Классы
Предметы

Возникновение народничества. «Земля и воля»

По классификации революционного движения в России в 1860-х гг. наступил разночинский этап. Разночинцы, выходцы из разных сословий, ставили своей главной задачей распространение образования и революционных идей в народе в целом, откуда и произошел термин «народничество». У этого революционного движения имелись предшественники – т. н. «шестидесятники» – люди, недовольные реформами Александра II. Главными идеологами народнического революционного движения были славянофил А.И. Герцен и западник Н.Г. Чернышевский. Но у двух лидеров имелись разногласия о выборе революционного пути – российского или европейского. В конце концов, так как Чернышевский проживал в России, вокруг него и журнала «Современник» сформировалась первая народническая организация «Земля и воля». Обо всем этом подробнее вы узнаете из данного урока.

Введение

Многие ученые-историки считают народничество предшественником социализма, а социалистические идеи сыграли большую роль в истории России XX в. Именно это обуславливает важность народничества как общественно-политического движения.

Периодизацию революционных движений в России предложил В.И. Ленин. Она состоит из трех этапов:

1 этап – дворянский: время действия различных дворянских организаций, главной из которых были декабристские организации. Именно декабристы произвели попытку государственного переворота 14 декабря 1825 г.

2 этап – разночинский – он связан с эпохой народничества.

3 этап – пролетарский. Начало этого этапа связано с распространением в России идей марксизма.

Период с 1860-х по начало 1890-х гг. принято относить к разночинскому этапу революционного движения в России.

Каждому этапу революционного движения соответствовала своя социальная опора. Декабристы практически все были дворянами. Проект конституции П.И. Пестеля предполагал всеобщее избирательное право. Конституция Н.М. Муравьева предполагала имущественный ценз, но по ней избирательные права должны были получить далеко не только дворяне, но и другие сословия. Сам государственный переворот должны были осуществить дворяне. С их точки зрения, управлять страной должны были именно они, а присутствие других сословий в политическом процессе России было необязательно.

Рис. 1. П.И. Пестель – лидер декабристов (Источник)

Рис. 2. Н.М. Муравьев – лидер декабристов (Источник)

На пролетарском этапе главной опорой революции был сознательный рабочий класс (пролетариат).

Предшественники народников

Разночинский этап стоит между дворянским и пролетарским этапами в истории революционного движения. Разночинцы – это выходцы из самых разных слоев общества: дворянство, духовенство, крестьянство и так далее. Реформы Александра II (рис. 3) позволили этим людям получить образование и даже занять какое-то положение в обществе, например благодаря их деятельности в земствах. Своей задачей разночинцы ставили распространение знаний в народе в целом, а не только среди какого-то определенного слоя жителей Российской империи. Именно эта цель обусловила появление термина «народничество».

Рис. 3. Александр II – российский император (Источник)

Непосредственными предшественниками народников считают так называемых «шестидесятников» – людей, относившихся к реформам Александра II критически. Отмена крепостного права вызвала недовольство значительной части крестьян, и по стране прокатились выступления, даже небольшие восстания. Крестьяне считали, что государство обмануло их, предоставив им свободу, но не предоставив землю, которая сделала бы их свободными не только политически, но и экономически. Интеллигенция поддержала крестьянский протест.

А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский – лидеры народнического движения

В поддержку крестьян выступил также известный российский социалист А.И. Герцен (рис. 4).С 1857 г. Герцен и его соратник Н.П. Огарев (рис. 5) издавали в Лондоне газету «Колокол» (рис. 6) – первую революционную газету, выходившую на русском языке. Ее распространение в Российской империи имело очень большое значение, по крайней мере для узкого круга «образованного общества». До издания этой газеты революционные идеи основной массе российского населения неоткуда было получить, так как большинство людей не владели иностранными языками, более того, были попросту безграмотны. И даже после издания «Колокола» процент безграмотных людей в Российской империи был велик, поэтому россияне в большинстве своем оставались в неведении относительно революционных идей. Герцен считал, что проведенная Александром II крестьянская реформа носила грабительский характер – крестьян обманули, не предоставив им возможность свободно существовать в обществе. А.И. Герцен считал идеалом общественного устройства крестьянскую общину, то есть объединение крестьян, которое само владеет землей, управляет всеми делами в рамках поселения или данной общины и ни перед кем не отчитывается за исключением уплаты налогов государству. Такие идеи общинного социализма кроме Герцена поддерживали многие представители русской интеллигенции 1860-х гг.

 

Рис. 4. А.И. Герцен – идеолог народнического движения за границей (Источник)

Рис. 5. Н.П. Огарев – сподвижник Герцена (Источник)

Рис. 6. Газета «Колокол» (Источник)

Свою пропагандистскую деятельность А.И. Герцен начал задолго до крестьянской реформы 1861 г. Когда еще в 1853 г. он в Лондоне создал Вольную Русскую Типографию, главной идеей работ Герцена была идея освобождения крестьян от крепостной зависимости. Первая брошюра, изданная Герценом, называлась «Юрьев день, Юрьев день». Именно с Юрьевым днем (26 ноября) в XVI в. было связано у крестьян разрешение уходить от помещика. Александр Иванович предлагал ввести такой Юрьев день, но не только для тех крестьян, которые могли заплатить пожилое своему помещику, а на все крестьянское общество.

Но Герцен был далеко, и его идеи в России находили своих сторонников далеко не сразу. Поэтому центром пропагандистской деятельности в России должен был стать Санкт-Петербург, в то время являвшийся столицей Российской империи. Здесь люди, недовольные реформой 1861 г. группировались вокруг журнала «Современник» (рис. 7), который в те годы издавали Н.А. Некрасов (рис. 8) и Н.Г. Чернышевский (рис. 9). Этот журнал выступил с целым рядом статей, в которых доказывалась необходимость продолжения крестьянской реформы. Главной мыслью была идея наделения крестьян землей. Накал страстей, бушевавший тогда вокруг журнала, был настолько сильным, что власти в 1862 г. закрыли «Современник». Официально было объявлено о том, что издание журнала просто приостановлено и он продолжит свою работу, но на самом деле это было настоящее закрытие журнала.

Рис. 7. Журнал «Современник» (Источник)

Рис. 8. Н.А. Некрасов – поэт и редактор журнала «Современник» (Источник)

 

Рис. 9. Н.Г. Чернышевский – писатель, идеолог народничества в России, редактор журнала «Современник» (Источник)

Именно выступления в «Современнике» позволили стать Н.Г. Чернышевскому стать первым настоящим идеологом народничества. И Герцен, и Чернышевский, в принципе, выступали за одно и то же: они считали проведенные Александром II либеральные реформы неполными и настаивали на их продолжении и развитии в первую очередь в интересах крестьян.

Отличия между Герценом и Чернышевским

Но коренное различие между двумя лидерами народничества заключалось в их отношении к западному опыту. А.И. Герцен был одним из идеологов западничества. Когда он уехал в Европу, то считался в России самым главным сторонником революции на европейский манер. Герцен действительно считал западное революционное движение идеальным и считал, что его рецепты можно перенести в Россию. Но как только Александр Иванович оказался в Европе, все оказалось не так просто. Поучаствовав в политической борьбе, пообщавшись с представителями различных политических партий, Герцен в революционном движении Европы разочаровался.Он стал утверждать после этого, что у Российской империи свой путь и свои особенности, а европейские традиции копировать не нужно. Н.Г. Чернышевский, в отличие от А.И. Герцена, в Европе никогда не бывал. Собственно, спор между Чернышевским и Герценом можно рассматривать как продолжение спора между западниками и славянофилами. Чернышевский считал, что идеалы Запада действуют и в России, что можно перенести европейский опыт на российскую почву. А.И. Герцен же по этому поводу высказывался достаточно скептически – он считал, что все-таки России необходимо искать свой путь.

Даже после того как народническое движение сошло на нет, спор о выборе пути России завершен не был. Даже в XX в. социалистическое движение в русской общественной мысли пыталось построить общество, где социализм должен был утвердиться в отдельно взятой стране.

Народническая организация «Земля и воля»

Если идеи Герцена объединяли сторонников за рубежом, то идеи Чернышевского нашли немало сторонников в Российской империи. Уже в 1861 г. вокруг Чернышевского и журнала «Современник» возникла первая народническая организация, которая получила название «Земля и воля» (рис. 10). Смысл этого названия был таков: если правительство дало крестьянам волю, то пусть даст и землю. В Санкт-Петербурге, Москве и многих других городах России существовали отделения «Земли и воли». Общее количество членов это организации составляло несколько сотен человек, а число ее сторонников измерялось тысячами.

Рис. 10. Знак организации «Земля и воля» (Источник)

Данные обстоятельства напугали власть, так как «Земля и воля», по сути, получилась настоящей политической партией, а ведь они в Российской империи были запрещены в то время. Были и лидеры «Земли и воли». В Санкт-Петербурге действовал Русский Центральный Народный Комитет – фактически руководящий орган данной партии. Более того, о своей поддержке «Земли и воли» заявила часть военных. В Польше был образован комитет русских офицеров, которые готовили восстание, грянувшее в 1863 г. в Польше. Они заявили о том, что идеи «Земли и воли» им близки и они готовы оказать при необходимости вооруженную поддержку.

Либеральный характер реформ Александра II не мешал ему жестоко подавлять любые проявления политической оппозиции. Журнал «Современник» по инициативе правительства Александра был закрыт, а члены «Земли и воли» были репрессированы. Руководители организации, Д.А. Писарев (рис. 11), Н.А. Серно-Соловьевич (рис. 12), Н.Г. Чернышевский, были арестованы и приговорены к срокам тюремного заключения. Фактически получилось, что первая народническая организация распалась сразу же после ее создания. Все ячейки организации были закрыты, а их членов ждали политические репрессии.

Рис. 11. Д.И. Писарев – руководитель «Земли и воли» (Источник)

Рис. 12. Н.А. Серно-Соловьевич – руководитель «Земли и воли» (Источник)

Выводы

Первый раунд борьбы народников с государством явно был проигран. Стало ясно, что легальными методами: путем публикации статей, воззваний, открытым обсуждением политических вопросов – справиться с властью и добиться реализации своих задач народникам не удавалось. Они были вынуждены сменить тактику.

Список литературы

1. Виленская Э.С. Революционное подполье в России (60-е гг. XIX в). – М., 2007.

2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1966.

3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.

4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012.

5. Ляшенко Л.М. Революционные народники. – М., 1989.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Народная воля» (Источник)

2. Интернет портал «Биофайл» (Источник)

3. Интернет портал «СтудопедиЯ» (Источник)

Домашнее задание

1. Расскажите о предпосылках возникновения народничества и о предшественниках народников.

2. Охарактеризуйте А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского как лидеров народнического движения. В чем были различны их взгляды?

3. Расскажите о возникновении и деятельности организации «Земля и воля». Какие причины способствовали ее распаду?