Классы
Предметы

Художественная культура. Продолжение

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне всё возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, архитектуру и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Именно о последних четырёх аспектах более подробно говорится в данном уроке.

Введение

В данном уроке затрагивается развитие российского театра, музыки и живописи в первой половине XIX в., говорится об их особенностях.

Театр

В развитии русского театра (Рис. 1) смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII – начале XIX вв. на отечественных сценах господствовал классицизм с присущими ему парадностью и мифологическими сюжетами.

Рис. 1. Российский театр в первой половине XIX в. (Источник)

В 1820-1830-е гг. ему на смену пришла романтическая школа с типичным для неё акцентом актёров на внутренних переживаниях героев. Тематика постановок стала героико-трагической. Особым успехом в это время пользовался П.С. Мочалов (Рис. 2), известный своими ролями Гамлета в одноимённой драме У. Шекспира и Фердинанда в драме И. Шиллера «Коварство и любовь».

Рис. 2. П.С. Мочалов (Источник)

В 1840-е гг. в театр проникло и реалистическое направление. В стране ставились в это время произведения отечественных авторов: А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и др. Особенной популярностью в первой половине XIX в. пользовался М.С. Щепкин (Рис. 3), работавший в Малом театре в Москве.

Рис. 3. М.С. Щепкин (Источник)

Важным событием в театральной жизни России стало открытие Александрийского театра в Санкт-Петербурге. Здесь собиралась элита российского общества. На сцене этого знаменитого театра блистал А.Е. Мартынов, которому удавалось с удивительным мастерством передавать сложные переживания и характерный быт маленького человека своего времени.

Музыка

В музыкальных произведениях российских композиторов первой половины XIX в. заметно усилилось влияние национальной тематики. Народные мотивы отчётливо звучали в произведениях таких музыкантов, как А.Е. Варламов, А.А. Алябьев (Рис. 4), А.Л. Гурилёв, А.С. Даргомыжский (Рис. 5) и др.

Рис. 4. А.А. Алябьев (Источник)

Рис. 5. А.С. Даргомыжский (Источник)

Центральное место в музыкальном творчестве этого периода занимал М.И. Глинка (Рис. 6). Он является основателем российской музыкальной школы. Произведения Глинки сыграли огромную роль в жизни российского общества первой половины XIX в. Примером его произведений может послужить опера «Жизнь за царя», в котором Михаил Иванович не только продемонстрировал образ крестьянина-героя, но и одновременно с этим рассказал о стойкости и мужественности всего русского народа.

Рис. 6. М.И. Глинка (Источник)

Живопись

В живописи России первой половины XIX в. переход от классических ценностей к чему-то новому был особенно тяжёлым. Однако и в этой области искусства библейские и мифологические сюжеты постепенно уходили в прошлое. Всё больше внимание художников сосредотачивалось на человеке: его переживаниях и внутреннем мире.

В указанное время пользовался огромным спросом и процветал жанр портрета. Ему отдали должное крупнейшие художники данного периода. Среди них нужно особо отметить таких мастеров, как О.А. Кипренский (Рис. 7) и В.А. Тропинин (Рис. 8). Кипренский оставил целый ряд портретов своих выдающихся современников, в том числе А.С. Пушкина, А.Н. Оленина (Рис. 9) и др. В творчестве Тропинина характерно отображение человека в окружающей обстановке. Таковы его работы «Златошвейка», «Кружевница» (Рис. 10), «Гитарист» и др.

Рис. 7. О.А. Кипренский (Источник)

Рис. 8. В.А. Тропинин (Источник)

Рис. 9. Портрет А.Н. Оленина (художник – Кипренский) (Источник)

Рис. 10. Картина «Кружевница» (художник – Тропинин) (Источник)

Всё большей популярностью в Российской империи в первой половине XIX в. пользовался так называемый бытовой жанр. Здесь необходимо отметить творчество А.Г. Венецианова (Рис. 11). Его работы посвящены повседневному быту жизни российских крестьян. Картины Венецианова проникнуты любовью к российским просторам, к народу, проживающему на территориях огромной Российской империи (Рис. 12).

Рис. 11. А.Г. Венецианов (Источник)

Рис. 12. Картина «Спящий пастушок» (художник – Венецианов) (Источник)

Архитектура

В российской архитектуре классицизм задержался дольше, чем во всех остальных областях искусства. Своего наивысшего расцвета он достиг при Александре I, когда Россия познакомилась с таким направлением, как ампир.

В целом ампир (или имперский стиль) сохранил все основополагающие черты классицизма, однако принёс и ряд нововведений. Так, для ампира характерны особая монументальность, пышность, помпезность. Крупнейшими представителями русского ампира были А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси (Рис. 13).

Рис. 13. К.И. Росси (Источник)

Рис. 14. Дворцовая площадь (архитектор – Росси) (Источник)

В приведённый период появились и ансамблевые постройки, для которых характерны застройка целого участка города зданиями, связанными друг с другом как стилистически, так и функционально.

Постепенно ампир ушёл в прошлое, и на смену ему пришёл архитектурный стиль эклектика. Она впитала в себя культурные традиции практически всех стилей, существовавших до того момента. Здесь можно найти сочетание стилей, начиная от Древних Китая, Рима или Египта вплоть до классицизма. Во многом поэтому эклектика не является единым стилем: она разбивается на целый ряд небольших направлений. Особой популярностью пользовалось русско-византийское. В этом направлении огромный успех сыскал К.А. Тон (Рис. 14). Он много работал в Московском Кремле, создал множество церковных строений, работал над проектами первых железнодорожных вокзалов России (Рис. 15).

Рис. 14. К.А. Тон (Источник)

Рис. 15. Оружейная палата (архитектор – Тон) (Источник)

Выводы

Первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века российской культуры. Российская империя догнала, а во многом и перегнала многие страны в этом компоненте развития. Достижения этого периода и по сей день являются предметами гордости для всей России.

 

Домашнее задание

  1. Каковы были особенности театра в России первой половины XIX в.? Назовите известных театральных деятелей того времени.
  2. Почему именно в первой половине XIX в. была создана русская музыкальная школа? Благодаря кому это было сделано?
  3. Какие перемены произошли в живописи российских художников в первой половине XIX в.? Перечислите известных художников того времени и их работы.
  4. Каковы причины того, что классицизм дольше всего задержался именно в российской архитектуре? Как это связано с особенностями архитектуры как искусства?
  5. Расскажите об общих чертах развития российской культуры первой половины XIX в.: предпосылки, национальные аспекты, вектор движения.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-сайт Biofile.ru (Источник)
  2. Интернет-сайт Studfiles.ru (Источник)
  3. Интернет-сайт Studopedia.ru (Источник)
  4. Интернет-сайт SuperInf.ru (Источник)
  5. Интернет-сайт Refdb.ru (Источник)
  6. Интернет-сайт Bibliotekar.ru (Источник)

 

Список рекомендованной литературы

  1. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
  2. История русского искусства. В 2 т. / Под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева, М.Г. Неклюдовой, М.Б. Милотворской. М., 1979–1981.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1997.
  5. Ляшенко Л.М. История России. XIX век. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2014.
  6. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. М., 1970.
  7. Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М., 1968.