Классы
Предметы

Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира

В ходе урока вы сможете самостоятельно изучить тему «Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира». Демографическая проблема является одним из глобальных мировых вопросов, связанных с выживанием человечества. На этом уроке мы познакомимся с прогнозом роста численности населения в различных странах и проанализируем его с учетом географических особенностей. Обсудим продовольственную проблему, в основе которой лежат медицинские нормы питания, определяющие понятия голода и недоедания. В конце урока как дополнительный материал даны три темы.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Географические аспекты демографической и продовольственной проблем мира

1. Демографическая проблема

На конец октября 2011 года численность населения планеты составила 7 млрд человек. Никогда за всю историю человечества темпы роста населения мира не были столь высокими, как во второй половине XX – начале XXI в. За период с 1960 по 1999 гг. население планеты удвоилось (с 3 млрд до 6 млрд чел.), а в 2007 г. составило 6,6 млрд чел. Хотя среднегодовые темпы прироста населения мира снизились с 2,2% в начале 60-х гг. до 1,5% в начале 2000-х гг., абсолютный годовой прирост возрос с 53 млн до 80 млн чел.

Прогноз численности мирового населения

Рис. 1. Прогноз численности мирового населения. По оси ординат используется шкала (млн чел.) в логарифмическом масштабе.

 

Самые населенные страны к 2050 году

Страна 2050, млн че­ло­век Изменение 2005/2050, %
1 Индия 1 592,7 44,35
2 Китай  1 392,3 5,81
3 США 395,0 32,45
4 Пакистан 304,7 92,93
5 Индонезия 284,6 27,77
6 Нигерия 258,1 96,24
7 Бразилия 253,1  35,78
8 Бангладеш 242,9 71,30
9 Демократическая республика Конго 177,3 208,03
10 Эфиопия 170,2 119,80

(по данным Отдела экономических и социальных проблем ООН; РБК Рейтинг)

Динамика изменения численности населения Земли Динамика изменения численности населения Земли

Рис. 2, Рис. 3. Динамика изменения численности населения Земли

 

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения. Эти страны видят решение своей демографической проблемы в ускорении экономического роста и одновременном снижении рождаемости (примером может быть Китай).

В странах Европы, в Японии и ряде стран СНГ с последней четверти XX в. происходит демографический кризис, проявляющийся в медленном росте и даже естественной убыли и старении населения, стабилизации или сокращении его трудоспособной части. Демографическое старение (увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет свыше 12% общей численности населения, старше 65 лет – сверх 7%) – это закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины, повышение качества жизни и другие факторы, способствующие продлению жизни значительной части населения.

Для экономики развитых и переходных стран увеличение продолжительности жизни населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К первым относится возможность продления трудовой деятельности пожилых граждан сверх нынешнего порога пенсионного возраста. Ко вторым следует отнести проблемы как материального обеспечения пожилых и престарелых граждан, так и их медицинского и бытового обслуживания. Принципиальный выход из такого положения лежит в переходе к накопительной пенсионной системе, в которой ответственность за размер своей пенсии несет прежде всего сам гражданин.

Что касается такого аспекта демографической проблемы в этих странах, как сокращение экономически активного населения, то его решение видится прежде всего в притоке иммигрантов из других стран.

Согласно прогнозам экспертов ООН, в середине XXI века на фоне снижения рождаемости рост численности населения будет происходить за счет увеличения продолжительности жизни. Рецептом долгожительства смогут похвастаться жители Японии, Китая, Швеции, Швейцарии и Исландии: в среднем, жители этих стран будут жить 86 лет. Темпы процесса старения населения являются беспрецедентными: сегодня на планете проживают порядка 84 млн человек старше 80 лет, а к середине столетия количество людей пожилого возраста увеличится до 390 млн человек. Самыми «молодыми» странами будут африканские государства: Танзания, Ботсвана и Папуа – Новая Гвинея. Примерно 65% населения этих стран будут составлять возрастную группу от 15 до 60 лет. Самыми «старыми» странами станут Япония, Италия и Мартиники: каждый 7-й гражданин этих государств будет старше 80 лет.

Существенное влияние на демографическую ситуацию будет оказывать эпидемия СПИДа, связанные с ней демографические потери составят к 2050 году 480 млн человек. В перспективных расчетах влияния эпидемии СПИДа и ВИЧ-инфекции учитывались 60 стран. Критерием попадания в эту группу стран служил показатель удельного веса ВИЧ- инфицированных среди населения 15-49 лет не ниже 1%. В этом году в число таких стран впервые включены две, не относящиеся к категории развивающихся, – Россия и США. Из 60 стран 40 расположены в Африке, 12 – в Латинской Америке и Карибском бассейне, 5 – в Азии и оставшиеся 3 – в Европе и Северной Америке.

Бедность сельского населения вынуждает жителей этих поселений эмигрировать в города. Переселенцы селятся по окраинам городов, образуя «пояса нищеты». Население этих поселений растет быстрыми темпами в развивающихся странах.

Трущобы в Индии

Рис. 4. Трущобы в Индии (Источник)

2. Продовольственная проблема

Сложность заключается в том, что численность населения растет быстрее, чем продовольственные ресурсы. По данным ООН, только треть населения обеспечена питанием; 50% населения Африки находится на пороге голода, от недоедания здесь умирает несколько миллионов человек. Решить эту проблему можно путем увеличения урожайности, продуктивности животноводства; совершенствования структуры отраслей земледелия; перераспределения продовольственных ресурсов между странами; более рационального использования сельскохозяйственных угодий.

Мировая продовольственная проблема в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, несмотря на то, что природные ресурсы планеты в сочетании с современным экономическим и научно-техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать.

Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода), а также несбалансированности питания в различных странах мира.

За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс – численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 850 млн человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой. Более 5 млн детей умирают ежегодно от последствий голодания.

Медицинские нормы питания на одного человека (ккал в день):

1.     Норма питания ~2500.

2.     Недоедание – менее 1800.

3.     Голод – менее 1000.

Неполноценное питание – питание, характеризующееся недостаточностью (отсутствием) какого-либо компонента (компонентов) пищи, необходимого для нормальной жизнедеятельности организма.

Среднесуточное потребление ккал человеком по странам мира

Рис. 5. Среднесуточное потребление ккал человеком по странам мира (за 2003–2005 гг.) (Источник)

3. Золотой миллиард

Золотой миллиард – теоретическое понятие, отражающее современный дисбаланс в уровне жизни и потребления между населением развитых и развивающихся стран мира в условиях ограниченности мировых ресурсов.

Гносеологически исходит из посылок мальтузианства – теории конца XVIII века английского ученого Томаса Мальтуса. Название связано с суммарной численностью населения развитых капиталистических стран: США (311 млн), Канада (34 млн), Австралия (23 млн), страны Евросоюза (27 стран, суммарно 500 млн), Япония (127,5 млн), а также Израиля, Южной Кореи и перспективами его роста в XXI веке.

4. Скваттерство

Скваттерство – самовольный захват земель, жилых помещений бездомными.Это явление характерно для развивающихся стран.

5. Пояс голода

Основными поясами голода являются территории, расположенные к северу и к югу от экватора. Главные «полюса голода» – Тропическая Африка, Южная и Юго-Восточная Азия. 

Пояс голода на карте

Рис. 6. Пояс голода на карте (Источник)

 

Домашнее задание

Тема 11, П. 1, 2

1.     Расскажите про глобальные продовольственные и демографические проблемы.

 

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     World Population to 2300 / United Nations, Department of Economic and Social Affairs Population Division. – New York, 2004. 

3.     World Population Prospects, the 2010 Revision / United Nations, Department of Economic and Social Affairs Population Division. 

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

5.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

8.     Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

9.     География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

10.   ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

11.   ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

12.   ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

3.  Энциклопедии & Словари (Источник). 

4.  РБК.Рейтинг (Источник). 

5.  Википедия (Источник). 

6.  Организация Объединенных Наций (Источник). 

7.  Central Intelligence Agency (Источник). 

8.  Central Intelligence Agency (Источник). 

9.  Grandars.ru (Источник). 

10. VladCity.com (Источник). 

11. Википедия (Источник).