Классы
Предметы
Важное замечание:

С помощью наших видеоуроков вы сможете:
1. Подготовиться к завтрашнему уроку в школе.
2. Научиться грамотно пользоваться компьютером на домашнем уровне.
3. Понять основные тенденции и логическую основу этой отрасли.

Но если вы хотите стать специалистом, обратитесь к таким сайтам, как Codecademy.com, Teamtreehouse.com, www.piktomir.ru.

Поскольку информатика (и всё, что с ней связано, — электроника, робототехника и т.д.) — быстроразвивающаяся отрасль, школьная программа по ряду тем может отставать от действительности.

Если вы специалист и хотите добавить актуальную информацию, снять дополнение к уроку, пишите нам на info@univertv.ru.

Что ещё умеет компьютер

На этом уроке мы узнаем о сферах применения компьютера и его возможностях. Поговорим о профессиях, связанных с компьютером, а также о компьютерных играх.

Тема: Устройство компьютера

Урок: Что еще умеет компьютер?

1. Зачем нужен компьютер?

Тема сегодняшнего урока – «Что ещё умеет компьютер?». На предыдущих уроках мы обсудили, что работа с компьютером осуществляется через «посредников» – компьютерные программы. Мы узнали, что программы могут выполнять самые разнообразные функции. На этом уроке мы поговорим о том, что же ещё умеет компьютер.

Компьютер – очень многофункциональное устройство. Конечно же, изначально задачами компьютера были выполнение вычислительных операций. Компьютер рассматривался как беспристрастный исполнитель «черновой» работы, которая была не под силу человеку. Например, компьютеры использовались для перебора большого количества вариантов.

Предположим, мы узнали, что для решения задачи надо перебрать пару-тройку вариантов. Эта задача нам по силам. А если необходимо перебирать тысячи, миллионы вариантов? Даже очень терпеливому и внимательному человеку эта задача практически не под силу. К тому же, вероятность ошибки при таком количестве операций крайне велика. Даже клетки нашего организма не могут избежать ошибок при копировании ДНК. Именно поэтому дети не всегда точно похожи на своих родителей. Что уж говорить о самом человеке, надёжность которого по сравнению с самой природой можно считать близкой к 0?

Именно для этого изначально и был придуман компьютер. О его современных возможностях мы и поговорим более подробно. Вся информация, поступающая к человеку, состоит из сигналов. Известно, что таких сигналов человек получает значительно больше, чем в состоянии обработать его мозг. Человек устроен так, что он:

· не может принять непонятную ему информацию (поэтому очень часто в школе многие вещи становятся понятны только к третьему-четвёртому уроку при изучении новой темы, а также после выполнения домашних заданий);

· необъективен, то есть зачастую воспринимает информацию не такой, какая она есть, а такой, какой она ему кажется (особенно это касается информации, которая напрямую касается интересов человека. Так, каждый из двух подравшихся школьников, обычно, излагает события таким образом, что виноват другой. Очевидцы, зачастую, рассказывают третью версию случившегося);

· быстро устает и может ошибаться, обрабатывая информацию (именно поэтому уроки в школе длятся 45 минут, а не два или три часа);

· не может долго хранить информацию: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается (например, многие из вас ощущают это после летних каникул).

Чтобы справиться с этими проблемами, человек начал придумывать ряд устройств, которые облегчают ему работу с информацией. Так появилась письменность – чтобы можно было записывать ту информацию, которую не всегда можно было запомнить. Затем появились счёты, арифмометр, калькулятор – эти устройства облегчали человеку выполнение громоздких вычислений.

Вершиной всех этих приспособлений и стал компьютер.

Компьютер имеет дело с данными. Данные – это информация, представленная в форме, пригодной для обработки компьютером. Это могут быть числа и буквы, рисунки и звуки. За малое время компьютер способен обработать большее количество данных.

Компьютер обрабатывает данные по заданным инструкциям и создает информацию для человека. Этим работа компьютера похожа на работу человеческого мозга.

В отличие от человека компьютер не может думать. Он выполняет только то, что ему предписано. Часто говорят о компьютерных ошибках, но, как правило, это ошибки людей, разработавших неверные инструкции для компьютера.

2. «Профессии» компьютера

Сегодня компьютер является незаменимым помощником человека в любой сфере деятельности. Какими же «профессиями» он владеет?

Вычислитель – прямая (по названию) и первая (исторически) из «профессий» компьютера. С помощью компьютера проводятся математические вычисления в разных областях науки и техники. Это и обработка результатов экспериментов, и расчет траекторий космических аппаратов, астрономические исследования и многое другое.

Пишущая машинка. Набор и редактирование текстов, хранение и печать документов широко используются во всех сферах деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Пишущая машинка 

Рис. 1. Пишущая машинка (Источник)

Делопроизводитель. Можно реализовать ведение личных дел сотрудников, подготовку приказов и распоряжений.

Личный секретарь. Под этим подразумевается ведение делового дневника, напоминание о важных делах и знаменательных событиях (рис. 2).

Рис. 2. Секретарь 

Рис. 2. Секретарь (Источник)

Бухгалтер. Производится быстрый расчет заработной платы для всего предприятия, учет доходов и налогов, подготовка документации (рис. 3).

Рис. 3. Бухгалтер

Рис. 3. Бухгалтер (Источник)

Справочное бюро. Компьютер представляет вам информацию по множеству вопросов (рис. 4).

Рис. 4. Справочное бюро 

Рис. 4. Справочное бюро (Источник)

Библиотекарь. Компьютер позволяет хранить сотни тысяч томов, осуществлять быстрый поиск и предоставление на экране нужного материала (рис. 5).

Рис. 5. Библиотекарь 

Рис. 5. Библиотекарь (Источник)

Издатель. С помощью компьютера можно создавать макеты книг, газет, журналов, рекламных проспектов и плакатов.

Переводчик. Компьютер может осуществлять перевод отдельных слов и текстов с русского языка на иностранный и наоборот.

Почтальон. Ваши сообщения могут быть доставлены в любую точку планеты за считанные минуты (рис. 6).

Рис. 6. Почтальон 

Рис. 6. Почтальон (Источник)

Художник. На компьютере можно создавать новые изображения и редактировать (изменять размеры, форму, цвет, добавлять и удалять фрагменты) имеющиеся рисунки и фотографии (рис. 7).

Рис. 7. Художник 

Рис. 7. Художник (Источник)

Мультипликатор. На компьютере можно создавать двумерные и трехмерные движущиеся изображения, всевозможные видеоэффекты (рис. 8).

Рис. 8. Мультипликатор 

Рис. 8. Мультипликатор (Источник)

Конструктор. Компьютер позволяет проектировать и рассчитывать механизмы и конструкции.

Модельер. На компьютере можно разрабатывать модели обуви и одежды, подготавливать выкройки.

Архитектор. Компьютер позволяет проектировать здания и сооружения, представлять их не только в чертежах, но и в макетах на экране, с возможностью просмотра конструкций снаружи и внутри (рис. 9).

Рис. 9. Архитектор 

Рис. 9. Архитектор (Источник)

Дизайнер. На компьютере можно разрабатывать дизайн помещений, создавать на экране интерьеры, подбирать фактуру и цвет отделочных материалов, моделировать расстановку мебели (рис. 10).

Рис. 10. Дизайнер 

Рис. 10. Дизайнер (Источник)

Композитор и музыкант. Компьютер позволяет сочинять, создавать аранжировку и исполнять музыкальные произведения (рис. 11).

Рис. 11. Композитор 

Рис. 11. Композитор (Источник)

Врач. Имеется возможность обследования, диагностирования и назначения лечения (рис. 12).

Рис. 12. Врач 

Рис. 12. Врач (Источник)

Учитель. В наглядной форме представляется учебный материал по любому предмету, моделируются эксперименты, проводится тестирование, исправление ошибок, оценивание (рис. 13).

Рис. 13. Учитель

Рис. 13. Учитель (Источник)

Игротека. Существует необычайно широкий круг захватывающих компьютерных игр.

Однако важно помнить, что какими бы данными ни обладал компьютер, создаёт его человек. И компьютер никогда не сможет быть умнее человека. Поэтому важно полагаться не только на компьютер, но и на собственные знания. На этом уроке мы познакомились с возможностями компьютера. Мы выяснили основные назначения компьютера и сферы его применения.

Профессии, связанные с компьютерами

В последние годы профессии, связанные с информацией, компьютерными программами, компьютерами, переживают огромный бум. По прогнозам, в скором времени эти профессии по популярности обгонят традиционных лидеров – экономистов, юристов и т. п. Какое же будущее их ждет после окончания университета? Мало кто задумывается об этом. Можно сравнить работу компьютера с музыкальным инструментом, например, с пианино. Прежде чем вы начнете играть на нем, пианино построили опытные мастера, а композиторы создали музыку, используя нотные знаки, которые понятны не каждому из нас. Такие же действия производят с компьютерами. Существуют люди, которые создают аппарат и те, которые создают музыку – компьютерные программы. На сегодня компьютерные программы создают лица самых разнообразных профессий, школьники и студенты вузов. Это осуществляется благодаря специальным языкам, при помощи которых отдается команда на компьютер. Создают такие компьютерные языки люди такой профессии, как трансляторщики, или, другими словами, специалисты в области программирования. Каждый в состоянии написать программу, но чтобы машина начала работать, нужен транслятор, специальная программа, которая переводит все на язык компьютера. Каждый специалист в работе с компьютерами должен обладать и общими знаниями, такими как ксерокс, принтер, цветная печать, факс и многое другое. Операционщик – еще одна профессия, касающиеся программирования. Сердцем программного обеспечения являются данные системы. Именно они занимаются управлением ввода информации в компьютер. Специалисты, занимающиеся разработкой сетевых программ. Они должны хорошо разбираться в договорах и протоколах, которые принимаются сетью, в способах передачи информации.

Компьютерные игры и их виды

Зачем человек садится за компьютер? У каждого своя цель.

Это может быть поиск информации для автореферата, работа в бухгалтерских программах, создание сайта, просмотр фильма, компьютерные игры. К последним неравнодушны и дети, и взрослые. Количество и разнообразие игр, которое сегодня предлагают их разработчики, поражает воображение. Их можно условно разделить на несколько категорий.

1. «Стрелялки»

Как видно из названия, игры привлекают тех, кто любит пострелять. Выбор оружия широк – от обычного пистолета до бластера. «Стрелялки» развивают быстроту реакции, но при этом часто страдает клавиатура. Поэтому лучше контролировать ситуацию с помощью джойстика или воспользоваться приставкой. Игрок либо сам выступает в роли героя и видит виртуальный мир его глазами, либо смотрит на него со стороны.

Примеры: Call of Duty (рис. 14), Метро 2033.

Рис. 14. Обложка игры «Call of Duty» 

Рис. 14. Обложка игры «Call of Duty» (Источник)

2. «Симуляторы и гонки»

Всевозможные гонки, в том числе и в космосе, военные. Перед глазами игрока, находящегося в кабине автомобиля или самолета, находятся различные индикаторы, кнопки, рычаги, руль, штурвал. Ощущения от таких тренажеров близки к тем, что имеют место в реальной жизни. Например, геймер чувствует, как заносит машину, если он отвлечется от управления.

Примеры: Ил-2, Need For Speed (рис. 15).

Рис. 15. Обложка игры «Ил-2» 

Рис. 15. Обложка игры «Ил-2» (Источник)

3. «Спортивные симуляторы»

Они воспроизводят футбольный, хоккейный или баскетбольный матч. В данном случае мышка – плохой помощник, джойстик гораздо удобнее.

Примеры: Fifa, Pro Evolutiоn Soccer (рис. 16)

Рис. 16. Обложка игры «Fifa-13» 

Рис. 16. Обложка игры «Fifa-13» (Источник)

4. «Стратегии»

Строительство (быстровозводимые здания, дороги, электрификация), управление (налогообложение жителей, ведение войн, борьба за ресурсы) – лидеру выстроенного им мира скучать не придется. В зависимости от игры, ходы делаются по очереди или в любое удобное для игрока время.

Примеры: Герои (рис. 17).

Рис. 17. Обложка игры «Heroes V» 

Рис. 17. Обложка игры «Heroes V» (Источник)

5. «Ролевые игры»

Геймер выступает в качестве какого-то персонажа игры. Его судьба зависит от выбранной роли. В некоторых играх можно собрать целую команду и управлять ей. Жизнеспособность команды зависит от тактических способностей игрока.

Примеры: Sims (рис. 18).

Рис. 18. Обложка игры «Sims» 

Рис. 18. Обложка игры «Sims» (Источник)

6. «Приключения» («Бродилки», «Квест»)

Разработчики приглашают в красивый фантастический мир, причем цель и средства ее достижения игроку неизвестны. Продвижение вперед идет методом проб и ошибок, благо торопиться совсем некуда.

Примеры: Гарри Поттер (рис. 19).

Рис. 19. Обложка игры «Harry Potter» 

Рис. 19. Обложка игры «Harry Potter» (Источник)

7. «Логические»

Прекрасный способ провести несколько свободных минут, не покидая рабочего места (головоломки, шахматы, карточные игры).

Примеры: Зума, Тетрис (рис. 20).

Рис. 20. Обложка игры «Zuma» 

Рис. 20. Обложка игры «Zuma» (Источник)

Это деление весьма условное.

В одной игре могут быть соединены элементы разных типов.

Из всего разнообразия нетрудно выбрать подходящие, главное, не забывать, что в реальной жизни куда больше интересного.

Важно помнить, что компьютерная игра остаётся только игрой – виртуальной реальностью. Нельзя научиться играть в футбол, выигрывая Лигу Чемпионов на компьютере.

Нельзя стать Шерлоком Холмсом, разгадав загадку в компьютерной игре (рис. 21).

Рис. 21. Обложка игры «Последняя воля Шерлока Холмса» 

Рис. 21. Обложка игры «Последняя воля Шерлока Холмса» (Источник)

И уж тем более нельзя стать супергероем, секретным агентом или «крутым» солдатом, пройдя какую-то игру. Помните, что компьютерную игру можно остановить. Можно её перезапустить с какого-то места. В крайнем случае, её можно удалить из компьютера и забыть о ней. В жизни таким «фокусам» места нет – и за любой свой поступок человек несёт ответственность.

Компьютер или книга

Кто победит в борьбе за читателя?

Скоро абсолютно все книги можно будет найти в электронном виде. Надобность в бумажных носителях плавно отпадает. Неужели простые книги канут в Лету (рис. 22)?

Сейчас полно людей, которые предпочитают читать литературу с электронных носителей. Нетрудно догадаться, что основная их масса – молодежь. Чем взрослее становится человек, тем он консервативнее и любые новшества начинает воспринимать «в штыки».

Рис. 22. Книга 

Рис. 22. Книга (Источник)

Преимущества книги:

1. Книгу гораздо удобнее читать: ее можно взять с собой на кухню, в туалет, в кровать, на прогулку в парк, на пляж, не опасаясь при этом, что она повредится или будет украдена. Однако с появлением электронных книг, планшетов, смартфонов с большими экранами этот аргумент канул в Лету.

2. Чтение с экрана компьютера портит зрение. Книга в этом смысле – гораздо более здоровый способ получения информации. Этот аргумент также с каждым годом и внедрением новых технологий теряет свою силу.

3. Различные книжные новинки найти в электронном виде практически невозможно. Некоторое время издатели стараются следить за соблюдением авторских прав и не дают выкладывать тексты в Интернет. А те вещи, которые выбрасываются «пиратами», обычно низкого качества.

Старые литературные произведения тоже довольно сложно достать. Ведь «перекатать» древнюю книгу в «цифру» даже с современным оборудованием – дело очень хлопотное и требующее кучу времени.

4. А как приятно быть обладателем какой-нибудь редкой книги или подписанной самим автором! Электронный текст – это что-то вроде ширпотреба, никакой индивидуальности. Его вряд ли признают антиквариатом.

 

Рис. 23. Электронная книга 

Рис. 23. Электронная книга (Источник)

Преимущества электронных книг (рис. 23):

1. Информацию в Интернете можно найти бесплатно. А халява, как известно, – лучший друг студента.

2. Электронную книгу можно читать на любом компьютере: дома, на работе, на экране мобильного телефона. А еще сейчас все чаще можно встретить и-буки (e-book) или, как их называют в народе, «читалки». Это электронный девайс, куда можно загрузить тысячи книг и с удобством читать, как обычную книгу. Некоторые модели позволяют читать даже в темноте.

3. Электронная библиотека не захламляет полки и не покрывается пылью.

4. В Интернете могут публиковаться начинающие авторы, чьи творения только ждут читательской оценки. Кроме того, в сети публикуются узкоспециальные тексты, которые не могут иметь коммерческого успеха на книжном рынке, но очень нужны тесной прослойке профессионалов.

P.S. Когда в мир пришел кинематограф, многие люди тоже говорили о «смерти театра». Однако сегодня, спустя более 100 лет, мы видим, что театр жив и даже процветает. Так и книга – она продолжает жить и в своей новой электронной форме.

Книги, как и газеты, в бумажном виде являются чем-то «романтичным», нашей связью с прошлым. И вряд ли когда-то в фильмах про нового Шерлока Холмса англичане будут читать за утренним чаепитием электронную газету с электронной книги, закуривая при этом электронную сигару.

 

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ИнтеВики (Источник).
  2. Статистика в психологии и педагогике (Источник).
  3. Библиотека ужасов (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Подумайте, какие еще есть сферы применения и возможности компьютера.
  2. Назовите плюсы и минусы компьютерных игр.
  3. Напишите мини-сочинение на тему: «Кто победит: книга или компьютер?»