Классы
Предметы
Важное замечание:

С помощью наших видеоуроков вы сможете:
1. Подготовиться к завтрашнему уроку в школе.
2. Научиться грамотно пользоваться компьютером на домашнем уровне.
3. Понять основные тенденции и логическую основу этой отрасли.

Но если вы хотите стать специалистом, обратитесь к таким сайтам, как Codecademy.com, Teamtreehouse.com, www.piktomir.ru.

Поскольку информатика (и всё, что с ней связано, — электроника, робототехника и т.д.) — быстроразвивающаяся отрасль, школьная программа по ряду тем может отставать от действительности.

Если вы специалист и хотите добавить актуальную информацию, снять дополнение к уроку, пишите нам на info@univertv.ru.

Программирование в ЛОГО. Процедуры с параметрами

Данный видеоурок освещает тему «Программирование в ЛОГО. Процедуры с параметрами». Мы продолжаем изучение программирования в ЛОГО. На этом уроке изучим процедуры с параметрами:вначале рассмотрим, что такое процедура, какими они бывают. Далее познакомимся с понятием параметра. Исследуем конкретный пример программы для рисования квадрата с формальным параметром.

Информатика 6 класс

Глава 1.Программирование в Лого.

Урок 4. Программирование в Лого. Процедуры с параметрами.

 

 

 

До сих пор в своих программах для создания рисунков черепашка пользовалась определенными числами для задания длины отрезка, угла поворота, цвета контура рисунка. Однако часто возникает необходимость построить такой же объект, но с другими значениями параметров.

Умение определять нужные размеры и правильно их задавать очень важно в программировании.

Процедура

Процедура

Рассмотрим сначала, что такое процедура.

Процедура – это вспомогательная программа, которая может вызываться из другой программы.

Различают встроенные и пользовательские процедуры. Все команды в Лого обращаются к встроенным процедурам.

Вспомогательные программы, написанные вами и помещенные на лист программ, являются пользовательскими процедурами. Так, программы построения квадрата, треугольника, являются пользовательскими процедурами.

Параметр

Параметр

Очень важным становится понятие «параметр». Ознакомимся с ним.

Параметр – это величина, которая может принимать различные значения и описывает какие-либо характеристики объектов.

Например, длины сторон квадрата, цвет контура и внутри него для треугольника и т.д.

В процедуре параметр имеет имя, записываемое чаще всего буквами. Значение параметра можно изменить, при этом меняется результат работы процедуры.

Пример написания процедуры с параметрами

Рассмотрим в качестве примера процедуру для рисования квадрата.

Введем для нее один параметр, означающий длину стороны фигуры. Обозначим его .

В Лого знак «:» перед именем параметра обязателен и показывает, что мы имеем дело со значением параметра, а не с его именем. Конкретное значение будет известно позже при использовании процедуры.

Между «:» и именем параметра пробела быть не должно.

Имена всех используемых параметров (одного или нескольких) нужно обязательно указывать в первой строке процедуры (в заголовке процедуры).

Например, для рисования квадрата процедура примет следующий вид:

это кв :д

по

повтори 4 [вп :д пр 90]

конец

Для того чтобы черепашка нарисовала нужные фигуры, при использовании (вызове) процедур необходимо указать конкретные значения параметра.

Например, для получения квадрата со стороной 100 шагов черепахи надо набрать в поле команд строку:

кв 100

При выполнении этой команды параметру присваивается значение, равное 100, и выполняется процедура с этим значением параметра.

Пример использования процедуры с параметрами

Использование процедур с параметрами

Для нескольких вложенных квадратов с разными длинами сторон процедура с одним параметром будет иметь вид:

это квадраты

кв 40 кв 60 кв 80

конец

Результат работы такой процедуры следующий (рис. 1):

 

Рисунок 1.

 

Процедура с несколькими параметрами

Процедура с несколькими параметрами

Теперь попробуйте нарисовать подобную картинку (рис. 2) с помощью созданной вами процедуры с параметром. Оформите в виде отдельных процедур с тремя параметрами. Для каждой процедуры создайте свою кнопку для запуска.

 

Рисунок 2. Квадраты и треугольники, нарисованные в среде Лого

 

Давайте вспомним, как используются команды нц и нрп для задания цвета и толщины линии:

Команда

Параметр

Действие

Пример

нов_размер_пера (нрп)

Размер пера в условных единицах. От 1 до 100.

Черепашка меняет свое перо на перо с указанным размером.

нрп 5

нов_цвет (нц)

Либо название, либо номер цвета. Номер можно узнать, если в графическом редакторе навести на нужный цвет мышку.

Цвет пера черепашки меняется на указанный.

нов_цвет 15

нц ‘’красный

Рассмотрим решение нашей задачи (рис. 3):

это кв :д :ц :нрп

нц :ц

нов_размер_пера :нрп

по повтори 4 [вп :д пр  90]

нк 0

конец

это квадраты

пп нм [-106 94] кв 30 105 2 кв 50 115 3 кв 70 125 4

конец

это тр :д :ц :нрп

нц :ц

нов_размер_пера :нрп

по пр 30 повтори 3 [вп :д пр 120]

конец

это треугольники

пп нм [-96 -32] пр 30 тр 30 45 2 тр 50 55 3 тр 70 65 4

конец

Рисунок 3. Программа рисования квадратов и треугольников

 

Пример применения процедур с параметрами

Пример применения процедур с параметрами

В качестве примера рассмотрим рисунок головы (рис. 4), составленный из простых геометрических фигур. Для того, чтобы получить такой рисунок, применим созданные нами процедуры с параметрами для рисования квадратов и треугольников.

Рисунок 4. Голова, нарисованная в Лого

 

Программа рисования такой головы (рис. 5):

это голова

кв 40 115 (рисуем левый глаз) пп вп 10 пр 90 вп 10 лв 90 (переходим к «зрачку»)

кв 20 125 (рисуем «зрачок») пп пр 90 вп 60 лв 90 (переходим к правому «зрачку»)

кв 20 125 (правый «зрачок») пп нд 10 лв 90 вп 10 нк 0 (переходим к правому глазу)

кв 40 115 пп пр 90 нд 10 пр 60  лв 30(правый глаз и переход к носу)

тр 20 105 пп вп 40 пр 60 лв 30(нос и переход ко рту)

тр 40 15 пп вп 50 пр 60 вп 60 пр 90(рот и переход к голове)

кв 130 25 (голова)

конец

При этом программы для рисования квадрата и треугольника:

это кв :д :ц

нц :ц

по повтори 4 [вп :д пр 90]

конец

это тр :д :ц

нц :ц по повтори 3 [вп :д пр 120]

конец

Рисунок 5. Программа рисования головы, записанная в программном листе

 

Список рекомендованной литературы.

1)   Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

2)   Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3)   Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет.

1)   http://markx.narod.ru/logo/

2)   http://logomir.com/

3)   http://logoworlds.chat.ru/

 

Рекомендованное домашнее задание.

1)    Напишите программу рисования следующих изображений, используя переменные параметры:

Рисунок 6.

Рисунок 7.