Классы
Предметы

Культура Московской Руси. Развитие живописи и архитектуры

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с культурой Московской Руси и поговорим о живописи и зодчестве, которые в этот период приобретают самобытные национальные черты.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Московской Руси. Развитие живописи и архитектуры

1. Введение

К началу XV века относится расцвет творчества выдающегося русского художника Андрея Рублева (он родился около 1360 года, умер в 1430 году). Мы уже знаем о том, что он был самым талантливым учеником Феофана Грека. О жизни Рублева известно немногое. Он был монахом Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. Расписывал храмы. Работал также в Москве, Владимире, Дмитрове, Звенигороде. Жизненный путь, страдания самого талантливого художника Руси скрыты от нас тьмою веков. 

Андрей Рублев

Рис. 1. Андрей Рублев (Источник)

Первое летописное упоминание о творчестве художника относится к 1405 году. Он принимал участие в росписи Благовещенского собора в Москве. Здесь Рублев трудился вместе с Феофаном Греком над созданием иконостаса. Творение византийского и русского художников поразило современников, стало образцом для многих других храмов Руси. Не случайно о создании иконостаса Благовещенского собора упомянул летописец. Вместе с художником Даниилом Черным Рублев работал в Успенском соборе Владимира. Его кисти принадлежат несколько картин и фресок. Особенно выразительна фреска «Шествие праведников в рай». Лица святых, написанные Рублевым, исполнены внутреннего достоинства и благородства, их фигурам придана удивительная грация. Для работ художника характерно использование мягких, спокойных живописных тонов. Вершиной творчества великого мастера является икона «Троица». Она была написана в 1425-1427 годах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Многие считают эту икону самым великим творением древнерусской живописи. «Троица» наполнена живым чувством, необычайной одухотворенностью. На ней изображены три ангела, сидящие за трапезой. На столе чаша с жертвой – головой ягненка. Юношеские фигуры ангелов склонились перед символом жертвы, невинно пролитой крови. Икона несет идею мира и человеколюбия, высокой нравственной чистоты. Иконы и фрески, написанные Андреем Рублевым, стали образцом для русских иконописцев. 

«Троица»

Рис. 2. «Троица» (Источник)

Работы знаменитого художника второй половины XV века Дионисия показывают нам, что иконописец мог отразить не только духовные, отвлеченные понятия. Дионисий выполнял заказы митрополита и великого князя. На своих иконах он сумел показать и усиление Москвы, и рост влияния великокняжеской власти. Изображая Христа, благословляющего основание города, митрополитов, находящихся среди тех, кто окружает Богородицу, художник словно подчеркивал незыблемость Московского государства.  Многих легендарных воинов и мучеников Дионисий показывал с копьями в руках, в доспехах, они напоминали могучих богатырей, готовых встать на защиту своей земли. 

Иконописные произведения XV века стали вершиной древнерусской живописи.  

В XV веке ведущим центром русского зодчества стала Москва. Во второй половине столетия по приказу Ивана III была предпринята основательная перестройка Кремля. Грандиозные работы начались с постройки нового Успенского собора. Он должен был заменить старое здание, сооруженное ещё при Иване Калите. Но почти законченный новый собор, возведенный московскими зодчими, рухнул. Причиной этого стало плохое качество строительного раствора и отмеченное в летописи землетрясение. Тогда для возведения собора был приглашен из Италии знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти. Перед тем как приступить к строительству, он по заданию великого князя поехал во Владимир, а затем – в Новгород. Там итальянский зодчий внимательно изучил знаменитые архитектурные памятники Руси. Проектируя собор в Москве, он использовал старинные образцы, главным из которых стал владимирский Успенский собор.  Фиораванти наладил в Москве выпуск кирпича, научил русских мастеров готовить прочный раствор, пользоваться различными приборами – и строительство началось. Оно продолжалось с 1475 по 1479 год (зимой тогда строительные работы не вели). Творение Фиораванти вошло в число наиболее выдающихся шедевров российской архитектуры. Успенский собор стал главным сооружением Москвы, символом Российского государства, образцом для других построек своего времени. 

Успенский собор Московского Кремля

Рис. 3. Успенский собор Московского Кремля (Источник)

Вскоре в Кремле были сооружены Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата – тронный зал, предназначенный для приема иностранных послов. В их постройке так же принимали участие итальянские архитекторы (Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари и другие). 

Изменились и оборонительные укрепления. На смену белокаменным пришли стены из красного кирпича. Оформление башен, зубцов роднит кремлевские стены с крепостями Италии. 

В облике Московского Кремля слились традиции древнерусского зодчества и мастерство итальянских архитекторов эпохи Возрождения. 

В это же время в Москве начинали строить каменные дома, принадлежавшие отдельным людям. Например, кирпичные палаты соорудили для себя один из купцов и митрополит. Так было положено начало каменной застройке в городах. 

Появляется еще одна черта в русской архитектуре – сооружение церквей «под звоны», когда звонница располагалась над храмом, а над ней – глава. По такому образцу псковскими зодчими была построена Духовная церковь Троице-Сергиева монастыря. Праздничность храму придает отделка из зеленых, красных и коричневых изразцов. 

Стены и башни Московского Кремля были построены с учетом последних достижений военной техники того времени. Поэтому они послужили образцом для оборонительных сооружений других городов России. Государство начало строительство нескольких крепостей. Руководил им Пушкарский приказ. 

На западных границах государства, «на немецком рубеже», в 1492 году был возведен Ивангород. Он имел редкую для того времени четкую, правильную планировку. Укреплялись также земли, подвергавшиеся нападениям «казанцев». В начале XVI века каменный кремль был построен в Нижнем Новгороде. На южных границах, за Окой, там, где начинались степные дороги в Крым, сооружались целые линии крепостей для защиты от набегов «крымцев». Вскоре и здесь появились мощные каменные крепости – в Туле, Коломне, Зарайске. 

Нижегородский кремль

Рис. 4. Нижегородский кремль (Источник)

Русские города постепенно одевались в «каменный наряд». Русская культура отразила основные события истории Московской Руси (освобождение от ордынской зависимости и создание Российского государства). Основой духовного развития страны стало возрождение культурных и государственных традиций домонгольской Руси, утверждение православной веры. В то же время культура русского народа обогащалась обычаями и достижениями других народов. Все это закладывало основы российской цивилизации.

 

Список рекомендованной литературы

  1. История культуры Древней Руси / под общ. ред. акад. Б.Д. Грекова и проф. М.И. Артамонова. Л., 1951.
  2. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII веков. М., 1995.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Календарь событий (Источник).
  2. Россия в красках (Источник).
  3. Русская живопись (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Какие новые черты появились в русской живописи?
  2. Какие изменения происходят в русском зодчестве XV века?
  3. Какими работами руководил пушкарский приказ?