Классы
Предметы

Годовой ход температуры

В ходе урока вы сможете получить подробную информацию о теме «Годовой ход температуры». Мы обсудим, как меняется годовой ход температуры воздуха, от чего это зависит. Вы также узнаете, чем он характеризуется, рассмотрите, как рассчитывают средние месячные температуры, и многое другое.

Тема: Атмосфера

Урок: Годовой ход температуры

1. Введение

Цель урока: узнать, как меняется температура воздуха в течение года и от чего это зависит.

2. Среднемесячная температура воздуха

Годовой ход температуры воздуха характеризуется среднемесячными температурами воздуха. Среднемесячную температуру получают путем деления суммы суточных температур на число суток в месяце. Годовой ход температуры воздуха – изменение температуры воздуха в течение года. По нему можно определить, какой месяц в году был самым холодным, какой самым теплым, проанализировать изменение температуры воздуха за год. В северном полушарии самый теплый месяц – июль, самый холодный – январь. В южном полушарии все наоборот.

Зима в Австралии

Рис. 1. Зима в Австралии (Источник)

Над океанами максимумы и минимумы температур в течение года немного «опаздывают» относительно температур над сушей. Самые теплые температуры над океанами в северном полушарии характерны для августа, а самые холодные – для февраля-марта. Это связано с тем, что океан медленнее остывает и медленнее нагревается, по сравнению с сушей. В связи с этим, океан зимой оказывает отепляющее воздействие на воздух, благодаря относительно теплой воде, а летом охлаждающее.

Рис. 2. Годовой ход температуры воздуха Красного моря (Источник)

Кроме того, над океанами амплитуда температур воздуха меньше, чем над сушей.

Рис. 3. Годовой ход температуры воздуха в Рязанской области (Источник)

3. Амплитуда годового хода

Амплитуда годового хода температуры воздуха – разность среднемесячных температур самого теплого и самого холодного месяцев.То есть, чтобы посчитать амплитуду, нужно из самой высокой температуры вычесть самую низкую. Например, ниже дан график годового хода температуры воздуха. Попробуем по этому графику посчитать амплитуду. Максимальная температура на этом графике +20, минимальная -3, значит, надо из +20 вычесть -3: 20-(-3)=23, т.е. амплитуда будет 23 градуса.

Рис. 4. График годового хода температуры воздуха (Источник)

 

Чем ближе к экватору, тем меньше амплитуда температур. Это связано с тем, что территории рядом с экватором получают примерно одинаковое количество тепла на протяжении всего года, поэтому значения температур по месяцам практически не меняются.

Рис. 5. Температуры воздуха и воды в Сингапуре

4. Влияние на годовой ход температуры

Не надо забывать, что на температуру воздуха влияют водные территории (океаны, моря, озера), изрезанность береговой линии, удаленность от экватора, течения, рельеф, воздушные массы.

На температуру и ее годовой ход оказывают воздействия погодные явления. Так, например, отсутствие облачности летом приводит в повышению температур в данной местности.

Таким образом, годовой ход температуры воздуха зависит от многих причин.

 

Домашнее задание

Параграф 37.

1. От чего зависит изменение температуры воздуха в течение года?

2. Назовите самый теплый месяц в северном полушарии.

 

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2. Русское географическое общество (Источник).

3. Geografia.ru (Источник).