Классы
Предметы

Противоречия духовной жизни 20-х – 30-х годов

В данном уроке вы окунетесь в удивительный мир культуры. Перед вами советская культура 1920–1930-х гг. с монументальной архитектурой, сатирическими произведениями литературы, песнями и кинофильмами, которые знал и любил весь советский народ, с физкультурными парадами, а также эмиграцией и расстрелами писателей и поэтов, которые были неугодны советской власти.

Введение

В этом уроке речь пойдет о противоречиях духовной жизни в 1920–1930-е годы, а также об итогах сталинской модернизации.

Образование в 1920–1930-е годы в СССР

Большевики, захватив власть, одной из своих задач выдвигали ликвидацию безграмотности. В это время показатели грамотности в СССР были крайне низкими: читать и писать умело лишь 20% населения. Декретом 1919 года все граждане России от 8 до 50 лет были обязаны учиться грамоте. Большевики потратили огромные средства на реализацию программы ликбеза (ликвидации безграмотности).

В 1930 году было введено обязательное начальное образование для детей, и, таким образом, проблема безграмотности для детей была решена. Оставалось решить проблему безграмотности взрослых.

В 1930-е годы происходит возврат к классическому школьному образованию. Укрепляется дисциплина, устанавливается школьная форма, а также классно-урочная система.

Советская власть была заинтересована в том, чтобы как можно больше представителей рабочего класса и крестьянства получили высшее образование, чтобы образовалась народная интеллигенция. С этой целью были открыты такие учебные заведения, как рабфаки – рабочие факультеты (Рис. 1), где выходцы из семей рабочих и беднейших крестьян получали образование, необходимое для поступления в высшее учебное заведение.

Рис. 1. Рабочий факультет (Источник)

Противоречивость культуры в 1920–1930-е годы в СССР

Часть интеллигенции революцию не приняла. Многие писатели, художники и известные научные деятели уехали за рубеж – например, Иван Бунин (Рис. 2). Поэт Николай Гумилев (Рис. 3) был расстрелян в 1921 году. Судьбы русских поэтов всегда, в том числе и в это время складывались трагически. В 1925 году покончил с собой великий русский поэт Сергей Есенин (Рис. 4), а в 1930 году – Владимир Маяковский (Рис. 5).

Рис. 2. Иван Бунин и его произведения (Источник)

Рис. 3. Николай Гумилев (Источник) Рис. 4. Сергей Есенин (Источник) Рис. 5. Владимир Маяковский (Источник)

 

Духовная жизнь в 1920-е годы была противоречива. С одной стороны, свободно развивалось авангардное искусство, проходили выставки художников-абстракционистов, авангардистов. Особенной известностью пользовались Малевич и Филонов.

В 1921 году Евгений Замятин (Рис. 6) написал известный роман-антиутопию «Мы», где явно прослеживается критика большевистской диктатуры. Но реакции властей не последовало.

Рис. 6. Евгений Замятин (Источник)

С другой стороны, уже в начале 1920-х годов были созданы цензурные комитеты. Главлит – литературная цензура и Репертком – театральная цензура. В начале 1930-х годов был создан союз писателей СССР – единая писательская организация. Публиковать свои произведения могли только те, кто состоял в этой организации. Позже были созданы союзы других деятелей искусства: Союз художников, Союз композиторов, Союз театральных деятелей, кинематографистов и др.

Вступление в творческий союз ставило художника не только под жесткий контроль властей, но и давало ему возможность творить, не думая о материальной стороне жизни, а также предоставляло ему большие материальные блага.

Официальная культура СССР

В 1930- е годы советская культура окончательно распадается на два потока: широкий поток (официальная культура) и узкий поток (культура протеста).

Официальная советская культура 1930-х годов – это большой, монументальный стиль в архитектуре (сталинский ампир), это сооружение многоэтажных, многоквартирных домов в Москве и Ленинграде, это скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» (Рис. 7), которая была создана специально для украшения входа в советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 года (ныне располагается на ВДНХ). Это и взрыв храма Христа Спасителя в Москве, одного из крупнейших христианских храмов в мире, а также проект сооружения на его месте Дворца Советов (Рис. 8), здание которого должно было стать самым высоким зданием в мире.

Рис. 7. Работа В. Мухиной «Рабочий и колхозница» (Источник)

Рис. 8. Проект Дворца Советов (Источник)

Официальная советская культура 1930-х годов – это и многотысячные физкультурные парады, песни, которые пела вся страна, а также веселые комедии режиссера Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга» с участием известнейшей и любимейшей актрисой того времени – Л.П. Орловой. В 1930-е годы печатаются сатирические романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», где главным отрицательным персонажем является не великий мошенник и комбинатор Остап Бендер, а советское мещанство и советская бюрократия.

Протестная культура СССР

Проявлений протестной культуры было немного и каждый из них представляет особый интерес. В 1933 году поэт Осип Мандельштам (Рис. 9) написал предельно острую эпиграмму на Сталина. Наказание последовало достаточно мягкое: ссылка в пермский край, а затем в Воронеж. Анна Андреевна Ахматова (Рис. 10) – великая русская поэтесса в 1921 году потеряла мужа, поэт Николай Гумилев был расстрелян большевиками, а в 1930 году был посажен в тюрьму их сын – Лев Гумилев – будущий знаменитый ученый-историк.

Рис. 9. Осип Мандельштам (Источник) Рис. 10. Анна Ахматова (Источник)

 

В 1939 году был арестован знаменитый театральный режиссер – М.Э.Мейерхольд. После страшных пыток он был приговорен к смертной казни и расстрелян. В 1937 году был расстрелян поэт Н.А.Клюев. В этом же году в лагере умер философ Павел Флоренский, который отказался уехать из Советской России в 1921 году. Непостижимым образом в 1930-е годы сложилась судьба писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (Рис. 11).

Рис. 11. Михаил Афанасьевич Булгаков (Источник)

Прозу Андрея Платонова, писателя, который не принял коллективизацию и которого не любил Сталин, в 1930-е годы продолжали печатать.

В 1936 году была принята новая конституция СССР (Рис. 12), которую стали называть сталинской конституцией. В ней было сказано то, что в нашей стране в основном построен социализм.

Рис. 12. Конституция СССР 1936 года (Источник)

 

Домашнее задание

1) Что такое ликбезы и рабфаки? Для чего они были нужны?

2) Какие два направления существовали в советской культуре в 1920–1930-е годы? Расскажите про эти направления.

3) Что вы знаете о советской культуре 1920–1930-х годов? В каком стиле выполнено большинство построек той эпохи? Приведите примеры зданий, выполненных в этом стиле.

4) Ознакомьтесь с книгами советских писателей 1920–1930-х гг.:

  • Илья Ильф и Евгений Петров – «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»
  • Михаил Афанасьевич Булгаков – «Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия»
  • Евгений Замятин – «Мы»
  • Борис Пастернак – «Доктор Живаго»
  • Поэзия Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Владимира Маяковского, Сергея Есенина и Осипа Мандельштама

Как в их произведениях показано советское общество этого периода? Какие пороки и недостатки отмечают писатели? Каким видят советского человека в этот период времени?

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1) Studopedia.ru

2) Studfiles.ru

3) Free.megacampus.ru

4) Knowhistory.ru

5) Rsu.edu.ru

Список рекомендованной литературы

1) Васькин А.А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. М.: Спутник, 2009.

2) Колыхалов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923–1941 гг. // «Палладиум», 2010.

3) Пономарев В.А. Советская культура и российская действительность. М., Дрофа, 1997.

4) Учебник по истории России, 11 класс, Измозик В.С.

5) Учебник по Истории России XX – начало XXI века, 11 класс, Киселев А.Ф.