Классы
Предметы

Российская культура первой половины XIX в.

Тема видеоурока – «Российская культура первой половины XIX в.». Учащиеся знакомятся с основными для того периода достижениями в искусстве, литературе, архитектуре, науке; узнают, почему этот временной отрезок назван золотым веком русской культуры.

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

InternetUrok.ru

 

 

 

История. 10 класс
 
Тема 12. Россия в 1825-1855 гг.
 
Урок 7. Российская культура первой половины XIX в.
 
Орышак М. И., к.и.н., учитель истории высшей категории
ГОУ СОШ №54, НОУ «Первая школа», почетный работник образования
 
09.01.2011г.
 
Российская культура в первой половине 19 века (История 10 класс)
 
Тема сегодняшнего урока – «Российская культура первой половины XIX века». Великий период, период, который мы называем Золотым веком русской культуры. Почему же именно этот период стал Золотым веком? Давайте попробуем разобраться. Смотрите: с одной стороны, это период, когда абсолютная власть монархов России достигает пика, наивысшего значения, период, когда в стране отсутствуют политические свободы. Что же это? Почему при отсутствии политических свобод, почему при отсутствии возможностей высказываться развивается искусство, наука, литература.
 
Многие истории считают, что, в общем-то, это не странно и ничего в этом удивительного нет, ибо, когда в государстве определенный кризис, когда в государстве не происходит никаких реформ, хочется власти компенсировать это внешней пышностью, и именно в этот период обычно расцветают искусство и культура. Так, например, было в Испании XIX века.
Та же ситуация в экономике. Вроде бы феодально-крепостнические отношения. Но мы помним, что феодальные отношения дают возможность и дают достаточно большое количество средств на развитие культуры и искусства. Но это с одной стороны. С другой стороны, они резко ограничивают количество образованных людей, резко ограничивается возможность духовного потребления. И несмотря на это, Золотой век культуры, Золотой век искусства.
 
Все-таки какая-то закономерность есть. От противного. В эпоху кризисов в некоторых государствах возникает такая ситуация, когда действительно рождаются великие люди, и общество-то, главное, ищет выход решения проблем не в сфере политики и экономики, где невозможно на тот момент найти это решение, а именно в сфере искусства.
Сто с лишним лет спустя советский поэт сказал по этому поводу: «Поэт в России больше, чем поэт».
В известной мере это так, ибо искусство, культура первой половины XIXвека играла большую роль, чем просто развлечение для богатых или просто для образованных, интересующихся искусством людей. Роль искусства была гораздо выше.
 
Большую роль в искусстве России того периода сыграли и расширявшиеся все время связи с Западом, и не только с Западом, но и со странами Востока тоже. Уже около ста лет искусство в России и в Европе развиваются синхронно, даже, может быть, чуть-чуть запаздывают, но не намного. В принципе, Россия развивается в контексте европейской культуры.
Определенную роль начинает играть многонациональность. Ведь именно в первой половине XIX века в русскую культуру входят такие люди, как Гоголь, Шевченко – украинцы, малороссы, которые придают нашей культуре многонациональный колорит. Можно вспомнить кавказскую войну и вот это очарование и не очарование Кавказа. Нелюбовь или любовь к горам. Она будет прослеживаться в произведениях Лермонтова и Пушкина, и трудно себе представить нашу культуру XIX века без этого национального колорита, без переплетения разных культур.
 
Естественно, это период, когда несколько событий, несколько человек оказали наибольшее влияние на развитие культуры искусства. За моей спиной портрет Александра Сергеевича Пушкина. По хорошо вам известному выражению, Пушкин – это наше все. И действительно, для развития культуры, литературы, языка русского, наверное, больше всех сделал Александр Сергеевич. Можно, конечно, и Ломоносова вспомнить, и Карамзина, но, действительно, в глобальном смысле масштаб его вклада огромен.
Кроме этого, не надо забывать правителей. И Александра I, и Николая I, и министра культуры и просвещения графа Уварова. Их деятельность, безусловно, также влияла на развитие культуры искусства.
 
Ну и события. Событий много, но выделим войну 1812 года. Именно победа в войне 1812 года дала тот эмоциональный, духовный толчок для подъема национального самосознания, для осмысления роли судьбы, России в истории, в судьбе всего человечества, роли народа, может быть, что и как у нас. И вот это осмысление средствами искусства, художественными образами и дало нам тот великий расцвет русской культуры.
Несколько слов об образовании. Общий уровень образования катастрофичен. Свыше 90% населения страны безграмотно. Открываются школы, открываются народные училища – их катастрофически мало. Появляются гимназии, ремесленные училища в городах, но, опять же, их мало. Пять университетов, несколько высших учебных заведений, но с 1805 года, уже с николаевской эпохи, резко увеличивается плата за образование, и количество образованных людей, в общем-то, не соответствует такой огромной стране, как Россия с ее огромным населением. Это с одной стороны. С другой стороны, именно в этот период наблюдается определенный рост, развитие просвещения. Начинают издаваться первые журналы, не время от времени, журналы издавались и раньше, например, Екатерина издавала, Новиков издавал, спорили между собой.
Теперь «Современник», «Отечественный записки» – это журналы, которые играют довольно важную роль в культурной общественной жизни.
 
В 1852 году открывается Эрмитаж, открывается именно в том виде, в котором мы его знаем сегодня, как музей, куда есть доступ, куда можно прийти и посмотреть на памятники, произведения искусства. Но общий вывод все равно неутешительный. В 1861 году, к концу периода, а концом периода мы считаем 60-61 годы – отмену крепостного права, уровень неграмотных людей в стране остается около 90%, что, конечно, мешает и развитию экономики, и развитию нашей страны. С другой стороны, именно в этот период, в первой половине XIX века, развивается наша наука. Именно в этот период появляются гениальные ученые, которых знает весь мир. Давайте вспомним имена биолога Лурье, который внес огромный вклад в развитие эволюционной теории, Лобачевского, увидевшего, что прямые не параллельны, увидевшего, что мир, далеко не так геометрически прост, как казалось древним. Лобачевский был не только великим математиком, не только блистательным ученым, он очень много сделал для развития Казанского университета. Ученый, общественный деятель, деятель науки и искусства – его роль огромна. Именно в этот период продолжают совершать свои подвиги, серьезные поступки русские путешественники. Начало XIX века. 1803-1806 год. Первая российская кругосветная экспедиция. Фамилию Крузенштерн, я думаю, знают практически все. Лазарев и Беллинсгаузен – эти люди открыли южный материк, Антарктиду. Именно их экспедиция сделала карту земного шара законченной. Ну и Невельской, чьи исследования восточных земель нашей страны, Берингового пролива и так далее, тоже позволили доказать, что Азия и Америка не являются одним материком, что между ними есть пролив. Это что касается наших путешественников. Все-таки, несмотря на огромную их роль, мы с детства привыкли гордиться достижениями в других сферах культуры и искусства.
 
Давайте обратимся к литературе. Романтизм. Реализм. Вот, пожалуй, те два стиля, которые определяли развитие литературы, определяли развитие искусства в период первой половины XIX века. Можно называть массу писателей, тех, которых мы знаем по школе. Это Пушкин, Лермонтов, Гоголь, это Карамзин, который впоследствии стал историком, и можно сказать, что стал одним из отцов основателей современной исторической науки. «История государства Российского» читалась и как художественное произведение, и как научное. Гончаров, Рылеев, много можно фамилий называть.
 
Давайте определим главные. Начало века. Это все-таки господство романтизма в искусстве. Лермонтов. Стиль романтизм – это загадочность, стремление показать конфликт человека и общества. Человек один и общество, которое по каким-то своим причинам не принимает бунт одиночки, который пытается что-то поменять. Отсюда такая романтичная дымка, отсюда загадочность, отсюда внимание к тем наработкам в искусстве и культуре, которые были в средневековье. Ну и реализм: Пушкин, Гоголь – это в литературе, Федотов и Венецианов в живописи, люди, которые заложили основы нового стиля – реалистичность в изображении человека, природы, общества, реализм в изображении деталей, подчеркивание, критика тех проблем, которые есть в России, да и вообще в мире. Внимание к человеку, к людям в широком смысле этого слова, к людям разным: и к плохим, и к хорошим.
 
И еще. Постепенно вырисовывается еще одна черта реализма. Реализм так же, как классицизм, как и в лучших своих проявлениях романтизм. Реализм – стиль, который нас учит чему-то, дает какой-то положительный пример. Не всем искусствоведам это нравится сегодня, но, тем не менее, не только критика, не только все вокруг плохо, и не понятно, что делать. Какой положительный пример, какой-то образ, который подсказывает нам, куда и как идти человеку дальше.
 
Помимо великой русской литературы в этот период развиваются и живопись, скульптура, театр, музыка. Давайте скажем несколько слов о них тоже. Начнем с живописи. Несколько стилей. Романтизм сохраняет свою значимость, классицизм – более того. Согласно политике Академии художеств именно классицизм считается главным стилем. Романтизм, классицизм. 1830-1840 годы. В живописи проявляется реализм. Кипренский, портрет Александра Сергеевича Пушкина. Этот портрет выполнен в стиле романтизм. И тоже очень хорошо известная вам работа: Брюллов – «Последний день Помпеи». Это работа, в которой переплетаются черты и стиля реализм, и стиля классицизм, это исторический жанр, который становится наряду с портретом, господствующим в живописи. Два основных жанра, которые в 1810-1820-1830-е да и 1840-е годы были в русской живописи главными. Но приходят 40-е и 50-е годы, и постепенно живопись начинает становиться разнообразной. Венецианов, Федотов, Тропинин – это уже реалистичные художники, которые более реалистично изображают действительность. Тропинин. Мы знаем его портрет Пушкина. Венецианов прославился своими жанровыми сценками из жизни крестьян на пашне: «Весна», «Лето». И Федотов с его сатирой, с его бытовым жанром: «Сватовство майора». Это уже другая живопись, она показывает, что хорошо и что плохо, как вообще надо себя вести в каких-то случаях, как не надо.
 
Несколько потрясающих скульпторов жило в эту эпоху. Мы все знаем памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади – скульптор Мартос. За моей спиной уникальный памятник скульптуры. Это конный памятник Николаю Первому. Скульптор Клодт. Уникальный памятник – всего две точки опоры. Этот же автор прославился композицией на Аничковом мосту в Петербурге, где человек укрощает лошадь, 4 скульптуры.
Скульптор Орловский. Знаменитые скульптурные портреты Кутузова, Барклая де Толли.
Можно сказать, что несколько выдающихся памятников скульптуры относятся к этому периоду.
 
XIX век, начало XIX века – это становление русской музыкальной жизни, русской классической музыки. Возможно, становление немного раньше, но имена Глинки, Даргомыжского… Мы все знаем прекрасные музыкальные оперы, в частности, Глинки – «Иван Сусанин», «Русалка» Даргомыжского тоже в золотом фонде русской музыки.
В этот же период появляется и развивается жанр русского романса, тот, которого раньше в нашем музыкальном искусстве не существовало.
Интересен театр. Но о театре довольно трудно судить, поэтому давайте не будем много говорить, скажем лишь, что разные произведения ставились. Были известны имена Гоголя, Фонвизина, а несколько имен актеров известны до сегодняшнего дня, тот же самый Щепкин – Щепкинское театральное училище известно многим из вас.
 
Закончим разговор о культуре первой половины XIX века разговором о русской архитектуре. Разнообразие ее огромно. Перечислить все памятники невозможно. Остановимся на главных фамилиях. Росси – архитектор, который сделал массу прекрасных памятников в Петербурге. Это оформление Сенатской, Дворцовой площади, это и знаменитая улица Росси в Петербурге. Современный Петербург не был бы таким пышным и великолепным без его произведений.
Монферран – Александрийской столб на Дворцовой площади и знаменитый Исаакиевский собор, который он около 40 лет строил, крупнейший на тот период храм России.
 
Казанский собор, собор Казанской Божьей матери архитектора Воронихина. Потрясающий памятник классицизма, стиля, который сохраняет свое господство в архитектуре России первой половины XIX века архитектор Воронихин. Де Томон, который оформлял стрелку Васильевского острова в Петербурге со знаменитыми ростральными колоннами, куда и сегодня обязательно ездят питерские молодожены. По традиции, это одно из тех мест, где должны побывать питерцы, когда выходят замуж или женятся.
В Москве – это одно из самых ярких мест – минусом стал пожар 1912 года. После пожара, после отечественной войны был перестроен практически весь центр города. Осип Иванович Бове – архитектор, который много что сделал. Давайте просто перечислим. Это Манеж, это Александровский сад, это старое здание МГУ, это Большой и Малый театры и площади перед ними, Манежная площадь, которая сегодня, к сожалению, уже выглядит по-другому.
 
Фактически весь центр Москвы перестраивался под руководством Бове. Особняки московские после пожара перестраивались под руководством Желярди, другого потрясающего архитектора.
И, наконец, это период, когда продолжается строительство русских усадеб. Практически в любой точке центральной России вы можете увидеть то, что осталось (осталось, к сожалению, немного) от русских усадеб. Это и Михайловское, куда мы ездим поклониться Пушкину, конечно, перестроено. Сейчас кроме фундамента от господского дома уже ничего не осталось, это и Кусково перестроенное, это и в Крыму знаменитый Воронцовский дворец.
 
Много памятников в этот период было сделано, которые мы можем наблюдать и которые действительно показывают нам, как жили люди XIX века.
 
Подведем итог. Золотой век русской культуры – век, которым мы гордимся; век, когда были созданы гениальные произведения; век, который не может быть уложен в какие-то четкие рамки (вот это классицизм, а это еще что-то); век переплетения стилей; век творческого поиска; век, памятники которого будут с нами, наверное, всегда.