Классы
Предметы

Перемены в культуре России в годы петровских реформ.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о переменах в культуре России, произошедших в эпоху петровских реформ: рождение отечественной науки и образования, появление новых архитектурных стилей, распространение западных традиций.

Конспект

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли. Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада. А в 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа.

В 1720 г. была издана карта Каспийского моря. В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. Были также открыты месторождения каменного угля на юге России, бурые угли были обнаружены в Подмосковье.

Сподвижник Петра Яков Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Сухарева башня

Рис. 1. Сухарева башня (Источник)

Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого — энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености». Андрей Константинович Нартов в 1712–1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков. В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика Никонова была создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях.

По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учебников. В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересные документы и материалы, положившие начало русским архивам.

При Петре I в стране начала формироваться система профессионального образования. Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (где готовили офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли. Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании. Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки.

С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 г. Кунсткамера (помещение для редкостей), в которой хранились собрания минералов, медицинские препараты, древние монеты, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов», был устроен зоологический кабинет. Это был первый русский музей.

Кунсткамера

Рис. 2. Кунсткамера (Источник)

Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725 г.).

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом все эти преобразования и нововведения носили переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).

Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы — И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля.

Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. Трезини

Рис. 3. Здание Двенадцати коллегий, архитектор — Д. Трезини (Источник)

Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690–1742 гг.), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.

И. Н. Никитин. Напольный гетман

Рис. 4. И. Н. Никитин. Напольный гетман (Источник)

По обилию новых явлений в культурной жизни первая четверть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.

С января 1700 г. Петр ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 г. наступил 1700 г. К тому же новый год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.

Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. На них приглашались знакомые сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием и новинками превзойти своего предшественника.

Петровские ассамблеи

Рис. 5. Петровские ассамблеи (Источник)

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярной стала игра любительских оркестров, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.

Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие по правилам хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов».

Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление светских ее начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Эти перемены были неоспоримы и весьма заметны. Именно на их основе зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только в последующие десятилетия XVIII в., но и XIX в. Однако культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, как не более чем чудачества самого царя и своих господ.

 

Список литературы

1. История государства и народов России. XVI–XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Валишевский К. Петр Великий. — М. 1992

3. Мавродин В. В. Рождение новой России. — Л.,1988

4. Павленко Н. И. Петр Первый и его время. — М., 1983

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Runivers.ru (Источник).

2. История государства (Источник).

 

Домашнее задание

1. Какие направления науки стали развиваться при Петре I?

2. Какие изменения происходили в сфере образования?

3. Какие новые черты обрела российская художественная культура?

4. Какие памятники архитектуры петровской эпохи вам известны?

5. Что изменилось в повседневной жизни? Какие сословия эти изменения затронули в большей степени, а чей быт практически не изменился?