Классы
Предметы

Внутренняя политика в 1762 - 1796 гг. Екатерина II

Эпоха Екатерины II – это поистине великая эпоха в истории Российской империи. Императрица была неординарной личностью: просвещенная, умная, волевая и решительная она мудро правила Россией. Время правления Екатерины II называют «просвещенным абсолютизмом» – политика, при которой в стране господствовали идеи Просвещения. Екатерина II за время своего царствования провела немало реформ: в сфере государственного устройства, в социальной политике и образовании, в экономике, в культуре. Но, с другой стороны, эпоха Екатерины II – это время, на которое приходится пик крепостничества и превращение крепостных крестьян фактически в рабов. Более подробно обо всем этом вы узнаете из данного урока.

Введение

В 1762–1796 гг. в Российской империи правила Екатерина II (рис. 1). С одной стороны, это была великая и прекрасная эпоха: строительство дворцов, идеи Просвещения, общение с иностранными учеными и так далее. С другой – это множество внутренних проблем, которые были решены только впоследствии ее наследниками.

Рис. 1. Екатерина II – российская императрица (Источник)

В конце 1761 г. к власти пришел Петр III (рис. 2), муж Екатерины II. Ему удалось процарствовать меньше полугода. Те люди, во главе с его женой, которые его впоследствии свергли, создали о нем представление как о глупом, некультурном человеке, русофобе, но в то же время при нем было подписано немало действительно толковых законов, например: Указ о секуляризации церковных земель, Манифест о вольности дворянской, ликвидация Тайной Канцелярии и другие. Более того, Петр III хотел уравнять в правах людей всех вероисповеданий – он фактически прекратил гонения на старообрядцев. Но в характере императора были такие черты, которые привели его впоследствии к свержению с престола, а затем и гибели. Петр III воспитывался как будущий шведский король, и это дало о себе знать окружающим его людям тем, что в его поведении прослеживалось презрение к России. Кроме того, он был резким человеком.

Рис. 2. Петр III – российский император, муж Екатерины II (Источник)

Екатерина II при помощи гвардии совершила переворот, свергнув своего мужа Петра IIIc российского престола, и заняла его место. Также в перевороте Екатерине помогала ее подруга Е. Дашкова (рис. 3), которая впоследствии стала главой Академии Художеств и Академии Наук, и братья Г. Орлов и А. Орлов (рис. 4).

Рис. 3. Е. Дашкова – подруга Екатерины II, глава Академии Художеств и Академии Наук (Источник)

Рис. 4. Братья Орловы – Григорий и Алексей – фавориты Екатерины II (Источник)

Личность Екатерины II

Екатерина II была замечательной личностью: решительная, умная, просвещенная. Кроме того, она прекрасно умела понимать своих подданных. Императрица, чистокровная немка, дала понять россиянам, что обожает Россию. Екатерина действительно любила Российскую империю. Она посещала различные церкви, святые места, многие города России, подчеркивая этим, что, в отличие от своего мужа, она очень любит страну. Более того, Екатерина всю жизнь училась и проявляла интерес ко всему новому.

Еще одним важным моментом в жизни Екатерины II были ее многочисленные фавориты (то есть любовники): их было около 22, не считая мужа. Некоторые фавориты императрицы были всегда рядом с ней и помогали ей управлять государством (например, Потемкин, Орловы и другие), а другие были с ней просто ради развлечения.

Отношение Екатерины II к свергнутым правителям, которые представляли потенциальную угрозу для ее власти, было крайне отрицательным. Ее муж Петр III был убит, сидевший в Шлиссельбургской крепости наследник престола Иван Антонович при попытке освобождения также был убит. Павел I (рис. 5), сын Екатерины II, которому она обещала передать власть по достижении им совершеннолетия, так и не дождался власти при ее жизни.

Рис. 5. Павел I – сын Екатерины II (Источник)

Просвещенный абсолютизм

Внутреннюю политику Екатерины II в России принято называть «просвещенный абсолютизм». В Российской империи во второй половине XVIII в. господствовала идеология Просвещения: Екатерины пыталась использовать в своей политике основные идеи иностранных философов – Монтескье, Руссо, Вольтера, Дидро и других. Примером тому может служить принцип верховенства закона: при Екатерине были изданы грамотные умные законы, которым подчинялись все – от подданных до государыни.

Эпоха «просвещенного абсолютизма» характеризовалась активным развитием образования, науки, культуры и экономики.Кроме того, во время правления Екатерины II в России появилась теория общественного договора: это значило, по идеям философов, что люди собрались коллективно и договорились о лишении некоторых своих прав в пользу государства во благо общественного порядка; следовательно, подданные должны уважать своего правителя, а государь должен мудро править своим государством и подданными. Именно такую роль и пыталась играть Екатерина, и многое у нее получалось.

В исторической науке есть две точки зрения на период правления Екатерины II. Первая заключается в том, что Екатерина действительно искренне проводила политику просвещенного абсолютизмаи двигала Россию к прогрессу, чтобы она встала наравне с передовыми развитыми странами Европы. Такого же мнения придерживался Вольтер. Вторая точка зрения на политику «просвещенного абсолютизма» заключалась в том, что данная политика императрицы была лишь маской, а за ней стояла жесткая политика крепостничества. У обеих точек зрения есть право на существование: можно подобрать факты, которые будут выступать в поддержку одной или другой стороны.

Стоит упомянуть то, что Екатерина взошла на престол в результате дворцового переворота, и если бы она вела политику против интересов дворян, то ее бы свергли, как и ее мужа.

Реформы в области государственного строя

В 1767 г. собралась Уложенная комиссия (рис. 6) для разработки нового свода законов, так как до Екатерины свыше ста лет не переиздавались своды законов Российской империи. Екатерина II написала наказ членам комиссии, что они должны были сделать в ходе ее заседания. Кроме назначенных людей в комиссии принимали участие депутаты от различных сословий, за исключением крепостных крестьян. Работа Уложенной комиссии не привела к каким-то ощутимым результатам. Почти сразу же после начала работы комиссии началась критика крепостного права ее депутатами, но всерьез что-то сделать или изменить у Екатерины II и членов комиссии не получилось. Вскоре после начала русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Уложенная комиссия была распущена.

Рис. 6. Заседание Уложенной комиссии в 1767 г. (Источник)

Кроме того, Екатерина провела реформу Правительствующего Сената: он лишился исполнительной власти, но стал контролирующим органом.

В 1775 г. правительство Екатерины провело губернскую реформу. Российская империя была поделена на 50 губерний (во главе с губернаторами), которые делились на уезды (во главе с капитанами-исправниками). В связи с этим возросла роль Дворянского собрания и предводителей дворянства.

В ходе губернской реформы была проведена и судебная реформа: в стране четко сформировался сословный суд – отдельные органы судебной власти были для дворян, горожан и крестьян, крепостных крестьян по мелким делам судил сам помещик.

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту городам, то есть была поведена городская реформа. Города получили самоуправление, их население делилось на шесть групп, и, в зависимости от принадлежности к городской группе, у горожанина были разные права на выборах.

После Пугачевского восстания , в 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь вместе с гетманством на Украине.

Таким образом, можно сказать, что реформы государственного устройства правительства Екатерины II в целом удались, аппарат управления был выстроен.

Социальная политика

В 1785 г. была издана Жалованная грамота дворянству, в которой были перечислены и закреплены все права дворян, включая владение землей и крестьянами. Благодаря этой грамоте крепостные крестьяне в России фактически стали бесправными и превратились в рабов.

В 1765 г. был принят указ, по которому крестьян можно было ссылать в Сибирь на каторгу.В 1767 г. был издан указ, по которому крестьянам запретили жаловаться на своих помещиков. Более того, крепостное право распространялось и на другие территории Российской империи: например, Екатерина прикрепила к земле украинцев. И только в конце своего царствования императрица неформально, не издавая никаких указов, закрывала глаза на то, что Г.А. Потемкин (рис. 7) селил в Крыму беглых крепостных крестьян, так как нужно было осваивать южные земли России.

Рис. 7. Г.А. Потемкин (Источник)

Реформы образования

В области образования можно выделить две основных реформы – в 1782 и 1786 гг. По этим реформам в губернских уездных городах были созданы системы народных училищ. Кроме того, следует выделить И.И. Бецкого (рис. 8), который пытался создать несколько типов закрытых учреждений, из которых самым известным был Смольный институт благородных девиц. Главная идея Бецкого была в том, что воспитание должно быть в первую очередь, образование второстепенно.

Рис. 8. И.И. Бецкой – деятель образования во время правления Екатерины II (Источник)

Выводы

С одной стороны, политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II – это достаточно серьезные изменения в государственной сфере, экономике, образовании и культуре. С другой стороны, никаких кардинальных реформ проведено не было. Более того, крепостничество утвердилось в самой тяжелой для крестьян форме. Абсолютизм как система власти полностью утвердился в Российской империи, и никакого ограничения власти монарха не было.

Список литературы

1. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. – М.: Панорама, 1991.

2. Брикнер А.Г. История Екатерины II. – М.: Современник, 1991.

3. Екатерина II и ее время: Современный взгляд / Философский век, альманах. № 11. – СПб., 1999.

4. Екатерина: Путь к власти / Я. Штелин, Мизере, Т. Димсдейл и др. – 2-е изд. – М.: Фонд Сергея Дубова, 2012.

5. Каменский А.Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. – СПб., 1992.

6. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.

7. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012.

8. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М.: Молодая гвардия, 2000.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Интернет портал «Elcocheingles.com» (Источник)

2. Интернет портал «Russia.irrata.com» (Источник)

3. Интернет портал «Az.lib.ru» (Источник)

4. Интернет портал «Studopedia.ru» (Источник)

Домашнее задание

1. Охарактеризуйте Екатерину II как личность. Как вы думаете, какие особенности ее личности позволили ей стать императрицей и править Россией на протяжении долгого времени?

2. Что такое политика «просвещенного абсолютизма» и в чем она выражалась?

3. Какие реформы в области государственного устройства были проведены при Екатерине II? К чему это привело?

4. Какое значение имела Жалованная грамота российскому дворянству и указы против крепостных крестьян?

5. Назовите тенденции в области образования, которые происходили при Екатерине II.