Классы
Предметы
Мой профиль

Политический строй России к началу XX в.

На уроке рассматриваются проблемы политического строя России накануне Первой русской революции и политические предпосылки к началу революции. Особое внимание уделяется характеристике самодержавной монархии в России как важнейшему пережитку в жизни страны и развитию черносотенного движения, приведшему к еврейским погромам.

Введение

Николай II и его ближайшее окружение

На рубеже ХIХ–ХХ вв. Россия была одной из немногих абсолютистских монархий мира. Император всероссийский, «монарх самодержавный и неограниченный», обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти, повиноваться  которому, как гласил свод «Основных государственных законов Российской империи», «не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Давно подмечено, что в абсолютистских режимах власть всегда персонифицируется в одном человеке, и последний русский император не стал исключением из этого правила.

В  первые годы правления Николая II особым расположением императора и влиянием на молодого царя пользовался выдающийся русский религиозный философ и правовед, обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев, который достался ему в наследство от отца. Это был воистину выдающийся человек, о котором даже такой его антипод в политике, каким был граф С. Витте, писал: «Победоносцев был редкий государственный человек по своему уму, по своей культуре и по своей незаинтересованности в благах мира сего. Несомненно, он был самый образованный и культурный русский государственный деятель, с которым мне приходилось иметь дело».

Рис. 1. Семейное фото начала века (Источник)

Однако вскоре при особе императора возник довольно узкий круг лиц, который представлял собой так называемый «теневой кабинет», или «придворную камарилью». Первые десять лет (1894–1903 гг.) фактической хозяйкой камарильи была вдовствующая императрица, матушка царя Мария Федоровна, которая, по отзывам современников, отличалась сильным и властным характером, за что в собственной семье получила прозвище «гневной». При ней в состав теневого правительства входили три великих князя: командующий Петербургским военным округом и столичной гвардии великий князь Владимир Александрович, руководитель военно-морского министерства генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович и московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Кроме того, в ближайшее окружение царя в тот период входили камергеры двора и статс-секретари императора Александр Федорович Трепов, Алексей Михайлович Безобразов и Владимир Петрович Мещерский.

После серьезного конфликта со своей невесткой вдовствующая императрица поселилась в Киеве, а во главе придворной камарильи оказались императрица Александра Федоровна и ее фрейлина и близкая и преданная подруга Анна Александровна Вырубова, которая была дочерью главы императорской канцелярии статс-секретаря А. С. Танеева. Именно через фрейлину императрицы в дворцовые круги проникали всякого рода проходимцы, в том числе Матрена-Босоножка, Митя Козельский, Петр Бадмаев и другие оригинальные персонажи, на которых так падка была последняя русская императрица. Но самой выдающейся фигурой придворной камарильи последнего русского царя стал Григорий Ефимович Распутин (Новых), который побил все рекорды долголетия при дворе (1905–1916 гг.).

Помимо названной публики в дворцовую камарилью входили и доверенные члены государственного аппарата: министры внутренних дел Иван Логгинович Горемыкин и Вячеслав Константинович Плеве, и министры императорского двора и уделов Илларион Иванович Воронцов-Дашков и Владимир Борисович Фредерикс.

Рис. 2. Дворянская семья (Источник)

Справедливости ради следует сказать, что в настоящее время целый ряд историков (А. Боханов, В. Тюкавкин) отрицают наличие теневого правительства при Николае II и называют подобные утверждения своих оппонентов чистым вымыслом, который был рожден откровенными недругами последнего русского царя.

Основные институты государственной власти Российской империи

Важными звеньями в системе государственного аппарата Российской империи в начале ХХ в. являлись Собственная Его Императорского Величества канцелярия, Государственный совет, Комитет министров, Правительствующий сенат и Святейший синод Русской православной церкви.

2.1. Собственная Его Императорского Величества канцелярия была учреждена Павлом I в 1797 г. для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Но уже в 1826 г. Николай I существенно расширил функции и размеры своей личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи.

За время своего существования Императорская канцелярия пережила несколько реорганизаций, и к началу ХХ в. в ее недрах фактически осталось только I отделение, которое занималось подбором и расстановкой кадров в центральные и губернские органы исполнительной власти, чинопроизводством, подготовкой императорских манифестов и указов, контролем за их исполнением и т. д.

Главноуправляющим Императорской канцелярии был статс-секретарь и личный друг государя Александр Сергеевич Танеев, которому этот пост достался по наследству от предков — его деда и отца, занимавших эту должность еще со времен Николая I.

Рис. 3. Александр Сергеевич Танеев (Источник)

2.2. Государственный совет Российской империи был создан в 1810 г. императором Александром I по предложению Михаила Михайловича Сперанского. Первоначально этот орган предполагалось сделать высшим законодательным учреждением Российской империи. Однако в реальности он получил лишь законосовещательные функции. Его решения носили исключительно рекомендательный характер, и самодержец в пику членам Государственного совета мог принять собственное решение, не согласованное с ними. Хотя такое случалось довольно редко, поскольку в состав Госсовета входили практически все высшие сановники империи, и назначались они в состав этого органа лично императором. Председателем Государственного совета в 1881–1905 гг. был великий князь Николай Михайлович.

В составе Госсовета было несколько департаментов, важнейшими из которых являлись Департамент законов, который возглавляли действительные тайные советники М. Н. Островский (1893–1899 гг.) и Э. М. Фриш (1900–1905 гг.), Департамент государственной экономии, которым руководил граф Д. М. Сольский (1893–1905 гг.), и Департамент промышленности и торговли, председателем которого был адмирал Н. М. Чихачев (1900–1905 гг.).

В феврале-апреле 1906 г. была проведена реформа Государственного совета, который наряду с Государственной Думой, получив законодательные функции, стал так называемой верхней палатой российского парламента. Отныне половина его членов проходила процедуру выборов, а сам Госсовет получил право вотирования, т. е. отклонения законов, принятых Государственной Думой.

После реформирования Государственного совета его председателями были Дмитрий Мартынович Сольский (1905–1906 гг.), Эдуард Михайлович Фриш (1906–1907 гг.), Михаил Григорьевич Акимов (1907–1914 гг.), Сергей Сергеевич Манухин (1914 г.), Иван Яковлевич Голубев (1915 г.), Александр Николаевич Куломзин (1915–1916 гг.) и Иван Григорьевич Щегловитов (1917 г.).

2.3. Правительствующий сенат был учрежден Петром I в 1711 г. как высший административный, судебный и контрольный орган империи. Но за свою двухвековую историю ему пришлось пережить немало реорганизаций, и к моменту вступления Николая II на престол сенат, по традиции именовавшийся «Правительствующим», сохранив за собой лишь чисто судебные функции, стал высшей апелляционной и кассационной инстанцией в стране. Во главе сената стоял генерал-прокурор, который одновременно являлся министром юстиции Российской империи. В период с 1894 по 1917 гг. эти важнейшие посты в государственном аппарате занимали Николай Валерьянович Муравьев (1894–1905 гг.), Сергей Сергеевич Манухин (1905 г.), Михаил Григорьевич Акимов (1905–1906 гг.), Иван Григорьевич Щегловитов (1906–1915 гг.), Александр Алексеевич Хвостов (1915–1916 гг.) Александр Александрович Макаров (1916 г.) и Николай Александрович Добровольский (1916–1917 гг.).

Рис. 4. Здание сената и синода (Источник)

2.4. Святейший синод Русской православной церкви также был создан в годы петровских реформ в 1721 г. Согласно своему регламенту он являлся высшим органом управления Русской православной церкви, главой которой являлся самодержавный монарх. Реальное и повседневное управление Святейшим синодом, в состав которого входили 12 митрополитов, архиепископов и епископов, осуществлялось светским чиновником — обер-прокурором, должность которого была приравнена к министерскому посту. Все члены Святейшего синода по представлению обер-прокурора утверждались лично царем.

В период с 1894 по 1917 гг. пост обер-прокурора Святейшего синода занимали Константин Петрович Победоносцев (1880–1905 гг.), Алексей Дмитриевич Оболенский (1905–1906 гг.), Алексей Александрович Ширинский-Шахматов (1906 г.), Петр Петрович Извольский (1906–1907 гг.), Сергей Михайлович Лукьянов (1907–1911 гг.), Владимир Карлович Саблер (1911–1915 гг.), Александр Дмитриевич Самарин (1915 г.), Александр Николаевич Волжин (1915–1916 гг.) и Николай Павлович Раев (1916–1917 гг.).

2.5. Комитет министров Российской империи был учрежден Александром I в ходе первого этапа министерской реформы в 1802 г. Формально он считался высшим административным органом Российской империи, но реально обладал только чисто декоративными функциями. Собирался он крайне редко, решая, как правило, вопросы межведомственной координации. Реальная же исполнительная власть находилась в руках 11 министерств, количество которых осталось неизменным с момента проведения министерской реформы 1802–1811 гг. Все министры назначались на должность и снимались с нее только царем, перед которым несли персональную ответственность за работу возглавляемых ими ведомств. Наиболее значимыми органами исполнительной власти были Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Военное министерство и Морское министерство. Но воистину становым хребтом всей системы государственного управления было Министерство внутренних дел, которому после административной реформы 1880 г. подчинялась вся местная государственная администрация: генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, а также все органы политического сыска и правопорядка, в том числе полиция и корпус жандармов.

В 1894–1905 гг. Комитет министров возглавляли Николай Христианович Бунге (1887–1895 гг.), Иван Николаевич Дурново (1895–1903 гг.) и Сергей Юльевич Витте (1903–1905 гг.), а во главе Министерства внутренних дел стояли Иван Логгинович Горемыкин (1895–1900 гг.), Дмитрий Сергеевич Сипягин (1900–1902 гг.), Вячеслав Константинович Плеве (1902–1904 гг.), Петр Дмитриевич Святополк-Мирский (1904–1905 гг.), Александр Григорьевич Булыгин (1905 г.) и Петр Николаевич Дурново (1905–1906 гг.).

В октябре 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров Российской империи, который стал высшим, постоянно действующим органом исполнительной власти, в ведении которого находились все министерства и ведомства страны. За годы своего существования этот высший орган государственной власти страны возглавляли Сергей Юльевич Витте (1905–1906 гг.), Иван Логгинович Горемыкин (1906 г. ; 1914–1916 гг.), Петр Аркадьевич Столыпин (1906–1911 гг.), Владимир Николаевич Коковцев (1911–1914 гг.), Борис Владимирович Штюрмер (1916 г.), Александр Федорович Трепов (1916 г.) и Николай Дмитриевич Голицын (1916–1917 гг.).

Из этой когорты государственных деятелей особо выделялись С. Витте, П. Столыпин и В. Коковцев, которые были людьми выдающихся способностей и по праву занимали этот высокий пост. Остальные руководители правительства не блистали ни особыми талантами, ни государственным мышлением, в особенности И. Горемыкин, про которого С. Витте совершенно верно заметил, что он отличался «от тысяч таких же оловянных чиновников своими пышными баками».

Традиционно важнейшим государственным институтом Российской империи являлась русская императорская армия, комплектование которой осуществлялось на основе всеобщей воинской повинности, введенной в 1874 г. Вооруженные силы страны состоял из сухопутных войск (пехота, кавалерия, артиллерия и инженерные части) и Военно-морского флота. Согласно новому «Положению о воинской повинности», введенному в 1906 г., призыву в армию подлежало все мужское православное население, достигшее 20-летнего возраста. В сухопутных войсках, в зависимости от рода войск, срок действительной военной службы составлял три-четыре года, а на флоте – пять лет.

Система управления сухопутными войсками (стратегическим и тактическим эшелонами) в мирное время выглядела следующим образом: 1 армейский корпус – 3 дивизии – 6 бригад – 12 полков – 48 батальонов – 192 роты; 1 кавалерийский корпус – 2 дивизии – 4 бригады – 8 полков – 48 эскадронов.

Военно-морской флот империи состоял из Черноморского и Балтийского флотов и Тихоокеанской, Каспийской и Дунайской флотилий (эскадр).

Рис. 5. Обстрел Порт-Артура (Источник)

Особое положение в армии традиционно занимали гвардия, в составе которой находились 16 пехотных и 13 кавалерийских полков (Преображенский, Семеновский, Измайловский, Павловский, Конногвардейский, Московский Волынский, Уланский, Гусарский и другие полки) и 11 казачьих войск (Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Астраханское, Семиреченское, Сибирское, Амурское, Уссурийское и Забайкальское), которые являлись оплотом самодержавия и спокойствия империи. Численность армии составляла более 1 млн 200 тысяч штыков и сабель, и она обладала первоклассным офицерским корпусом в 200 тысяч человек.

В период с 1894 по 1917 гг. должность главы военного ведомства занимали генералы Петр Семенович Ванновский (1881–1897 гг.), Алексей Николаевич Куропаткин (1897–1904 гг.), Виктор Викторович Сахаров (1904–1905 гг.), Александр Федорович Редигер (1905–1909 гг.), Владимир Александрович Сухомлинов (1909–1915 гг.), Алексей Андреевич Поливанов (1915–1916 гг.), Дмитрий Савельевич Шуваев (1916 г.) и Михаил Алексеевич Беляев (1917 г.).

На местах вся полнота исполнительной власти принадлежала либо губернаторам (в российских губерниях), либо генерал-губернаторам (наместникам императора) в Польше, Хиве, Бухаре, Туркестане, Финляндии, на Кавказе и других приграничных территориях Российской империи.

 

Список рекомендованной литературы

1. Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Российской империи. С., 2005

2. Боханов А. Н. Николай II. М., 1998

3. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

4. Звягинцев А. Г. Под сенью русского орла. М., 1996

5. Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи. М., 2006

6. Шевельский Г. И. Русская церковь перед революцией. М., 2005

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы  Интернет

1. История синода (Источник).

2. Русская Православная Церковь (Источник).

3. Энциклопедия (Источник).

4. Хронос (Источник).

5. Русская народная линия (Источник).