Классы
Предметы

Введение к циклу уроков «Основы рационального поведения»

Введение к циклу «Другая математика»

Добрый день! Нам приходит много отзывов, некоторые из которых очень интересные. Например, один парень написал так: «География рассказывает об устройстве Земли; биология учит тому, что такое жизнь; алгебра учит страданиям». Это ужасный отзыв, но он стимулировал нас задуматься. Действительно, чему же учит алгебра? Мы подготовили несколько уроков о математике, о том, где мы используем её в повседневной жизни. Хочется оправдать математику в глазах многих.

Чем объединены эти уроки:

1.      В них излагаются темы, которых нет в школьной программе. Хотя кажется, что с этого бы нужно было начинать преподавание математики.

2.      В них пойдёт речь о полезных вещах.

Например, вы решаете: страховать ли машину от угона. От чего это зависит? От количества угонов машины этой марки, стоимости машины, цены страховки. Но как это все учесть? Как получить решение?

Или, например, у вашего кота определили некоторую болезнь. Сказали, что точность анализа , то есть ошибка может быть в  результате анализа из . Какова вероятность, что кот действительно болен? Можно ли ответить на это вопрос? Оказывается, ответ будет зависеть от того, насколько редка эта болезнь.

Ещё пример: есть ли рациональное объяснение тому, почему так трудно договориться, как поддерживать чистоту в подъезде? Или как договориться, чтобы в классе было тихо, когда учителя нет? Как это связано с гонкой вооружений?

Другой вопрос – игры. Какие игры честные, а какие нет? Рассмотрим пример игры, которая внешне кажется абсолютно честной, а на самом деле такой не является. Представьте, что вам предлагают сыграть в кости. Есть три вида костей: синие, зеленые и красные (Рис. 1).

Рис. 1. Нетранзитивные кости

Вы выбираете, например, красную кость, а ваш соперник выбирает синюю. Начинаете играть – и в среднем проигрываете. Вам предлагают еще раз выбрать. Вы выбираете синюю кость, которой выигрывал ваш соперник. А он выбирает зеленую. И вы снова проигрываете. После этого вы уверенно выбираете зеленую кость. Но снова проигрываете, так как ваш соперник выбрал красную.

В чем дело? Здесь тоже нужно объяснение. Это связано со многими другими задачами. И иметь этот алгоритм размышления стоит. Вот такие уроки мы приготовили. Эта игра в кости имеет ту же логику, что и выборы в различные органы власти.

Или с такой задачей: футбольная команда  выигрывает у футбольной команды ,  выигрывает у , а  выигрывает у  (Рис. 2). Почему так может происходить?

Рис. 2. Результаты игр между командами

Обо всём этом мы поговорим в нашем цикле уроков, который мы рекомендуем вам посмотреть. Это поможет вам принимать решения в жизни.