Классы
Предметы

Век Просвещения в России

XVIII в. вошел в историю России как век просвещения. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с эпохой рождения российской науки.

Тема: Россия в XVII -XVIII вв

Урок: Век просвещения в России

1. Введение

Осенью 1724 г. Петр I подписал указ о создании Академии наук. Ее открытие состоялось в 1725 г. В составе академии действовала обсерватория, физическая и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад. Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. В ее стенах проходил обучение крупнейший русский ученый XVIII в. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.).

Ломоносов

Рис. 1. М. В. Ломоносов (Источник)

М. В. Ломоносов родился в семье архангельского помора. С детства помогал отцу в рыбном промысле. Научившись читать, Ломоносов самостоятельно освоил «Арифметику» Л. Магницкого и «Грамматику» М. Смотрицкого. В 1730 г. М. В. Ломоносов уехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Как один из лучших студентов был направлен на учебу в Германию. Здесь Ломоносов постигал химию, физику, механику и горное дело, после чего вернулся в Петербург. В 1745 г. он стал академиком по отделению химии. Однако круг его научных интересов был значительно шире. С его именем связаны открытия практически во всех сферах: физике, астрономии, геологии, механике. Его труды обогатили русскую историю, словесность, поэзию, искусство мозаики. Он сформулировал закон сохранения материи и движения, изучал явления атмосферного электричества, в 1761 г. доказал, что на Венере нет атмосферы, сделал вывод о том, что поверхность солнца представляет собой бушующий огненный океан.

Накопления новых знаний происходило в ботанике и зоологии. М. И. Шеин в 1744 г. издал первый русский анатомический атлас. В 1756 г. заводчики Демидовы основали ботанический сад. В конце века в обеих столицах были открыты первые медико-хирургические академии. В 1745 г. был издан «Атлас Российской империи». В географии были накоплены богатые материалы о месторождениях угля, руд, нефти, минералов и горных пород. В России была создана целая сеть обсерваторий, в конце века их насчитывалось около 70.

Достижения исторической мысли были связаны с именами М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец» стал основным учебником истории. «История Российская» Татищева — первый опыт истории нашей страны с научной точки зрения.

В области филологии крупнейшим событием явилось открытие в 1783 г. Российской академии — научного центра для изучения русского языка и литературы. Новую академию возглавила княгиня Е. Р. Дашкова.

Дашкова

Рис. 2. Е. Р. Дашкова (Источник)

Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых территорий. А 1719–1721 гг. была составлена подробная карта Камчатки и Курильских островов. В 1725–1730 гг. капитан-командор Российского флота Витус Беринг в ходе Камчатской экспедиции доказал существование пролива между Азией и Америкой, в ходе второй Камчатской экспедиции была исследована часть Аляски и открыт ряд Алеутских островов. Участники второй экспедиции разделили Сибирь на Восточную и Западную. Степан Петрович Крашенинников в 1756 г. опубликовал «Описание земли Камчатки». Масштабы и итоги экспедиций были настолько значимы, что в 1793 г. был учрежден специальный Географический департамент.

XVIII в. стал эпохой прорыва в научно-технической мысли России. А. К. Нартов усовершенствовал токарный станок, М. В. Ломоносов создал в 1745 г. первую в мире действующую модель вертолета. Выдающийся механик И. И. Позунов в 1763 г. разработал проект парового двигателя, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину. К. Д. Фролов сконструировал уникальную установку в виде системы водяных колес, с помощью которых производилась откачка воды и подача руды из шахты.

Одним из крупнейших изобретателей XVIII в. был механик-самоучка Иван Петрович Кулибин. В 1773–1775 гг. он создал микроскоп, разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву пролетом 298 м, создал прототип прожектора, изобрел семафорный телеграф, создал уникальные дворцовые часы и дворцовый лифт для императрицы. Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней». К сожалению, изобретения русских умельцев не внедрялись в массовое производство.

Крупнейшим событием в истории отечественного просвещения стало открытие в 1755 г. Московского университета. Обучение велось на русском языке. Вначале в университете было всего три факультета: юридический, философский и медицинский. При нем были созданы первые российские научные общества, выпускалась газета «Московские ведомости».

Московский университет

Рис. 3. Московский университет (Источник)

Основной формой обучения «низших» слоев населения продолжали оставаться ведомственные или частные школы элементарного обучения — так называемые школы грамоты. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы. При Московском университете были открыты две гимназии — для детей дворян и разночинцев. Чуть позже была открыта гимназия в Казани.

Закрытые учебные заведения — Сухопутный шляхетский корпус, Морской шляхетский корпус, Пажеский корпус, Смольный институт благородных девиц — были открыты для детей дворян. Дети купцов могли получить образование в коммерческих училищах. Появились и первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве. В 1757 г. была открыта Академия художеств.

Однако в целом образование оставалось доступным очень незначительной части общества. Большая часть населения Российской империи оставалась неграмотной.

 

Список литературы

1. История государства и народов России. XVI–XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. — М., 1987

3. Лозинская Л. Я. Во главе двух академий. — М., 1978

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Зороастрийская община Санкт-Петербурга (Источник).

2. Новые знания (Источник).

3. Msu.ru (Источник).

4. История России (Источник).

 

Домашнее задание

1. Какие научные заведения были открыты в России в XVIII в.?

2. Какие научные достижения и открытия были сделаны русскими учеными и естествоиспытателями?

3. Как вы оцениваете вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки?

4. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII в.?