Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Дуэль.

Конфликт Онегина и Ленского – хороший урок психологии. Причины их ссоры могут лежать в далеком прошлом. На первый взгляд кажется, что дуэль началась из-за чепухи. Но так ли это? Ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев видеоурок.

Вступление

Мне хотелось бы поговорить о конфликтах на примере того, который привёл к дуэли между Ленским и Онегиным. На мой взгляд, гений – это тот человек, произведение которого можно рассматривать как явление природы. Поэтому всё то, что написано А.С. Пушкиным (из того, что мы знаем), может быть рассмотрено так же подробно, как какое-нибудь физическое явление.

Рис. 1. Дуэль Онегина и Ленского (Источник)

Идея фикс

Что же происходит в этом конфликте? Во-первых, происходит ссора между друзьями. Хотя и ссоры как таковой особо не видно. Меня всегда интересовало, почему дуэли всегда происходят из-за какой-то чепухи. Ведь зачастую повод несущественный, но приводит к смерти человека. Может быть, часто истинная причина скрыта. И мне кажется, что здесь она тоже скрыта. Стоит сказать, что Пушкин – психолог. Понятно, что каждый из нас тоже психолог – на бытовом уровне, писатель – тем более великий писатель – обязательно великий психолог. Но Пушкин имеет и теоретический подход к психологии. Доказательством этому является глубина его творчества. Вспомним начало шестой главы в «Пиковой даме», где он формулирует некую теорему из области психологии: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». Что же это такое, «две неподвижные идеи»? Как это «неподвижные»? Разве обычно идеи бегают и прыгают? По-французски это звучит так: «Idée fixe».

Идея фикс – психологический термин, обозначающий суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и выводимо из личности, её установок, но сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели. При сверхценной идее сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке (или, по крайней мере, её проблескам). Такого рода идеи могут наблюдаться в том числе у нормальных людей (например, в состоянии влюблённости), но с наибольшей регулярностью у страстных натур, фанатиков, людей с параноидным расстройством личности и при патологическом развитии личности.

Про идею фикс начали говорить только спустя 60 лет (понятие «сверхценной идеи» введено К. Вернике в 1892 году, а «Пиковая дама» написана в 1833 году).

Что такое научный подход? Это когда человек формулирует что-то, что может быть применено в различных сферах. Мосты начали строить до того, как придумали теорию прочности и вообще математику, но математические модели позволили строить мосты надёжнее, крепче и проще, по шаблону.

Конфликт Ленского и Онегина

Рассмотрим подробнее конфликт Ленского и Онегина. Когда он начинается? Мне кажется, что начало конфликта связано с их первым посещением Лариных. Если почитать внимательно, Онегин напрашивается вместе с Ленским поехать в гости. А что же потом происходит?

Они дорогой самой краткой

Домой летят во весь опор.

Теперь послушаем украдкой

Героев наших разговор:

– Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. –

– «Привычка, Ленской». – Но скучаешь

Ты как-то больше. – «Нет, равно.

Однако в поле уж темно;

Скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка!

Какие глупые места!

А кстати: Ларина проста,

Но очень милая старушка,

Боюсь: брусничная вода

Мне не наделала б вреда.

Влюблённый, ему естественно хочется узнать мнение друга, старшего товарища: как он отнёсся, насколько ему понравилось.

Рис. 2. Онегин и Ленский в гостях у Лариных (Источник)

И Онегин, естественно, всё это понимает: как известно, он был истинный гений в этой науке. До этого он снисходительно относился к Ленскому, понимал его, выступал как старший товарищ для него:

Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, еще в сужденьях зыбкой,

И вечно вдохновенный взор, –

Онегину всё было ново;

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

То есть он понимал, что Ленский молод и горяч. И прощал ему это. И вдруг он ведёт такой разговор, явно опускающий ситуацию. Ленский с надеждой говорит: «ты зеваешь […] Но скучаешь // Ты как-то больше». Мол, может быть, хоть что-то затронуло тебя, вывело из равновесия. Но: ««Нет, равно». И сразу же перебивает: «Однако в поле уж темно;// Скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! // Какие глупые места!». Он не даёт ему даже возможности зацепиться за что-то, чтобы продолжить. Но Ленскому-то хочется. Вот он показал свою возлюбленную другу, а тот: «А кстати: Ларина проста,// Но очень милая старушка…». И тут же опускает ниже пояса: «Боюсь: брусничная вода //Мне не наделала б вреда». И дальше: «Скажи: которая Татьяна?». Ну что же он, не разобрался, которая Татьяна? Это явно оскорбительно. И интересно, что ответит Ленский: «Да та, которая, грустна// И молчалива, как Светлана,// Вошла и села у окна». На что Онегин говорит: «Неужто ты влюблен в меньшую? […]Я выбрал бы другую». Так вот, что происходит: Ленский обижается здесь. И обижается сильно. И может быть даже настолько глубоко, что Онегин этого не понимает. Посмотрите, с какой готовностью он даёт характеристику Татьяне. Очень может быть, что Ленский влюблён в Татьяну, она ему более интересна. У него даже образ для неё готов: «как Светлана» (главная героиня баллады «Светлана» В.А. Жуковского).

И так часто бывает: две девочки, одна бойкая, выскочила первой, загородила собой вторую, с ней легче вступить в разговор, а дальше всё уже по колее, потому как все эти брачные игры были чётко регламентированы, не менее чем дуэльные. Всё происходит на глазах у родственников, каких бы свободных нравов они ни были. И дальше ты всё больше и больше инвестируешь в этого человека своё время. А Татьяна могла оставаться для него чем-то недостижимым. И тут ему говорят то, что находит отклик в глубоко скрытом. Ему становится больно. Но он не может этого признать, потому что это невозвратно, такую ошибку сложно признать.

Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне

Вандикова Мадонна – картина Энтони ван Дейка и Пауэла де Вос «Отдых на полете в Египет (Мадонна с куропатками)».

Это такое оскорбление, которое напрямую за оскорбление зачесть нельзя, ведь ничего откровенно обидного не сказано. Всё очень двояко: начнёшь обижаться – себя унизишь. И что делать? «Владимир сухо отвечал// И после во весь путь молчал». И этим молчанием он многое сказал.

Теперь дальше. В какой-то момент он всё же пригласил Онегина на день рождения. Дело в том, что есть ещё один закон: недовольство другом и расположение к нему находятся как бы в разных сосудах в голове. Поэтому и говорят, что от любви до ненависти один шаг и наоборот. А всё потому, что это может сосуществовать вместе. И в какой-то момент вскрывается один сосуд с накопленной ненавистью и выплёскивается. Фактически пистолет дуэли уже заряжен. В этом месте Онегин высказался, Владимир сухо отвечал. Но здесь уже всё накопилось. Дальше, осознанно или нет для Ленского, ситуация должна как-то разрешиться. Он ждёт момента. И дальше какая-то капля, спусковой крючок – и будет дуэль. И бал.

Рис. 3. Бал (Источник)

Онегин даёт этот повод. Но трудно поверить, что само ухаживание, флирт на балу могли так расстроить Ленского. На самом деле это же здорово. Смотрите: старший товарищ проявляет такой интерес к моей избраннице, тем самым подтверждая, что он ошибался. Значит, мой выбор правильный. Поэтому о какой-то измене речи не может быть. И вряд ли сами условия бала могли допустить выход за правила приличия, ведь всё происходит на глазах у большого количества людей. Но Ленский на взводе, и у него нет другого старшего товарища, кроме Онегина, с кем можно было бы посоветоваться, который сыграл бы положительную роль, а не посредника, как Зарецкий уже на дуэли. Но этого не было. И ему кажется, что деваться некуда и только дуэль может разрешить это. А что же Онегин? Он, может быть, даже забыл, что так обидел Ленского. Но почему же так произошло, что после первого визита к Лариным он так себя вёл? Может быть так, что он уже тогда ощутил чувства к Татьяне вместе с завистью к Владимиру, у которого было такое чувство, как любовь.

Я недавно слушал выступление одного нашего известного режиссёра. Его спрашивают: «У вас есть слава, но что бы вы хотели?» Он с тоской отвечает: «Эх, влюбиться бы ещё раз!..» И вот Онегин, похоже, страдает тем же. Он завидует, но в то же время чувствует, что у него что-то пробуждается. Он считал, что страсти его уже не волнуют, и говорил о них с сожаленьем:

Но чаще занимали страсти

Умы пустынников моих.

Ушед от их мятежной власти,

Онегин говорил об них

С невольным вздохом сожаленья:

Блажен, кто ведал их волненья

И наконец от них отстал;

Блаженней тот, кто их не знал,

Кто охлаждал любовь – разлукой,

Вражду – злословием; порой

Зевал с друзьями и с женой,

Ревнивой не тревожась мукой,

И дедов верный капитал

Коварной двойке не вверял.

Но Пушкин-то знал, как это бывает, у него даже есть такое стихотворение:

Я думал, сердце позабыло

Способность лёгкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Так вот, он знает, что может всё вернуться. И вот эта зависть к другу, к его чувству могла сыграть эту роль. Поэтому он так вёл себя в тот вечер, занозисто, не по-дружески.

Выводы

Об этом можно ещё много говорить. Тут каждая строчка значима, каждое слово. Но мы сделаем вывод. В этом сюжете есть пример и хороший урок психологии, и об этом важно помнить. И нужно понимать, что возникает конфликтная ситуация, ссора, а причина её может быть далеко позади, и нужно разобраться в них. Мне кажется, это очень важно помнить и понимать. А то, что это закончилось дуэлью, – это атрибут XIX века и раньше, а сейчас этого нет, но это неважно. Неважно, как разрешается ссора, важно, чтобы она не возникла.

 

Ссылки:

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  2. Автор и герои в образной системе романа «Евгений Онегин». Онегин и Ленский
  3. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Реализм