонезия, Малайзия, Таиланд. По обеспеченности лесными ресурсами выделяются Россия, Бразилия, Канада. К сожалению, в настоящее время происходит существенное сведение лесов.

 

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. – М.: Экон-Информ, 2008. – 492 с.

4.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

5.     География. Рабочая тетрадь. 10 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 61 с.

6.     Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. – М.: ДРОФА, 2001. – 564 с.

7.     Мотузова Г.В., Безуглова О.С. Экологический мониторинг почв. – М.: Мысль, 2007.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     Акимов А.В. Мировая продовольственная проблема: шанс для России в XXI веке? –  М., 1999. – с. 21.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 112 с.

2.     Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с.

3.     Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс / Н.Е. Бургасова, С.В. Банников: Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

4.     Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В.И. Евдокимов. – М.: Экзамен, 2009. – 109 с.

5.     География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. – СПб.: Паритет, 2005. – 112 с.

6.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

7.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

8.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

9.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

10.   Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013. Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

11.   География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

12.   Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. – 284 с.

13.   ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

14.   Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

15.   Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

16.   Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Организация Объединенных Наций (Источник).

2.  НАТО (Источник).

3.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

4.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

5.  Ege.yandex.ru (Источник).

6.  Официальный информационный портал ЕГЭ (Источник).

7.  4ege.ru (Источник).

8.  Дипломы на Таганке (Источник). 

9.  Priroda.su (Источник). 

10.  900 детских презентаций и 20 000 презентаций для школьников (Источник).