Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

Часть 2. Влияние культуры на исторический процесс

Введение

Михаил Иванович. Мы продолжаем говорить про историю и человека, и сегодня попытаемся разобраться, как влияют культурные различия на историю и исторические события. Предлагаю рассмотреть несколько линий рассуждения:

1) естественность возникновения культурных различий,

2) почему устойчива ментальность и как долго она меняется, если меняется вообще.

Патриархальная и демократическая культуры

Михаил Иванович. Есть понятие культуры, а есть понятие цивилизации. Под культурой мы понимаем все то, что неестественно, хотя границы этого понятия размыты.

Василий Жанович. Культуру, на мой взгляд, лучше всего рассматривать в философском контексте, т.е. это взгляд на окружающий тебя мир, особенность которого присуща каждому конкретному социуму, государству, нации, народности.

Михаил Иванович. Способность самоорганизации, различные типы государств – это же тоже связано с культурой.

Василий Жанович. Есть также понятие патриархальной культуры, демократической культуры. На мой взгляд, это условные понятия, хотя определенную суть они выражают хотя бы потому, что для патриархальной культуры достаточно веры в правильность политики верхов, а для демократической культуры нужно убеждение в том, что эта политика правильная.

Михаил Иванович. Но в патриархальной культуре есть еще одна важная основа – стереотип, что старший может решить твои проблемы. Этот стереотип потом используется политиками. Патриархальная культура более естественная.

Василий Жанович. Через стадию патриархальной культуры прошли все цивилизации. В самом слове «патриархальный» это заложено: патер – это отец. А отец – это классический пример конфуцианской этики, т.е. этики, которая определяет поведение и статус человека в зависимости от его иерархических ценностей.

Рис. 1. Конфуций (Источник)

Касты, сословия и тому подобное

Михаил Иванович. Кастовость – это же тоже патриархальная культура?

Василий Жанович. Да. Если говорить о кастовости в европейском контексте, то это будет социально-сословное подразделение (например, дворянин) со своими обязательствами.

Михаил Иванович. Но это сословия, заключенные в юридические рамки, а если в традициях и привычках, то сословие – очень устойчивая вещь. Вот у Дарвина есть такой пример: он взбирался по холму и заметил, что есть четкая граница между белым и синим цветком. Для белого – одна высота приемлема, для синего – другая.

Рис. 2. Ч. Дарвин (Источник)

И казалось бы, что и распределение должно быть ровным, но нет. А все потому, что синий попал на чужую территорию и ему не с кем было перекрещиваться. Это как, например, поляку, попавшему в Германию, лучше говорить по-немецки, т.е. он постепенно будет становиться немцем. То есть границы устойчивы, и это нормально. Поэтому когда возникают касты, они устойчивы. И нужны определенные воздействия на общество, чтобы их разрушить. То, что Ганди делал, хотя до сих пор так и не разрушил. Поэтому это естественно, а противоречие в понятиях «натура» и «культура», которые культура должна преодолевать.

Справедливость и эгоизм

Михаил Иванович. А вот скажите, если мы в случайно выбранном сообществе проведем опрос-голосование:

1) каждый получит по одной шоколадке, но все одинаково;

2) каждый получит по две шоколадки, а десять из вас – по пять.

Вопрос: какой вариант вы выберете?

И общество разделится: одни выступят за первый вариант, а другие – за второй. То есть для одних справедливость важнее благосостояния. Вот это психическая аксиоматика. Так же потом будет происходить и во время выборов партий, когда политики будут использовать эти приемы. Получается, что это присуще человеку, это естественно, почему же тогда культура должна бороться с кастовостью. Кто сказал, что люди рождаются равными? Это декларация, а не биология. Один наш соотечественник (А. Кончаловский) сказал, что изобилие в отсутствии высокой культуры в обществе ведет к катастрофе. Таким образом, исходя из приведенного выше примера, можно сделать вывод, что существуют разные психологические типы людей в обществе, а существование разных политических партий – просто факт, и эти партии сами собой получатся, потому что существуют разные воззрения. И это хорошо, это динамическая устойчивость.

Ментальность и политика

Михаил Иванович. Приведу пример. Я был в Сирии, встретил незнакомого человека, и первый его вопрос был о том, сколько у меня детей, сколько мальчиков, а сколько девочек. Потом заговорили о политике, но незнакомец сказал, что у них все спокойно и это неинтересно. И я понял, почему им это неинтересно, потому что большую часть их мозга занимает семья.

Рис. 3. Сирийская семья (Источник)

Так получилось, что сразу после этого я прилетел в США. Встречает меня человек, мы разговариваем, всё обсуждаем (политика, религия и т.д.). Я поселился у этого человека и только через пару дней узнал, что у него есть дочь. То есть совершенно разная культура и психика, и это не связано с материальным положением (оба человека были достаточно обеспеченными).

Василий Жанович. Ну, конечно, это уже шкала ценностей.

Михаил Иванович. Да, совершенно разные. И как они могут сосуществовать? Но находятся политики, которые способны использовать это для войны. То есть ментальные различия неизбежны.

Василий Жанович. Они неизбежны, но это не означает, что эти ментальные различия надо возводить в абсолют. Скорее, здесь поле для какого-то нахождения приемлемых точек соприкосновений.

Михаил Иванович. Такое себе сожительство. И вот в Сирии они научились сожительствовать, и различия воспринимаются как данность, к которой привыкли.

Василий Жанович. Я приведу другой пример, из отечественной истории. Какой был тезис внешнеполитических отношений в 20-30-е гг. ХХ в.? Мировая революция и классовая борьба.

Рис. 4. Классовая борьба (Источник)

Неизбежная мировая революция как конфликт, столкновение непримиримых двух систем – капитализма и социализма. А начиная с 50-х гг. появляется словосочетание «мирное сосуществование государств с различным социальным строем». И это допускает возможность и контактов на уровне проведения выставок, и объединения международных переговоров и т.д.

Рис. 5. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (Источник)

 

Правда, делалась поправка: это не входит в понятие идеологической борьбы. А идеологическая борьба – это хорошо, можно спорить.

Михаил Иванович. Ну да, это как религия: у каждого своя, но все живут вместе и общаются, и нет проблем. Это так же, как в Индии, многие согласны с существованием различных каст.

Рис. 6. Индийские касты (Источник)

Психически это та же причина: мы разные, и всё.

Мораль и экономика

Михаил Иванович. Нет ли тут подмены, когда нам говорят, что мы одинаковые, что у нас должны быть единые ценности? Вспомните конфликт Каина и Авеля…

Рис. 7. Каин убивает Авеля (Источник)

 

Василий Жанович. Нужно исходить из того, что культур много и они разные, но вот что отличает культуру от некультуры и её отсутствия – способность к диалогу, согласию и сосуществованию.

Михаил Иванович. Тут можно провести вот какую аналогию: многообразие культур – это способность человечества в будущем решать различные задачи, потому что каждая культура приспособилась к этому.

Рис. 8. Культуры мира (Источник)

 

Но некоторые культуры исчезают, а некоторые устойчивы. Почему так?

Устойчивость культур

Михаил Иванович. Слава Богу, культура устойчива, и даже когда люди живут рядом, они различны. Это же надо понимать, когда строить многокультуральное общество.

Василий Жанович. Я думаю, здесь выход простой: нужно возбудить интерес к тому, что есть в другой культуре, к тому, что не похоже на твою, и попытаться понять, что та модель тоже годится. В этом отношении можно говорить о литературе, языках, об истории и т.д.

Михаил Иванович. Я всем рекомендую прочитать статью Леви-Стросса «Раса и история».

Рис. 9. К. Леви-Стросс (Источник)

 

Там как раз показано, что нет отсталых или передовых, есть только культуры, которые решали разные задачи, которые отстали технически, но зато придумали, как жить вместе и передавать друг другу навыки, взаимоотношения с природой и т.д. Это и есть необходимое разнообразие культур. Хотелось бы добавить наблюдение по поводу устойчивости: в детстве закладываются алгоритмы, которые потом применяются для переработки информации, поэтому одну и ту же информацию люди по-разному воспринимают. Но алгоритмы закладываются в ста тысячах мелких замечаний, которые делают их родители.

Например: бежит двухлетний мальчик, споткнулся, упал. В одной культуре скажут: ну ничего, со всеми бывает, а в другой – под ноги смотреть надо.

Или ребенка наказали, на 20 минут поставили в угол, он стоит и смотрит на часы. Вдруг родители передумывают и разрешают выйти. Ребенок вроде и рад, но появляется некое чувство неудовлетворенности, мол, хотел искупить свою вину, а оказалось всё просто.

Хочется сказать, что всё это закладывается рано и незаметно. И вот в одном случае тебя сразу приобщают к обществу и говорят, что со всеми бывает, а в другом случае говорят, что это твоя ответственность. И то, и то по-своему хорошо, но бикультуральных людей не бывает. Можно быть билингвом, но нельзя одновременно играть в хоккей и шахматы. Есть вещи, которые мы не замечаем: например, маленький ребенок ползает, его все хвалят, но когда он подползает к ступенькам, то не может решиться и оглядывается. И вот тут у взрослых возникает дилемма: сразу помочь или дать возможность развиваться. Каждый сделает по-разному, потому что разные культуры. И вот этот культурный опыт передается незаметно, что и делает культуру устойчивой.

Лев Толстой жил в Ясной Поляне, через которую проезжало множество будущих революционеров, которые останавливались, беседовали.

Рис. 9. Л. Толстой в Ясной Поляне (Источник)

 

И вот Толстой написал: видно, как эти люди не могут устроить свою личную, семейную жизнь, они много думают об устройстве всего человечества.

Заключение

Василий Жанович. Возвращаясь к теме разговора, с которой мы начали, хочется сказать, что всё это определяет не личностную психологию, а массовую, групповую, общественную, национальную.

Михаил Иванович. Ту, которую мы даже не замечаем, но живем в ней.

Василий Жанович. Вот именно, а не учитывать её в истории, когда речь идет о тех или иных событиях, мы не имеем права, потому что мы не сможем понять специфику китайской, французской и русской революции, если будем оперировать исключительно объективными и субъективными факторами, хотя у каждой из них своя особенность.

Михаил Иванович. Такие различия обычно замечаешь тогда, когда попадаешь в эту культуру. Вот, например, в Китае очень много бегущих людей. Почему так? В России для ускорения увеличивают ширину шага, амплитуду, а в Китае – частоту.

Василий Жанович. Это даже отражается на порядке прохождения войск во время военного парада. Допустим, в азиатских странах солдаты идут мелкими шагами, а в европейских – немецкая модель: широкий шаг под барабанный бой.

 

Ссылки

Урок «Культура и духовная жизнь»

Урок «Народы мира»

Урок «Демократия»

Урок «Теория происхождения государства»

Урок «Элементы социальной структуры»

Урок «Религия»

Урок «Мораль»