Классы
Предметы
Важное замечание:

С помощью наших видеоуроков вы сможете:
1. Подготовиться к завтрашнему уроку в школе.
2. Научиться грамотно пользоваться компьютером на домашнем уровне.
3. Понять основные тенденции и логическую основу этой отрасли.

Но если вы хотите стать специалистом, обратитесь к таким сайтам, как Codecademy.com, Teamtreehouse.com, www.piktomir.ru.

Поскольку информатика (и всё, что с ней связано, — электроника, робототехника и т.д.) — быстроразвивающаяся отрасль, школьная программа по ряду тем может отставать от действительности.

Если вы специалист и хотите добавить актуальную информацию, снять дополнение к уроку, пишите нам на info@univertv.ru.

Типы данных (простые и сложные). Операции. Стандартные функции. Создание консольных приложений в объектно-ориентированной среде

На этом уроке мы начнём более детальное знакомство с языком Object Pascal. В частности, мы познакомимся с типами данных, стандартными функциями, операциями и созданием консольных приложений с помощью данного языка программирования.

Конспект

Все величины в Pascal имеют имена (идентификаторы), которые присваиваются величинам по определенным правилам:

  • Имя может состоять из букв латинского алфавита и цифр, но первой должна быть буква.
  • Желательно, чтобы имя отражало смысл величины.

Постоянные величины– те, что не меняют свои значения в ходе выполнения программы, а переменные могут их менять.

Среди величин можно выделить следующие типы (рис. 1):

Типы данных

Рис. 1. Типы данных

Целые числа и числа с плавающей точкой могут быть представлены в различных форматах (табл. 1).

Таблица 1. Типы данных

Таблица 1 (продолжение)

Все типы величин описаны в справочной системе Delphi (тип, диапазон значений, требования к памяти в байтах).

Любая программа начинается с ее названия и объявления (описания типа) величин, которые в ней используются. Описание переменных начинается служебным словом var (variable, то есть переменная). Например, описание переменной величины целого типа Integer выглядит так:

var

I: Integer;

Значения переменных типа Real, Single, Double (вещественный тип одинарной и двойной точности) могут записываться в обычной (0,752) или экспоненциальной форме (7,52E-1, то есть 7,52*10-1).

Boolean (булевы или логические) величины могут принимать значения False (Ложь) или True (Истина). Значение переменной может программно меняться в зависимости от выполнения того или иного условия.

Char (символьные) величины, их значением может быть один символ, например буква. String (строковые) величины, их значением может быть строка символов (длина строки до 255 символов).

Перечислимые типы позволяют определить группу объектов, принадлежащих некоторому множеству.

Ограниченныйтип – это тип, действующий в некотором поддиапазоне значений упорядоченного типа.

Variant (вариант) – этот тип может хранить целое число, строку или число с плавающей запятой (вещественное) в зависимости от того, какое значение ему присваивается.

Массивы (Array) бывают одномерные – (one-dimensional) линейная последовательность однотипных данных, и многомерные (multidimensional), например двумерные – данные, представленные в виде таблицы (матрицы). В одномерном массиве порядковый номер (индекс) элемента в массиве указывается в квадратных скобках после имени. Массив позволяет связать с одним именем совокупность данных.

Массив можно объявить следующим образом:

var

a: array [1..10] of Integer; Это будет массив, состоящий из 10 целых чисел.

Обращение к элементу массива выполняется с помощью следующей записи: massiv[3] – обращение к 3 элементу массива. В двумерном массиве для каждого элемента массива в квадратных скобках после имени пишут пару индексов, указывающих номер строки и номер столбца – координаты элемента в таблице. Пример:

b: array [1..10][1..5] of … b[2][3]

Массивы в Object Pascal во многом схожи с аналогичными типами данных в других языках программирования. Отличительная особенность массивов заключается в том, что все их компоненты, по сути, – данные одного типа. Эти компоненты можно легко упорядочить и обеспечить доступ к любому из них простым указанием его порядкового номера.

Динамические массивы. При объявлении таких массивов в программе не следует указывать границы индексов:

var

A: array of Integer;

В: array of array of Char;

C: array of array of array of Real;

В этом примере динамический массив А имеет одно измерение, массив В – два и массив С – три измерения. Распределение памяти и указание границ индексов по каждому измерению динамических массивов осуществляется в ходе выполнения программы путем инициации массива с помощью функции SetLength. В ходе выполнения такого оператора:

SetLength(А,3); одномерный динамический массив A будет инициирован, т. е. получит память, достаточную для размещения трех целочисленных значений. Нижняя граница индексов по любому измерению динамического массива всегда равна 0, поэтому верхней границей индексов для A станет 2.

Тип Record , подобен массиву: записи используются для хранения группы взаимосвязанной информации, но, в отличие от массива, элементы записи не должны обязательно быть одного типа.

Записи. Структура объявления типа записи такова:

<имя типа> = record

            <сп.полей>

      end;

Set of (множество) – это группа элементов, с которой можно сравнивать другие величины, чтобы определить, принадлежат они этому множеству или нет. Множества – это наборы однотипных, логически связанных друг с другом объектов. Характер связей между объектами лишь подразумевается программистом и никак не контролируется Object Pascal. Количество элементов, входящих в множество, может меняться в пределах от 0 до 255 (множество, не содержащее элементов, называется пустым). Именно непостоянством количества своих элементов множества отличаются от массивов и записей. Описание типа множества имеет вид:

<имя типа> = set of <базовый тип>;

File (файл) – последовательность элементов одного и того же типа. Для объявления такого типа используют форматы, показанные на примерах в окне справочной системы.

Операции над величинами и их обозначения в языке Object Pascal представлены в таблице:

Арифметические операции

Действие

Логические операции

Действие

Операции отношения

Действие

+

Сложение

not

Логическое отрицание

=

Равно

-

Вычитание

and

Логическое

сложение

 

 И

<> 

Не равно

*

Умножение

or

Логическое ИЛИ

Больше

/

Деление

xor

Исключающее ИЛИ

Меньше

Div

Целочисленное деление

 

 

>=

Больше или равно

Mod

Остаток от деления двух чисел

 

 

<=

Меньше или равно

Таблица 2. Операции над величинами

При решении задач и записи их на языке Object Pascal можно также использовать стандартные функции:

Стандартные математические функции

Имя функции

Математическое значение

Имя функции

Математическое значение

sin(x)

sin x

sqr(х)

cos(х)

cos x

sqrt(x)

ln(х)

ln x

arctan(x)

ехр(х)

abs(x)

Стандартные функции

Имя функции

Результат

Имя функции

Результат

ODD(х)

Для четного х – False

Для нечетного х – True

ROUND(х)

Округление до ближайшего целого

SUCC(x)

Число на 1 больше х

ORD(S)

Порядковый номер символа S в символьной строке

PRED(x)

Число на 1 меньше х

CHR(I)

Символ, стоящий под номером I в символьной строке

TRUNC(x)

Целая часть х (дробная отбрасывается)

 

 

           

Таблица 3. Стандартные функции

Язык программирования Object Pascal является основой среды Delphi, поэтому тексты программ (модули кодов) на этом языке можно вводить в среде Delphi, пользуясь встроенным редактором, и запускать программы на выполнение в режиме эмуляции DOS (консольном режиме). Для создания DOS-приложения (консольного приложения) нужно выбрать в главном меню программы команду File | New | Other, а затем в диалоговом окне New Items выбрать Console Application. В появившемся после создания Console Application (DOS-приложения) окне редактора кода указание SysUtils после служебного слова uses необходимо использовать в программе системные функции. После служебных слов type, var, const нужно ввести описание типов: массивов, переменных и постоянных величин соответственно. Между операторными скобками begin и end вводят текст программы. Оператор readln перед end нужен, чтобы после выполнения программы окно консольного приложения сразу же не закрывалось.

Чтобы откомпилировать программу и запустить ее выполнение, нужно выбрать команду Run | Run, или щелкнуть в панели инструментов на соответствующей кнопке, или нажать клавишу <F9>.

Если при этом появляется сообщение, то следует проверить, действительно ли создается именно консольное приложение. Для этого нужно выполнить команду Project | Options. В открывшемся окне щелкнуть на вкладке Linker и установить флажок напротив Generate console application, если он не установлен.

Итак, мы рассмотрели типы данных, стандартные функции и операции, а также создание консольных приложений в языке Object Pascal. На следующем уроке мы поговорим об операторах, в частности об операторах присваивания и ввода-вывода языка Object Pascal.

 

Список литературы

  1. Угринович Н.Д. Информатика-9. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика-9. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Соловьёва Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «Pas1.ru» (Источник).
  2. Интернет-портал «Life-prog.ru» (Источник).
  3. Интернет-портал «Delphifaq.ru» (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Для каждого типа данных по схеме (рисунок 1) приведите по три примера значений.
  2. Приведите фрагменты программы объявления величин каждого типа.
  3. Приведите фрагмент программы объявления двумерного массива действительных чисел из ста элементов.
  4. Приведите фрагмент программы объявления динамического массива символов.