Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Воздействие организмов на земные оболочки

Данный видеоурок посвящен теме «Воздействие организмов на земные оболочки». Мы узнаем, какое влияние оказывают живые организмы на различные оболочки нашей планеты. Кратко рассмотрим их воздействие на атмосферу (регуляция кислорода и углекислого газа), на гидросферу (регуляция растворимых минеральных веществ), на литосферу (образование горных пород и на плодородие почвы).

Тема: Организмы на Земле

Урок: Воздействие организмов на земные оболочки

1. Введение

Цель урока: узнать, какое влияние оказывают живые организмы на оболочки Земли.

2. Воздействие на атмосферу

Живые организмы всячески воздействуют на оболочки нашей планеты. Тот облик, который имеет Земля, связан, в первую очередь, с жизнедеятельностью живых существ.

Главное воздействие организмов на атмосферу связано с фотосинтезом. Почти весь кислород на планете создан растениями и другими живыми организмами (водорослями, бактериями). Растения поглощают углекислый газ, который выделяют при дыхании живые организмы, и воду, а выделяют кислород и создают органические вещества.

Схема фотосинтеза

Рис. 1. Схема фотосинтеза (Источник)

3. Воздействие на гидросферу

Живые организмы влияют на состав океанической воды, в первую очередь, на ее соленость. Живые существа способны забирать из воды растворенные в ней вещества для своей жизнедеятельности, питания, построения скелетов и панцирей. Отмирая, живые организмы образуют на дне водоемов осадочные горные породы.

Рис. 2. Панцири моллюсков (Источник)

4. Воздействие на литосферу

Существенное воздействие живые организмы оказывают на литосферу, особенно ее верхнюю часть. Они образуют горные породы, участвуют в формировании многих минералов. Кроме того, организмы участвуют в разрушении горных пород и минералов, меняя, тем самым, облик земной коры и создавая различные формы рельефа. Важным является и то, что биологические существа совместно с литосферой участвуют в образовании почв. Плодородие (способность производить урожай) почвы определяется толщиной гумусового горизонта. Гумус – продукт разложения живых организмов, органических остатков.И в самой почве живет множество живых существ.

Почва

Рис. 3. Почва (Источник)

Самой плодородной почвой является чернозем. Черноземных почв много в России, Украине, Казахстане и др. Черноземы образуются под степями и лесостепями. Почва образуется очень долгий период времени, поэтому к ней надо относиться с особой бережностью.

Конечно же, живые организмы влияют и на саму биосферу, создавая неповторимый облик нашей «живой» планеты.

 

Домашнее задание

Параграф 49.

Вопросы 1, 3.

 

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2. Русское географическое общество (Источник).

3. Geografia.ru (Источник).