Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Построение треугольника по трём элементам в более сложных случаях

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
Построение треугольника по трём элементам в более сложных случаях

На этом уроке вспомним основные этапы решения задач на построение. Решим более сложные задачи, используя уже знакомые нам методы, еще раз повторим основные опорные факты.

Введение

Как в простых, так и в сложных задачах на построение мы используем все те же четыре этапа (анализ, построение, доказательство, исследование) и неизменные инструменты – циркуль и линейку.

Задача 1

Дано: постройте треугольник по периметру и двум углам (Рис. 1).

Рис. 1. Данные условия задачи

Построить .

Решение: начнем с анализа задачи. Нам дан периметр, причем . Также нам известны два угла  и . Предположим, что искомый треугольник построен (Рис. 2).

Рис. 2. Изображение к анализу задачи

Давайте отложим сторону , проведя окружность с центром в точке  и получим точку , причем . По такому же принципу получим точку , проведя окружность с центром в точке  и радиусом  (). Мы получили отрезок, длина которого равна  (Рис. 3).

Рис. 3. Изображение к анализу задачи

Рассмотрим треугольник , его сторона  равна заданному периметру треугольника. Рассмотрим углы. Учитывая, что , получаем, что треугольник  – равнобедренный. Аналогично  – равнобедренный. Значит, используя свойства равнобедренных треугольников, получаем, что в каждом из них углы при основании равны.

Осталось связать эти углы с углами  и . Вспомним теорему о внешнем угле треугольника. Внешний угол треугольника равен сумме двух других, не смежных с ним. Угол (Рис. 4).

Рис. 4. Изображение к теореме о внешнем угле

Применив данную теорему к нашей задаче, мы получим, что .

Аналогично получаем, что  (Рис. 5).

Рис. 5. Изображение к анализу задачи

1. 

Теперь мы примерно представляем, какова будет схема построения. Построить треугольник  не составит труда (мы знаем в нём длину стороны и два угла), но как отложить точки  и ? Есть несколько способов, но самым удобным и простым будет воспользоваться свойством серединного перпендикуляра. Проведем серединный перпендикуляр для прямых  и  и получим точки  и , равноудаленные от концов соответствующих отрезков (Рис. 6).

Рис. 6. Изображение к анализу задачи

Переходим к схеме построения.

  1. Построим  по стороне и двум прилежащим углам.
  2. Провести  – серединный перпендикуляр к .
  3. Провести  – серединный перпендикуляр к .

Искомый треугольник построен.

Докажем, что треугольник построен правильно. Сумма длине его сторон равна стороне , то есть равна заданному значению , а прилежащие к ней углы равны данным в условии. Значит, построенный треугольник – искомый.

Что касается исследования, то единственное ограничение на углы: сумма данных углов  (иначе треугольник не будет существовать, так как сумма его углов будет больше ).

Задача 2

Дано: построить прямоугольный треугольник по катету и сумме другого катета и гипотенузы.

Построить .

Решение: предположим, что такой треугольник построен. Нам нужно как-то использовать данную в условии сумму длин катета и гипотенузы. Поступим так же, как и в прошлой задаче, отложим гипотенузу  на продолжении катета . Получаем  (Рис. 7).

Рис. 7. Изображение к анализу задачи

Чтобы из полученного треугольника  получить искомый, достаточно найти точку . И тут нам снова поможет серединный перпендикуляр  к стороне .

Построение:

  1. ,
  2.  – серединный перпендикуляр к  (Рис. 8).

Рис. 8. Построение задачи

Построенный нами треугольник отвечает условиям задачи. Один из углов треугольника прямой, один из его катетов равен данному, а сумма второго катета и гипотенузы равна данной в условии.

Заключение

Мы посмотрели задачи на построение. Выяснили, что существует четыре этапа, которые помогают нам решить любую задачу, а именно:

  1. анализ,
  2. построение,
  3. доказательство,
  4. исследование.

Также в решении задач нам помогали опорные факты. Мы пользовались следующими опорными фактами.

  1. Свойство серединного перпендикуляра (все его точки равноудалены от концов отрезка).
  2. Свойство точек биссектрисы (все её точки равноудалены от сторон угла).
  3. Теорема о внешнем угле треугольника (внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним).

 

Список рекомендованной литературы

  1. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. и др. Геометрия 7. Издание М.: Просвещение.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7. 5 издание. М.: Просвещение.
  3. Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолова В.В. Геометрия 7. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «yaklass.by» (Источник)
  2. Интернет портал «school-collection.edu.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «»davay5.com (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Постройте треугольник по стороне, прилежащему к ней углу и биссектрисе треугольника, проведенной из вершины этого угла.
  2. Постройте треугольник по углу, высоте и биссектрисе, проведенным из вершины этого угла.
  3. Даны отрезки ,  и . Постройте треугольник  так, чтобы , , , где  – высота треугольника.