Классы
Предметы

Бунт в истории

Что такое бунт?

Лазарев М.И.: Сегодняшняя наша тема – бунт. Тема обширная, но мы будем проецировать её на школьную тематику. Рассмотрим, как бунт отражён в той части литературы, которая изучается в школе. Нужно определить, что мы будем понимать под бунтом, ведь у этого слова много значений. Например, Толстой совершал бунт, отрекаясь от церкви; бунтовала и Анна Каренина; главная тема «Капитанской дочки» тоже бунт. У бунта бывают причины и последствия. Оказывается, что многие бунты достигали своих целей: соляной бунт, медный бунт, восстание Тайлера. Несмотря на то что для самих бунтовщиков это заканчивалось плачевно, цели, которые они выдвигали, достигались. Я хотел сказать, что бунтом называют многое: начиная от бунтов в Египте и заканчивая современными событиями в Украине. Они все имеют какие-то схожие черты, но мы будем связывать это всё с литературой.

Рис. 1. Э. Лисснер. «Соляной бунт» (Источник)

Рис. 2. Э. Лисснер. «Медный бунт» (Источник)

Новиченков А.Н.: Я вчера думал о том, что сегодня мы будем говорить о бунте. Вспомнил, как в школе преподносят «Капитанскую дочку»: мол, взбунтовались. Но ведь на самом деле Пушкин гораздо глубже и шире узких школьных интерпретаций, потому что у него бунт – многослойное понятие. Да, первый слой, безусловно, это война, пугачёвщина, а второй – Гринёва: бунт против старого времени, против самого отца, против правил, устоев, основ екатерининского самодержавия. Пушкин пишет роман уже опытным, в 36 лет, говорит о том, что, когда идёшь против традиции, это очень сложно и нельзя. Гринёв повторяет судьбу отца. Все его мелкие бунты (игра в бильярд, дуэль) оканчиваются ничем, и он понимает, что отец был прав. И тут идёт самая интересная проекция, третий слой: на Россию, молодую страну, которой меньше 100 лет (петровская Россия). И этот бунт Пушкин воспринимал, как мне кажется, как бунт ребёнка, который ещё не понимает, что только через дисциплину, только через лишения, правила, строгие традиции можно выстроить что-то конструктивное. В этом плане очень интересно отношение Пушкина к крепостному праву.

Чуворкина О.А.: Мне кажется, что очень интересную тему Артём затронул. И эта тема связана с основанием бунта: чем бунт отличается от революции. Революция – это всегда некая направленная сила. Революцию готовят, у неё есть цели, задачи, которых они пытаются достигнуть. Что такое бунт? Бунт, по школьной программе, это нечто беспорядочное, нечто бессвязное. В основе бунта часто лежит эмоция. Ведь то же самое делают подростки, когда бунтуют, они эмоциональные. И часто бунт оказывается кровавым и беспощадным, как писал Пушкин, именно потому, что он малоосмыслен. Человек в какой-то момент выступает нигилистом и говорит, что больше так не хочет, что ему это не нравится. Но редко когда человек задумывается о том, как именно он хочет, к чему стоит стремиться. И если бы взрослый предлагал этому подростку поразмыслить: как ты хочешь, предложи свои варианты решения. Что такое бунт? Это коллизия. Коллизия парадигм, мировоззрений, ценностных систем.

Коллизия (от лат. collisio – столкновение) – столкновение противоположных сил, интересов, стремлений.

Иными словами, у этого юного взрослого есть какие-то новые ответы, новые ходы для решения тех загадок и головоломок, что даёт жизнь. Он не хочет следовать тем моделям, которые предлагает взрослый. Но если бы взрослый человек этому подростку предлагал высказать своё решение, пойти дальше бунта, сделать следующий шаг? То есть переворот бы случился, но не был бы таким кровавым, беспощадным и, по сути дела, бессмысленным, а, напротив, имел бы некие смысловые основы.

Лазарев М.И.: А какой пример бессмысленного переворота вы можете привести? Ведь они все имели некие результаты.

Чуворкина О.А.: Да, это так. Но важно понимать, были эти результаты предполагаемы или хаотичны. Мы шли к чему-то или мы шли против старого. Ведь часто человек даже не ставит цели. Одна из ключевых ошибок бунтарей – действие на эмоциях, действие хаотичное. Это зов природы.

Островская А.: Я полностью согласна с вами и очень хотела бы услышать эту речь, когда мне было лет 13 или 14. А именно ту мысль, что нужно чётко понимать, против чего я бунтую. И возможно, я хотела бы поговорить с родителями и учителями о том, какие варианты могут последовать, о том, куда я хочу прийти. И чтобы этот бунт не был мгновенно пресечён властью, как это чаще всего происходит в школе. А чтобы этот бунт получил какое-то развитие, именно то, о котором мы сказали. Чтобы молодому человеку действительно дали возможность развить этот бунт, понять теоретически, до того как это случится, к чему это может привести и чего бы я хотела добиться. Я бы правда очень хотела услышать это классе в восьмом. Я не думала тогда о том, что бунт против власти может быть диалогом с ней. Должен быть диалогом с ней.

Бунт против власти

Лазарев М.И.: Когда возникает бунт? Когда накапливается потенциал недовольства (по разным причинам), а правящая элита не успевает сообразить, что нужно сделать. Вспомним соляной и медный бунт, которые рассматривают в школе. Медные деньги в итоге были отменены, и со мздоимцами, которые спровоцировали соляной бунт, разобрались. Так что, в общем-то, бунт – это действительно диалог общества с властью, только в жёсткой форме. А то, что он кровавый – но ведь вся история кровава. Знаете, Ян Жижка просил, когда он умрёт, натянуть его кожу на боевой барабан, чтобы даже после смерти он пугал своих врагов. Так и сделали.

Рис. 3. Ян Матейко «Грюнвальдская битва» (Источник)

Я к тому, что есть и другой взгляд у людей на жизнь, кровь, смерть, пытку, что такое «хорошо» и «плохо». Действительно, царь какой-нибудь мог важного боярина отдать толпе, как разменную монету, чтобы она успокоилась. То есть нужно учитывать времена. Да и не бывает других бунтов – не кровавых и не беспощадных. А насчёт бунта Гринёва, в этом смысле любой рост молодого человека, его решения – это всегда бунт. Например, когда он карту пытается превратить в змея, у него есть для этого чёткий план. Вся жизнь молодого человека – это проба своих возможностей.

Новиченков А.Н.: Это попытка преодолеть паттерное поведение, которое было заложено родителями, в первую очередь отцом. Другое дело, что Гринёв не осознавал этих паттернов. Он не мог их преодолеть, именно поэтому он повторяет поведение отца в итоге. Гринёв – один из самых глупых героев русской литературы. Он очень неумный, и Пушкин специально его таким создаёт. Это тоже не случайно: человек, который будет до жути простой, искренний, даже с людьми, которые его могут в ту же минуту прикончить, должен быть прост как пять копеек. Я бы хотел сказать ещё по поводу того, что Оля сказала. О том, что, если бы бунтари не ошибались, было бы всё лучше, у них больше получалось бы. Но ведь тогда это был бы уже не бунт. Бунт должен иметь в себе эту эмоциональную неосознанную составляющую. Потому что как только появляется осознанность, человек начинает думать о том, что бунтовать, возможно, и не надо, а сделать как-то по-другому. И мне кажется, с детьми такая же ситуация. Он бунтует потому, что не осознаёт, что он бунтует. Ему этот бунт зачем-то нужен. Зачастую ребёнок не может спросить себя, почему и зачем он делает это. Задача родителей – задать эти вопросы ребёнку. У Оливера Сакса был такой момент в книге: ребёнок начинает кричать за столом, и отец говорит: «ты точно хочешь играть в эту игру?», после чего ребёнок успокаивается. Он понимает, что его поймали за игрой.

Лазарев М.И.: Если проанализировать историю, можно заметить, что многие бунты начинаются одинаково. Есть какая-то небольшая группа людей, которая делает что-то против власти. Это может быть даже что-то невинное (можем вспомнить майские события в Париже 1968 года). Потом их арестовывают. Другие начинают за них заступаться, и пошла раскрутка. Но мне кажется, ключевое место в любом бунте, с точки зрения обычных граждан, это то, что происходит отмена норм, некоторых норм поведения. А когда происходит такая отмена, где стоит остановиться в этой отмене? Сорокин в своей «Социологии революций» отмечает, что все нормы меняются, всё деградирует, даже взаимоотношения между людьми. Пушкин в «Капитанской дочке» показывает, что всё деградирует. И в этом смысле бунт называют именно бунтом, а не революцией, потому что самоорганизующей силы в нём нет. Это просто разрушение. Бунт всегда сопровождается колоссальным бессмысленным разрушением, убийствами и т. д. именно из-за того, что большая часть людей не понимает, где эта граница, да и не хочет этого понимать: что можно отменить, а что нужно оставить. «Не убий?», но мы убиваем, убивать можно, пока идёт бунт и т. д.

Новиченков А.Н.: Мне кажется, здесь не отмена норм, а их проверка. Отменяем нормы мы, но сами нормы благодаря нам проверяются, то есть они проходят некоторый фильтр. Почему мы бунтуем? Потому что нам что-то не нравится. А значит, в лице бунтарей эти нормы только приобретают что-то: проходят они проверку или не проходят.

Лазарев М.И.: Но такое ощущение, что бунт подпитывается именно этой частью: я живу в согласии с обществом, у меня идёт накопление недовольства, это может вылиться, допустим, просто в развод или размолвку с родителями. Но в любом случае происходит накопление недовольства, а потом происходит какое-то событие, которое является спусковым крючком. Но где остановиться? Отсутствие понимания этого приводит к тому, что, например, даже при разводе взрослых людей звучат взаимные обвинения, которые уже совершенно не нужны.

Бунт масс

Хотел ещё сказать о бунте не отдельной личности, а массы людей. Конечно, все они личности, их предводители ещё более яркие личности. Мне кажется неудивительным то, что более развитая форма бунта, революция, часто заканчивается гражданской войной. А после гражданской войны наступает террор. Дело в том, что в гражданской войне и с той, и с другой стороны находятся люди с высокими моральными принципами, убеждённые в правоте своей идеи. И они идут впереди, взаимно уничтожая друг друга. Иммунитет общества после их потери падает. В той же «Капитанской дочке» видно, что Гринёв случайно спасается. При его принципиальности он, конечно, убеждает Пугачёва, но всё-таки Швабрин спасается легко – он сразу предаёт идеи и присягает на верность. Мне кажется, важно помнить, что лучшие люди погибают с двух сторон, именно те люди, которые на смерть боролись за свою честь и свои принципы, убеждения.

 

Ссылки:

  1. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева»
  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  3. Замысел и проблематика романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"
  4. Авторская позиция в «Капитанской дочке»
  5. Круг проблем «Капитанской дочки»
  6. Композиция «Капитанской дочки»
  7. Смысл заглавия «Капитанской дочки»
  8. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Ч. 1
  9. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Ч. 2