Классы
Предметы
Важное замечание:

С помощью наших видеоуроков вы сможете:
1. Подготовиться к завтрашнему уроку в школе.
2. Научиться грамотно пользоваться компьютером на домашнем уровне.
3. Понять основные тенденции и логическую основу этой отрасли.

Но если вы хотите стать специалистом, обратитесь к таким сайтам, как Codecademy.com, Teamtreehouse.com, www.piktomir.ru.

Поскольку информатика (и всё, что с ней связано, — электроника, робототехника и т.д.) — быстроразвивающаяся отрасль, школьная программа по ряду тем может отставать от действительности.

Если вы специалист и хотите добавить актуальную информацию, снять дополнение к уроку, пишите нам на info@univertv.ru.

Средства компьютерной обработки текста

Возникновение письменности сыграло огромную роль в истории развития человечества. Письменность позволила человеку фиксировать устное слово в виде букв-знаков. Самые первые из известных нам примеров использования человеком письменности – это различные наскальные надписи (Рис.1.). Подобного рода надписи, а так же более поздние варианты записи текста древними людьми: на папирусе, на поверхностях различных строений (храмы, монументы и т.д.) - это не просто сообщения, дошедшие к нам сквозь века. Это документы, позволяющие нам судить о том, как люди жили в ту или иную эпоху. С развитием человечества развивались и технологии и, собственно, сама письменность. Сегодня сложно представить себе какой-нибудь фирменный бланк компании, написанный или нарисованный от руки, а не созданный в текстовом редакторе на компьютере. Именно о компьютерных технологиях обработки текстовой информации пойдет речь в этом уроке.

Конспект

Возникновение письменности сыграло огромную роль в истории развития человечества. Письменность позволила человеку фиксировать устное слово в виде букв-знаков. Самые первые из известных нам примеров использования человеком письменности – это различные наскальные надписи (Рис.1.). Подобного рода надписи, а так же более поздние варианты записи текста древними людьми: на папирусе, на поверхностях различных строений (храмы, монументы и т.д.) - это не просто сообщения, дошедшие к нам сквозь века. Это документы, позволяющие нам судить о том, как люди жили в ту или иную эпоху. С развитием человечества развивались и технологии и, собственно, сама письменность. Сегодня сложно представить себе какой-нибудь фирменный бланк компании, написанный или нарисованный от руки, а не созданный в текстовом редакторе на компьютере. Именно о компьютерных технологиях обработки текстовой информации пойдет речь в этом уроке.

Слово «документ» переводится с латинского как «свидетельство», «доказательство». Первоначально оно означало письменное подтверждение событий или фактов. Например, факт рождения каждого человека документально оформляется в виде свидетельства о рождении; по окончании школы вы получите аттестат – документ, подтверждающий ваше образование. Современное понятие документа значительно шире, чем «бумага, заверенная печатью и подписью».

Рис. 1. Первые попытки человека использовать письменность  – наскальные рисунки древних людей (Источник)

Текст является одной из важнейших форм представления информации об окружающей действительности. Под текстовым документом сегодня понимается информация, представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе в текстовой форме.

Текстовый документ может быть статьёй, докладом, рассказом, стихотворением, объявлением, ведомостью, инструкцией, справкой и т.д. Любой текстовый документ состоит из разделов (хотя бы из одного), которые, в свою очередь, могут содержать подразделы. Например, учебник состоит из разделов – глав; каждая глава состоит из параграфов; параграфы разбиты на пункты. Глава, параграф, пункт – это примеры разделов. Каждый раздел имеет название или заголовок.

Различают заголовки разделов 1-го уровня (например, названия глав), 2-го уровня (названия параграфов), 3-го уровня (названия пунктов) и т. д. Названия разделов разных уровней составляют оглавление документа (Рис.2).

Текст внутри раздела по смыслу разбивается на абзацы. Чаще всего каждый новый абзац начинается с красной строки. В абзаце можно выделить отдельные строки, слова и символы – символьные структурные элементы.Документ кроме текста может содержать рисунки, таблицы, схе­мы.

Рис. 2. Пример разбития документа на заголовки различного уровня ( Источник)

Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма.

На смену технологии создания рукописных и машинописных документов на бумаге («бумажная» технология) сегодня пришла «компьютерная» технология.

С помощью специальных компьютерных программ можно создать любой текст, при необходимости внести в него изменения, не переписывая текст заново, записать текст в долговременную память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры.

Большинство текстов, создаваемых на компьютере, выводятся на печать и используются в традиционной бумажной форме (документы на все возможных бланках, газеты, журналы, учебники, справочники, научно-популярная и художественная литература и пр.).

Наряду с этим в последнее время широкое распространение получилиэлектронные книги – компактные устройства, пред­назначенные для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде. (Рис.3)

 

Рис. 3. Электронная книга – один из способов отображения текстовой информации (Источник)

Можно указать ряд преимуществ электронных книг перед традиционными:

-электронная книга позволяет отображать не только текст, но и картинки, клипы; встроенные программы-синтезаторы речи позволяют озвучивать тексты;

-в электронной книге может быть реализован поиск по тексту, переходы по гиперссылкам, отображение примечаний читателя; в ней можно изменять размер шрифта;

-в одном устройстве могут храниться тысячи книг; такую «библиотеку» зна­чительно проще транспортировать, за счет меньшей массы и объёма, по сравнению с печатными книгами.

-Основные недостатки современных электронных книг:

-сравнительно высокая стоимость;

-большая чувствительность к физическому воздействию, чем у печатных книг;

 менее высокая контрастность изображения по сравнению с изображением на бумаге.

Рассмотрим с помощью каких компьютерных средств создаются текстовые документы.

Подготовка текстов – одна из самых распространённых сфер применения компьютеров. На любом компьютере установлены специальные программы для создания текстовых документов.

Текстовый редактор – это прикладная программа для создания и обработки текстовых документов. Существуют простые текстовые редакторы и текстовые редакторы с расширенными возможностями (текстовые процессоры).

Простой текстовый редактор удобен для создания небольших не­сложных по структуре и оформлению текстов. Такие тексты состоят из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, кото­рые можно ввести с помощью клавиатуры компьютера. Таблицы, формулы схемы, чертежи простой текстовый редактор обрабатывать не может.

Примером простого текстового редактора является программа «Блокнот». Наиболее часто она используется для просмотра и редактирования текстовых файлов, имеющих расширение txt. В программе «Блокнот» (Notepad), скриншот рабочей области которого вы можете увидеть на Рис.4, реализовано минимум возможностей для оформления текстового документа. Многие пользователи применяют программу «Блокнот» в качестве простого инструмента для создания Web-страниц.

Рис. 4. Текстовый редактор «Блокнот» с фрагментом HTML- кода (Источник)

Текстовый процессор – это текстовый редактор с широкими возможностями, позволяющий не только писать письма, рассказы, стихи, доклады, статьи для школьной газеты, но и выполнять автоматическую проверку правописания, изменять вид и размер шрифта, включать в документ таблицы, формулы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты и многое другое.

Примерами текстовых процессоров могут служить:

Writer, входящий в состав пакета OpenOffice.org;

Word, входящий в состав пакета Microsoft Office.

Вдоль верхнего края окна приложения располагается строка заго­ловка, содержащая имя документа, имя программы и кнопки управ­ления.

Ниже строки заголовка расположена строка меню, содержащая имена групп команд, объединённых по функциональному признаку.

Под строкой меню может находиться несколько панелей инстру­ментов, в том числе Стандартная и Форматирование.

Далее следует градуированная в сантиметрах линейка, с помощью которой определяются границы документа.

Рабочая область – это основная часть окна, предназначенная для создания документа и работы с ним.

В рабочем поле находится курсор, чаще всего имеющий вид вертикальной линии, указывающей позицию рабочего поля, в которую будет помещён вводимый символ или другой элемент документа.

В строке состояния (нижняя часть окна) выводится справочная информация; там же указывается номер страницы, в которой распо­ложен курсор. (Рис.5)

Рис. 5. Рабочее пространство текстового процессора OpenOffice Writer (Источник)

Существуют несколько режимов работы текстового редактора, некоторые из них представлены ниже:

-ввод текста (непосредственно ввод символов при помощи различных устройств ввода);

-редактирование текста (под редактированием понимается внесение любых изменений в набранный текст. В процессе редактирования текста пользователь может изменять шрифты, форматировать текст, выделять фрагменты и манипулировать ими (переносить, удалять, копировать);

-форматирование текста (Под форматом печатного текста понимается расположение строк  (длина строки, междустрочное расстояние, выравнивание текста по краю или по середине строки), размеры полей, страниц. Формат текста можно задать изначально, в дальнейшем будет выдерживаться текстовым редактором);

-проверка правописания (Когда возникают сомнения в написании какого-нибудь слова, мы заглядываем в орфографический словарь. Современный текстовый редактор хранит во внешней памяти достаточно большой словарь, благодаря этому становится возможным автоматический поиск ошибок в тексте. Система не только обнаруживает ошибки, но и дает советы пользователю как их исправить);

-поиск и замена (иногда необходимо в большом фрагменте текста заменить какое-то слово. Поиск текста в бумажном тексте может занять много времени, но в большинстве текстовых редакторов реализован режим поиска слов или целых фрагментов текста. Указав искомое слово, текстовый редактор не пропустит ни одного места в тексте, где нужное слово встречается. Также может осуществляться поиск с одновременной заменой одних слов на другие);

-работа с файлами (пользователь имеет возможность в текстовом редакторе: создать новый файл; сохранить текст в файле; найти и открыть уже ранее созданный документ);

 

Список рекомендованной литературы

1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

2. Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Михеева И.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие/ И.В. Михеева - Издательский центр «Академия», - 2007. - 384с. 

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Интернет портал «Банк рефератов» (Источник).

2. Интернет портал «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе» (Источник).

3. Интернет портал «Электронный учебник по информатике» (Источник).

4. Интернет портал «slideshare.net» (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Раздел 4, Тема 4.1., стр 241-250. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 288 с.

2. Что понимают под таким термином, как «обработка текста»?

3. Сравните основные возможности текстового редактора и текстового процессора.

4. Какие действия над текстом называют редактированием, а какие форматированием?

5. Перечислите основные устройства отображения текстовой информации.

6. Назовите основные преимущества и недостатки электронных книг перед обычными (бумажными).