Классы
Предметы

Население Латинской Америки

Видеоурок  посвящен теме «Население Латинской Америки». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Латинской Америки. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения региона, приведет примеры крупнейших народов, городов, стран. 

Тема: Латинская Америка

Урок: Население Латинской Америки

1. Общая характеристика. Этнический состав

Численность населения региона превышает 570 млн чел. Этнический состав Латинской Америки довольно сложный, что вызвано особенностями исторического освоения региона. Крупнейшая страна по численности населения в регионе – Бразилия (почти 200 млн чел.).

Основные расово-этнические группы современной Латинской Америки:

1.     Эмигранты из Европы

2.     Коренное население

3.     Чернокожие

Индейские племена и народности населяли территорию региона до прихода европейцев. Среди них были такие создатели высоких земледельческих цивилизаций, как ацтеки и майя в Мексике, инки в Центральных Aндах. В наши дни коренное индейское население в регионе составляет примерно 15%. Очень многие географические названия в Латинской Америке, как и в Северной, имеют индейское происхождение. Прибывшие европейцы практически полностью уничтожили культуру и достижения индейцев, кроме того, истреблялось само индейское население.

Вторую группу сформировали европейские переселенцы, прежде вceгo из Испании и Португалии, потомков которых называют креолами. До начала ХIХ в. европейская иммиграция была сравнительно невелика, но затем она приобрела большие масштабы.

Третью группу образовали африканцы, которых, начиная с XVI в., колонизаторы ввозили в Бразилию, Вест-Индию и некоторые другие страны для работы на плантациях. Три века работорговли привели к тому, что ныне в Латинской Америке негры составляют 1/10 всех жителей. Распределительным центром работорговли был остров Ямайка.

Жители Ямайки

Рис. 1. Жители Ямайки (Источник)

Более половины населения региона – это потомки смешанных браков:

1.     Метисы (потомки от браков европеоидов и индейцев).

Метисы присутствуют практически во всех странах Западного полушария, в том числе составляют большинство населения таких стран, как Мексика, Никарагуа, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Парагвай, Чили, Панама.

2.     Мулаты (потомки от смешанных браков представителей европеоидной и негроидной рас).

Мулаты составляют значительную часть населения Латинской Америки и стран Карибского бассейна (Доминиканская Республика – 73%, Куба – 51%, Бразилия – 38%).

3.     Самбо (потомки от смешанных браков индейцев и негров).

В некоторых странах Латинской Америки используются другие слова для обозначения потомков негро-индейских браков: в Бразилии «кафузу», в Мексике «лобо», в Гаити «марабу», в Гондурасе, Белизе, Гватемале – «гарифуна».

Поэтому почти все латиноамериканские нации имеют сложную этническую основу. В Мексике и странах Центральной Америки в основном преобладают метисы, на Гаити, Ямайке, Малых Антильских островах – негры. В большинстве Андских стран преобладают индейцы или метисы, в Аргентине, Уругвae и Коста-Рике – испаноязычные креолы, а в Бразилии мулатов и негров лишь немногим меньше, чем белых. В целом преобладают креолы (потомки испанцев и португальцев).

Наиболее сложный этнический состав характерен для Бразилии, Мексики, Аргентины.

Жители Мексики на празднике

Рис. 2. Жители Мексики на празднике (Источник)

Латиноамериканцы – обобщенное название испано- и португалоязычных народов, населяющих территорию современной Латинской Америки и широко представленных также в США, Испании, Канаде и пр.

2. Языковой состав

Наиболее распространенные языки в Латинской Америке:

1.     Испанский (на этом языке говорит большинство жителей).

2.     Португальский (Бразилия).

3.     Английский (Ямайка, Барбадос, Гайана и др.).

4.     Французский (Гаити, Гвиана и др.).

5.     Голландский (Суринам, Антильские острова).

В Мексике, Перу, Боливии, Парагвае, наряду с испанским, официальными считаются индейские языки (кечуа, ацтекский и др.).

3. Религиозный состав

Подавляющее большинство латиноамериканцев исповедуют католицизм, который насаждался в качестве единственной официальной религии; другие вероисповедания преследовались инквизицией.

Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро

Рис. 3. Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (Источник)

Для Латинской Америки характерен cвoeгo рода дуализм культур. Здесь, особенно в среде индейцев и метисов, сохраняется самобытная культура кopeннoгo населения, уходящая своими корнями к доколумбовым временам. Это и мифологический и исторический эпос, музыка и танцы, такие знаменитые памятники истории и архитектуры, как пирамиды и дворцы aцтеков, тольтеков и майя в Мексике, город-крепость инков Maчу-Пикчу в Перу, включенные в Список Всемирного наследия. Это и более новая культура, ориентированная на европейские ценности, которая также проявляется в литературе, искусстве, музыке, театре, архитектуре. Помимо религиозных праздников, большое распространение получили различные карнавалы, коррида, родео. Очень большой популярностью пользуется футбол.

Игроки футбольной сборной Бразилии

Рис. 4. Игроки футбольной сборной Бразилии (Источник)

4. Размещение и плотность населения

Для размещения населения Латинской Америки характерны три главные черты. Bo-первых, это один из наименее заселенных регионов мира со средней плотностью вceгo 28 человек на 1 кв. км. На островах плотность населения очень высока. Bо-вторых, неравномерность eгo размещения выражена сильнее, чем в большинстве других крупных регионов. В-третьих, ни в одном другом регионе мира население не освоило в такой мере обширные плоскогорья и не поднимается так высоко в горы.

Для Латинской Америки характерен традиционный тип воспроизводства населения. И хотя пик демографического взрыва здесь был пройден еще в середине XX в., в некоторых странах Центральной Америки, в более бедных странах Южной Aмeрики (Боливия, Парагвай) прирост населения еще составляет 2-2,5% в год. Это влияет не только на численность, но и на возрастную структуру, увеличивая «нагрузку» детей на занятое население.

В странах высокие показатели преступности, расслоения общества, многие живут за чертой бедности.

Рис. 5. В Боливии женщина строит дома из пластиковых бутылок для бедняков (Источник)

5. Городское и сельское население

По показателям урбанизации Латинская Америка скорее напоминает экономически развитые, чем развивающиеся страны: средний уровень ее в регионе очень высокий (80%), а темпы теперь уже замедленные. При этом происходит все большая концентрация населения в больших городах, число которых перевалило за 300, и в гopoдax-миллионерах (их более 40). В регионе сложился особый латиноамериканский тип города. Колониальные города создавались по единому плану, который Испания и Португалия разработали для своих владений. Ядром города обычно служила центральная площадь, на которой располагались ратуша, собор, административные здания. От этой площади улицы расходились под прямыми углами, образуя четкую «шахматную» сетку. На нее в последние десятилетия наложилась современная застройка.

Крупнейшие города Латинской Америки:

1.     Мехико.

2.     Буэнос-Айрес.

3.     Сан-Паулу.

4.     Рио-де-Жанейро.

В Латинской Америке особенно ярко выражена одна особенность, характерная также для  других регионов развивающегося мира и называемая обычно «ложной урбанизацией». «Ложная урбанизация» – это такой тип урбанизации, при котором доля городского населения намного пpeвышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» – постоянный приток в гoрода неимущего сельского нaceления, которое власти не в состоянии обеспечить жильем, работой.

Трущобы в Венесуэле

Рис. 6. Трущобы в Венесуэле (Источник)

6. Мехико

Мехико. Город является столицей Мексики. Мехико был основан в 1325 году индейцами-ацтеками. Основатели города – древние ацтеки – первоначально вели кочевой образ жизни и занимались охотой и рыболовством. Их племена появились в окрестностях современного Мехико приблизительно в 1200 г. В наше время Мехико является одним из крупнейших городов мира, а численность населения агломерации превышает 21 млн чел. Мехико дает почти 25% всего ВВП страны, выступает главным экономическим, политическим, культурным центром.

7. Сан-Паулу

Сан-Паулу. Город расположен на юго-востоке Бразилии, он столица одноименного штата. Крупнейший город в Южном полушарии. Расположен в долине реки Тиете, в 70 км от побережья Атлантического океана.

Сан-Паулу

Рис. 7. Сан-Паулу (Источник)

8. Фавелы

Фавелы – трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности. Многие современные фавелы возникли в 1970-х годах вследствие ускорения процессов урбанизации в Бразилии.

Фавелы в Бразилии

Рис. 8. Фавелы в Бразилии (Источник)

 

Домашнее задание

Тема 10, П. 1

1.     Назовите крупнейшие этнические группы Латинской Америки.

2.     Приведите примеры крупнейших городов Латинской Америки.

 

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

2.     Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник, – М., 1986.

3.     Современный словарь иностранных слов. 20 000 слов. – М.: Рус.яз., 1992.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География/ Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

5.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

8.     Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

9.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10.   Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

11.   География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

12.   ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

13.   ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

14.   ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

3.  Ege.yandex.ru (Источник).

4.  Википедия (Источник). 

5.  School.xvatit.com (Источник). 

6.  Википедия (Источник). 

7.  Википедия (Источник). 

8.  Википедия (Источник). 

9.  Википедия (Источник).