Классы
Предметы

Социальная борьба в XVII в. Бунташный век

На видеоуроке «Социальная борьба в XVII в. "Бунташный век"» определяются предпосылки социальной борьбы разных слоев населения России. Подчеркиваются разные направления социальной борьбы: с одной стороны борьба бояр за власть против династии Романовых, с другой стороны – городские восстания недовольной армии, свободных ремесленников, казаков, дворян. Подробно рассмотрено восстание, возглавляемое Степаном Разиным, его значение в истории России. Рассмотрено также влияние раскола, произошедшего в русской православной церкви, на социальную борьбу с властью в России.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической литературе можно встретить абсолютно полярные оценки различных социальных движений, потрясавших Россию на протяжении многих столетий. Те ученые («государственная школа»), которые рассматривали государство как главную движущую силу российской истории, оценивали их как преступные деяния – бунты и мятежи, направленные против законной власти и правопорядка. Те ученые (советская историческая школа), которые априори исходили из марксистского учения о «классовой борьбе как локомотиве истории», напротив, оценивали их позитивно, поскольку полагали, что основным содержанием этих движений была борьба с крепостничеством и самодержавием. При этом советские историки (П. Смирнов, М. Тихомиров, В. Буганов) зачастую игнорировали разбойный характер этих движений, которые сопровождались массовыми убийствами, грабежами и погромами.

 

Соляной бунт в Москве 1648 г.

В 1648–1650 гг. в разных городах России (Псков, Новгород, Устюг Великий) произошли крупные антиправительственные выступления, но, безусловно, самым мощным из них стал Соляной бунт в Москве, вспыхнувший в июне 1648 г. (рис. 1).

Соляной бунт

Рис. 1. Соляной бунт (Источник)

Предыстория Соляного бунта была такова: в июле 1645 г. умер царь Михаил Федорович, и, по сложившейся традиции, предстояли выборы нового монарха. Русская аристократия в лице И. Черкасского Ф. Шереметьева, Н. Одоевского и других членов Боярской Думы решила посадить на русский престол датского принца Вольдемара. Но эта дворцовая интрига не удалась, поскольку усилиями боярина Б. Морозова на престол был избран его воспитанник, царевич Алексей Михайлович (1645–1676). В результате произошедшего «переворота» к власти пришло новое правительство, в состав которого вошли Б.И. Морозов, Г.Г. Пушкин, М.М. Салтыков, Л. С. Плещеев, П.Т. Траханиотов и другие представители аристократии и столичного дворянства.

Вскоре новое правительство выступило с обширной программой реформ, которая предусматривала отмену «урочных лет», ликвидацию «белых» слобод, введение косвенных податей, сокращение расходов на государственный аппарат и т. д.

В феврале 1646 г. по инициативе Б. Морозова, Н. Чистого и А. Чистого вместо ряда прямых налогов – «стрелецкой» и «ямской» деньги – был введен косвенный налог на соль. Но в декабре 1647 г., не оправдав надежд правительства, «соляная деньга» была отменена, и правительство решило взыскать двухгодовую задолженность за отмененные ранее подати, что имело самые печальные последствия для творцов этого решения.

1 июня 1648 г. во время возвращения царя с богомолья из Троице-Сергиева монастыря (рис. 2) толпа москвичей попыталась передать Алексею Михайловичу челобитную с просьбой об отставке и наказании главы Земского приказа Леонтия Плещеева.

Троице-Сергиев монастырь

Рис. 2. Троице-Сергиев монастырь (Источник)

Однако челобитчики были разогнаны стрельцами, и тогда 2–3 июня 1648г. разъяренная толпа москвичей ворвалась в Кремль и начала крушить дворы Б. Морозова, П. Траханиотова, Г. Пушкина, М. Салтыкова, В. Шорина и других членов правительства. При этом во время погрома был убит дьяк приказа Новгородской чети Назарий Иванович Чистой.

Вечером 3 июня дня начались переговоры восставших с Н. Романовым и Д. Черкасским, которые закончились их победой: глава правительства Б. Морозов был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, судью Земского приказа Л. Плещеева отдали на растерзание восставшей толпе, а глава Пушкарского приказа П. Траханиотов был обезглавлен.

Реальный итог Соляного бунта состоял в том, что: 1. Правительство вновь возглавила партия Ф. Шереметьева – И. Черкасского, в состав которого вошли князья Ф. Волконский, Н. Одоевский, С. Прозоровский, М. Пронский и другие; 2. По требованию широких слоев московского дворянства и посада было принято решение о созыве нового Земского Собора, работа которого увенчалась принятием Соборного Уложения 1649 г.

 

Медный бунт в Москве 1662 г.

Летом 1662г. в Москве вспыхнуло новое восстание, получившее название Медного бунта, предыстория которого была такова: в 1656 г. для покрытия бюджетного дефицита, вызванного русско-польской войной (1654–1667), по предложению окольничего Ф.М. Ртищева правительство приняло решение выпустить в обращение медные деньги. Но вскоре они стали стремительно обесцениваться, поскольку: а) правительство постоянно увеличивало чеканку медной монеты, б) ряд оборотистых дельцов (князь И.Д. Милославский) наладили чеканку собственной фальшивой монеты, в) все подати и пошлины по-прежнему собирались серебряной монетой, а жалование стали платить медной деньгой. В результате уже в начале 1662 г. номинальная стоимость одного медного рубля была в двенадцать раз меньше серебряного.

Медный бунт

Рис. 3. Медный бунт (Источник)

25 июля 1662 г. в Москве появились «воровские» письма, в которых ряд членов правительства (И.Д. Милославский, Ф.М. Ртищев, В.П. Шорин) были названы «польскими агентами» и ворами. С этими «подметными» письмами большая группа стрельцов и посадских направилась к царю в село Коломенское под Москвой с требованием выдачи указанных лиц на расправу. Тем временем в самой Москве начались погромы дворов тех бояр и купцов, которые были причастны к этой реформе. Особенно досталось дворам В. Шорина и С. Задорина, которым правительство отдало на откуп сбор многих пошлин и податей (рис. 3).

С первой партией челобитчиков Алексей Михайлович говорил «тихим обычаем» и обещал им «учинить скорый сыск» и «правую расправу» над лихоимцами и ворами. Но новая толпа москвичей, «невежливо бившая челом» Государю, была жестоко разогнана тремя стрелецкими полками. Во время этой акции погибло несколько сот москвичей, а в вечером того же дня было схвачено и повешено еще более ста челобитчиков.

 

Основные проблемы изучения Крестьянских войн

Городские восстания и другие крупные антиправительственные выступления, в частности поход донского атамана Василия Уса на Москву (1666–1667), стали предвестниками одного из самых мощных социальных движений в истории России – Крестьянской войны под руководством С.Т. Разина.

Но прежде чем говорить об этой войне, мы остановимся на ключевых вопросах историографии, где до сих пор продолжается спор по целому ряду проблем:

1. Сколько было Крестьянских войн. Одни авторы (В. Мавродин, В. Буганов, А. Маньков, А. Преображенский, Е. Подъяпольская) утверждали, что в России было четыре Крестьянских войны – И.И. Болотникова (1606–1607), С.Т. Разина (1667–1671), К.А. Булавина (1707–1709) и Е.И. Пугачева (1773–1775). Другие историки (Н. Павленко, А. Станиславский) утверждали, что движения И. Болотникова и К. Булавина ни по своим целям, ни по составу участников Крестьянскими войнами не являлись.

2. Какова идеология Крестьянских войн. Одни авторы (В. Буганов, А. Преображенский, Е. Подъяпольская) утверждали, что существовала самобытная крестьянская идеология, носившая антимонархический и антифеодальный характер. Другие историки (Н. Павленко, Л. Милов) утверждали, что никакой самобытной крестьянской идеологии до возникновения народничества не существовало, поэтому она продолжала носить сугубо религиозный и царистский характер.

3. Каков был характер Крестьянских войн. В советской историографии во времена М. Покровского утвердилось представление об антифеодальном характере всех Крестьянских войн, поскольку все они были неудавшимися буржуазными революциями. Однако затем это явно вульгаризаторское толкование марксизма было отвергнуто, но сама характеристика Крестьянских войн как антифеодальных движений была сохранена и существует поныне (В. Буганов, И. Заичкин). Вместе с тем в последнее время ряд историков (Н. Павленко), совершенно верно говорит о том, что Крестьянские войны никогда не были и не могли быть антифеодальными движениями, поскольку требования восставших не выходили за рамки традиционных царистских представлений и на их «лозунгах» невозможно отыскать элементарных буржуазных требований о ликвидации самодержавия, предоставлении гражданских и политических прав и свобод и т. д.

4. Какова была роль различных классов в организации Крестьянских войн. В советской историографии (В. Буганов, А. Преображенский, Е. Подъяпольская) традиционно утверждалось, что главной движущей силой всех Крестьянских войн в России были крепостные крестьяне, а посадский люд и казачество выполняли вспомогательную роль попутчиков движения. Но в 1972 г. на страницах журнала «Вопросы истории» была опубликована статья профессора Н. Павленко «О роли казачества в организации крестьянских войн», в которой автор убедительно доказал, что инициатором и главной движущей силой всех «Крестьянских» войн в России являлось именно казачество.

 

Крестьянская война под руководством С. Разина

В исторической науке существуют разные подходы к определению хронологических рамок этой войны. Одни историки (В. Буганов, А. Сахаров) датируют ее 1667–1671 гг., поскольку считают, что «действия восставших с самого начала носили четкие и ясно выраженные антифеодальные черты». Другие авторы (И. Степанов, Н. Павленко) датируют эту войну 1670–1671 гг., поскольку события 1667–1669гг. считают обычным грабительским походом донских казаков «за зипунами», т. е. военной добычей.

Самый мощный в истории XVII в. бунт донских казаков возглавил Степан Тимофеевич Разин (1630–1671), происходивший из «домовитых казаков» станицы Зимовейской, расположенной в верховьях Дона, где обитали в основном «голутвенные казаки», жившие за счет военной добычи. Именно они, а не «домовитые казаки», находившиеся на государевой пограничной службе и получавшие за это хлебное и пороховое жалование, и составили костяк разинского войска.

Основные события Крестьянской войны

а) май 1667г. – сентябрь 1669 – поход разинцев «за зипунами» на Нижнюю Волгу и Каспийское море, в ходе которого они разграбили русские и персидские купеческие караваны в районе Астрахани и Царицына, взяли пограничный Яицкий городок, разграбили владения персидского шаха Сефи Солеймана (Дербент, Фарабад, Решт, Баку), а затем разгромили его флот в районе Гиляна.

б) сентябрь 1669 г. – март 1670 г. – «зимовка» разинцев в Кагальницком городке, который стал их главной военной базой.

в)апрель – июль 1670 г. – поход разинцев в Черкасск, казнь думного дворянина Ивана Евдокимова и низложение войскового атамана Корнилы Яковлева; поход на Волгу, разгром стрелецких отрядов воеводы И. Лопатина и князя С. Львова, взятие Царицына, Камышина, Астрахани и казнь астраханского воеводы князя И.С. Прозоровского.

г) июль – сентябрь 1670 г. – поход разинцев на Среднюю Волгу и переход на сторону восставших Саратова, Самары, Пензы, Сызрани, Саранска и других городов. Первое появление «Прелестных писем», в которых С. Разин призвал холопов, крепостных крестьян и посадских примкнуть к восстанию и пойти походом на Москву.

Казнь С. Разина

Рис. 4. Казнь С. Разина (Источник)

д) сентябрь – октябрь 1670г. – неудачная осада Симбирска, разгром повстанческого войска князем Ю. Барятинского и бегство разинцев в Кагальницкий городок.

е)апрель – июнь 1671г. – арест К. Яковлевым Степана и Фрола Разиных, выдача их царским воеводам Г. Косогову и А. Богданову, отправка в Разбойный приказ и казнь Степана Разина на Болотной площади в Москве (рис. 4).

ж) ноябрь 1671 г. – окончательный разгром повстанцев (Василий Ус, Федор Шелудяк) в Астрахании завершение Крестьянской войны.

 

Список литературы по теме "Социальная борьба в XVII в. Бунташный век":

  1. Буганов В.И. Медный бунт. Московские «бунтари» 1662 года. – М., 1968.
  2. Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII–XVIII в. – М., 1976.
  3. Сахаров А.Н. Степан Разин. – М., 2010.
  4. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. – Л., 1948.
  5. Станиславский А.Л.. Гражданская война в России XVII в. – М., 1990.
  6. Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670–1671 гг. – Л., 1972.
  7. Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII в. – М., 1969.
  8. Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII в. – В., 1975.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Lib.ru (Источник).
  2. Megabook.ru (Источник).
  3. Ote4estvo.ru (Источник).
  4. HiztorV.ru (Источник).
  5. Ote4estvo.ru (Источник).