Классы
Предметы
Важное замечание:

С помощью наших видеоуроков вы сможете:
1. Подготовиться к завтрашнему уроку в школе.
2. Научиться грамотно пользоваться компьютером на домашнем уровне.
3. Понять основные тенденции и логическую основу этой отрасли.

Но если вы хотите стать специалистом, обратитесь к таким сайтам, как Codecademy.com, Teamtreehouse.com, www.piktomir.ru.

Поскольку информатика (и всё, что с ней связано, — электроника, робототехника и т.д.) — быстроразвивающаяся отрасль, школьная программа по ряду тем может отставать от действительности.

Если вы специалист и хотите добавить актуальную информацию, снять дополнение к уроку, пишите нам на info@univertv.ru.

Построение графических изображений по заданному алгоритму

Данный видеоурок поможет пользователям получить представление о теме «Построение графических изображений по заданному алгоритму». В ходе этого занятия пятиклассники смогут познакомиться с понятием – алгоритм. Затем учитель расскажет о построении графических изображений по заданному алгоритму.

Информатика 5 класс

Глава 2. Основы работы с графической информацией.

Урок 4. Построение графических изображений по заданному алгоритму.

 

Понятие алгоритма

Понятие алгоритма

 

Чтобы построить изображение по заданному алгоритму, необходимо сначала познакомиться с самим понятием алгоритм.

Все люди с детства привыкли следовать тем или иным правилам, выполнять разнообразные инструкции и указания. Обычно любые инструкции и правила представляют собой последовательность действий, которые необходимо выполнить в определенном порядке. Например:

1.      Кулинарный рецепт (рис. 1);

2.      Инструкция по сборке машинки из деталей детского конструктора;

3.      Инструкция по использованию стиральной машины и т.д.

 

Рисунок 1. Кулинарный рецепт.

Ссылка

 

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Слово алгоритм происходит от имени Мухаммеда Аль Хорезми (рис. 2) (787–850), первым предложившего приемы выполнения арифметических операций с многозначными числами.

 

Рисунок 2. Мухаммед Аль Хорезми

         

Исполнители алгоритма

Исполнение алгоритма

 

Каждый алгоритм создается в расчете на выполнение конкретным исполнителем.

Рассмотрим, какие действия хотел предпринять Волк в сказке «Красная Шапочка», чтобы достичь своей цели.

1.      Встретить Красную Шапочку.

2.      Спросить ее, куда она идет.

3.      Добежать до домика бабушки.

4.      Съесть бабушку.

5.      Лечь в бабушкину кровать.

6.      Дождаться прихода Красной Шапочки.

7.      Ответить на вопросы Красной Шапочки.

8.      Попытаться съесть Красную Шапочку.

Исполнителем данного алгоритма является Волк.

Рассмотрим еще один пример – необходимо выполнить алгоритм:

1.      Пройти по дну реки до противоположного берега 500 метров на глубине реки больше 3 метров.

2.      Выйти на противоположный берег.

Данный алгоритм может выполнить только определенный исполнитель. Человек (без скафандра) не сможет выполнить данный алгоритм. Зато с таким алгоритмом легко справится специальный робот-проводник.

Исходя из этих примеров, можем определить следующее:

·         Алгоритм должен содержать только те действия, которые допустимы для исполнителя, которому предназначен данный алгоритм;

·         От исполнителя не требуется понимания сущности алгоритма, он должен лишь точно выполнять команды, не нарушая их последовательности.

Примером таких исполнителей являются стиральная машина-автомат, автопилот спутника и т.д.

Представление алгоритма

Представления алгоритма

 

Алгоритм может представляться в следующих формах:

·         Устной;

·         Письменной.

Примером устной формы задания алгоритма является изучение правил дорожного движения по сигналам светофора. Примером письменной формы задания алгоритма – алгоритм приготовления блюда быстрого питания:

1.      Высыпать в емкость содержимое пакетика.

2.      Налить стакан горячей воды.

3.      Тщательно перемешать.

Пример построения изображения по алгоритму

Теперь попробуем поставить себя на место исполнителя. Что получится в результате выполнения следующего алгоритма?

Шаг 1. Запустить графический редактор Paint (рис. 3).

1.      Щелкнуть по кнопке Пуск.

2.      В Главном меню выбрать команду Программы.

3.      В появившемся подменю выбрать команду Стандартные.

4.      В следующем подменю выбрать команду Графический редактор Paint.

 

Рисунок 3. Запуск программы Paint.

Ссылка: http://5klass.net/datas/informatika/Programma-Paint/0003-003-Zapusk-programmy-Paint.jpg

 

Шаг 2. Выберите любой основной цвет, установите указатель мыши на нужный цвет палитры и щелкните правой кнопкой мыши (рис. 4 – 2).

 

Рисунок 4.

 

Шаг 3. Используя инструмент Прямоугольник с нажатой клавишей Shift, нарисуйте квадрат небольшого размера (рис. 5 – 1).

 

Рисунок 5.

 

Шаг 4. С помощью инструмента Заливка закрасьте тем же цветом (рис. 5 – 2).

Шаг 5. С помощью инструмента Выделение прямоугольной области выделите квадрат (рис. 5 – 3).

Шаг 6. Скопируйте и разместите рядом с нарисованным квадратом справа. Измените цвет заливки (рис. 6).

Рисунок 6.

 

 

Шаг 7. Снова выделите теперь уже два квадрата. Скопируйте и разместите снизу от уже имеющихся двух квадратов (рис. 7).

 

Рисунок 7.

 

Шаг 8. Не снимая выделения, выполните следующие действия в меню: Рисунок – Отразить/Повернуть – отразить слева направо (рис. 8).

 

Рисунок 8.

 

Шаг 9. С помощью инструмента Выделение прямоугольной области выделите квадрат, состоящий из 4 квадратов.

Шаг 10. Скопируйте и разместите рядом с имеющимся квадратом справа (рис. 9).

 

Рисунок 9.

 

Шаг 11. Снова выделите теперь уже два квадрата. Скопируйте и разместите снизу от уже имеющихся квадратов (рис. 10).

Рисунок 10.

 

Конструирование объемных фигур

Конструирование объемных фигур

 

Программа Paint позволяет делать различные композиции, чтобы их осуществить, необходимо следовать определенному алгоритму. Используя объемные фигуры (например, кубики), можно получать интересные объемные изображения.

Для этого сначала нужно нарисовать один кубик в нижнем левом углу экрана, используя три разных оттенка одного цвета для раскраски граней. Этот кубик (рис. 11) всегда надо копировать, он запасной.

 

Рисунок 11.

_______________________________________________________________________

Построение кубика

 

Для рисования кубика сначала мы выбираем инструмент Прямоугольник. Затем строим квадрат (рис. 12).

 

Рисунок 12.

 

Выделим квадрат, скопируем его и разместим следующим образом (рис. 13):

 

Рисунок 13.

 

Соединим вершины квадратов с помощью инструмента Линия. Для удобства можно увеличить масштаб. Также необходимо убрать лишние линии с помощью инструмента Ластик (рис. 14).

 

Рисунок 14.

 

Закрасим грани кубика (рис. 15).

Рисунок 15.

 

 

________________________________________________________________________

 

Складывать конструкцию нужно начинать всегда с нижнего заднего ряда и слева направо. На рисунке (рис. 16) приведен пример построения такой конструкции.

 

Рисунок 16.

 

Попробуйте самостоятельно создать композиции (рис. 17):

 

Рисунок 17.

 

 

 

 

 

 

Список рекомендованной литературы.

1)      Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

2)      Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3)      Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет.

 

1)      http://plaksina.sch1552.edusite.ru/p77aa1.html

2)      http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/informatika/konspekt_uroka_instrumenty_graficheskogo_redaktora_paint_5_klass_lepekhina_n_p/41-1-0-2477

3)      http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/konspekt-uroka-po-informatike-v-5-klasse-graficheskiy-redaktor

4)      http://www.myshared.ru/slide/78908/

 

Рекомендованное домашнее задание.

 

1)      §2.10 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса.)

2)      Тренироваться на создании шахматной доски 6х6, 8х8.

3)      Создать любую из композиций объемных фигур. Сохранить в своей рабочей папке.