Классы
Предметы
Важное замечание:

С помощью наших видеоуроков вы сможете:
1. Подготовиться к завтрашнему уроку в школе.
2. Научиться грамотно пользоваться компьютером на домашнем уровне.
3. Понять основные тенденции и логическую основу этой отрасли.

Но если вы хотите стать специалистом, обратитесь к таким сайтам, как Codecademy.com, Teamtreehouse.com, www.piktomir.ru.

Поскольку информатика (и всё, что с ней связано, — электроника, робототехника и т.д.) — быстроразвивающаяся отрасль, школьная программа по ряду тем может отставать от действительности.

Если вы специалист и хотите добавить актуальную информацию, снять дополнение к уроку, пишите нам на info@univertv.ru.

Отношения между понятиями

Представляем вашему вниманию урок по теме «Отношения между понятиями». На нем вы сможете узнать, на основании каких признаков люди сравнивают реальные объекты. Также обсудите, что такое сравнимые и несравнимые понятия. В заключение рассмотрите, какие бывают отношения между понятиями.

Введение

На данном уроке будут рассмотрены следующие вопросы:

1. На основании каких признаков мы сравниваем реальные объекты?

2. Что такое сравнимые и несравнимые понятия?

3. Какие бывают отношения между понятиями?

Классификация понятий

Все понятия делятся на сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называют понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий признак. Почти все понятия являются сравнимыми.

Несравнимыми называют понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака.

Сравнимые понятия делятся на совместимые (имеющие общие признаки)и несовместимые (не имеющие общих признаков). Сравнение происходит по содержанию и по объему.

Отношения между совместимыми понятиями

Делятся на:

· Равнозначность;

· Пересечение;

· Подчинение.

Отношения между понятиями удобно представлять кругами. Такое представление называется диаграммами Эйлера – Венна (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма Эйлера – Венна

Отношения равнозначности (тождества)

Равнозначными называют понятия, которые обозначают один и тот же объект.

Например: столица России обозначается кругом, город Москва обозначается точно таким же кругом. Столица России есть город Москва (рис. 2).

Рис. 2. Москва – столица России

Отношение пересечения

Объекты, равно принадлежащие и к одному, и к другому множеству объектов.

Например: если пересечь множество всех горнолыжников с множеством всех детей, то мы получим множество детей-горнолыжников (рис. 3).

Рис. 3. Множество детей-горнолыжников

Отношение подчинения

Отношения между понятиями, когда объем одного из них входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его.

Родовые и видовые понятия всегда относятся в отношении подчинения.

Например: в род насекомых входят различные виды (пауки, бабочки и т. д.) (рис. 4).

Рис. 4. Отношения подчинения

Отношения между несовместимыми понятиями

Делятся на:

· Соподчинение;

· Противоположность;

· Противоречие.

Несовместимые понятия – понятия, объемы которых не имеют общих объектов.

Например: банан и компьютер (рис. 5).

Рис. 5. Несовместимые понятия

Отношение соподчинения

Это отношение между понятиями, объемы которых не пересекаются (исключительно друг с другом), но принадлежат общему (родовому) понятию.

Например: клены, березы и ели являются деревьями, но между собой эти понятия не пересекаются (рис. 6).

Рис. 6. Отношение соподчинения

Отношения противоположности

Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами (рис. 7). Отношения противоположности выражаются тем, что нет общих пересечений.

Например: истина – ложь, черный – белый, храбрость – трусость.

Рис. 7. Антонимы

Отношения противоречия

Понятие, находящееся в противоречии с понятием А, обозначают не-А.

Понятия А и не-А (рис. 8) являются антонимами.

Рис. 8. Отношения противоречия

Например: черный – не-черный, белый – не-белый, умный – не-умный.

 

Список литературы

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–6 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

 

1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник)

2. Интернет портал «lib.podelise.ru/» (Источник)

 

Домашнее задание

1. §2.3 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса).

2. Стр. 53 задание 1–9 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса).