Классы
Предметы

Образование и наука в первой половине XIX в.

Российская система образования в первой половине XIX в. претерпела значительные изменения, была значительно усовершенствована и улучшена. Появилось разделение учебных заведений на начальные, средние и высшие, было построено много новых школ, училищ, гимназий и университетов. Кроме того, в это время активно развивалась отечественная наука. Совершенствовались российская биология, геология и астрономия. На развитие образования и науки большое влияние оказало книгопечатание, которые в первой половине XIX в. начало набирать силы в Российской империи. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Введение

Начало XIX в. – это время, когда в России сложилась система начального, среднего и высшего образования.

Образование

По образовательной реформе 1803 г. Александра I (рис. 1) были введены:

  1. Гимназии в губернских городах.
  2. Уездные училища в уездных городах.
  3. Приходские училища в сельской местности. В них могли обучаться люди независимо от своего социального слоя, пола и возраста.

Александр I – российский император

Рис. 1. Александр I – российский император (Источник

Также начало века стало временем открытия целого ряда новых учебных заведений. Это был Царскосельский лицей (рис. 2), открытый в 1811 г. Кроме того, были открыты новые университеты: Дерптский (рис. 3), Харьковский, Виленский, Санкт-Петербургский (рис. 4) и Казанский.

Царскосельский лицей

Рис. 2. Царскосельский лицей (Источник)

Дерптский университет

Рис. 3. Дерптский университет (Источник)

Санкт-Петербургский университет

Рис. 4. Санкт-Петербургский университет (Источник)

Во второй четверти XIX в. изменилось отношение государства к нуждам образования. Если ранее во главу угла ставилась универсальность образования, то теперь государство требовало от учебных заведений, чтобы они обращали свое внимание на вопросы нравственности и религиозное воспитание подрастающего поколения.

Типы школ в данное время сохранились прежними, но во времена правления Николая I (рис. 5) они получили свой сословный статус. Так, одноклассные приходские училища предназначались для социальных низов. В них преподавались такие предметы, как закон Божий, арифметика, грамота. В уездных училищах, где обучение проходило три года, могли учиться дети купцов, ремесленников, мещан. В них изучались такие предметы, как география, история, геометрия помимо русского языка и арифметики. Дети дворян, чиновников и купцов первой гильдии обучались семь лет в гимназиях.

Николай I – российский император

Рис. 5. Николай I – российский император (Источник)

Число училищ беспрестанно росло. Если к началу XIX в. их было 158, то к середине примерно по 130 было в каждой губернии Российской империи. Особенно успешно в этот период развивались специализированные училища и вузы. Это объяснялось тем, что выпускников подобных заведений с большей охотой и привилегиями принимали на работу в соответствующие министерства.

Наука

Большую роль в развитии науки и образования в России в первой половине XIX в. сыграло то, что в стране в это время издавалось большое количество книг. Так, издательство А.Ф. Смирдина (рис. 6) выпустило до 70 собраний сочинений крупнейших российских авторов, причем книги этого издательства были доступны всем слоям российского общества. Кроме того, усилиями губернских дворян практически в каждом городе появились библиотеки (рис. 7) – это достижение 1830–1840 гг.

А.Ф. Смирдин – российский книгоиздатель

Рис. 6. А.Ф. Смирдин – российский книгоиздатель (Источник)

Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге

Рис. 7. Императорская публичная библиотека в Санкт-Петербурге (Источник)

Совершенствование системы образования в России в первой половине XIX в. дало мощный импульс развитию наук. Это время было периодом накопления и систематизации новых знаний. Российские биологи и зоологи в это время создали прекрасные коллекции флоры и фауны Сибири, Дальнего Востока, русской Америки. В 1812 г. был создан Крымский ботанический сад (рис. 8), ставший на долгие десятилетия одним из центров отечественной ботаники.

Крымский ботанический сад

Рис. 8. Крымский ботанический сад (Источник)

Систематический характер приобрели геологические исследования. Они охватили всю Сибирь, Забайкалье, территории Кавказа. Н.И Кашаров в первой половине XIX в. издал первый геологический атлас европейской части России. Еще геологи достигли важного открытия: они определили, что Земля существует уже длительный период и претерпела за это время значительные изменения.

В 1839 г. была построена Пулковская обсерватория (рис. 9). Так, государство оказало неоценимую помощь российским астрономам. Это дало мощный импульс развитию астрономии.

Пулковская обсерватория

Рис. 9. Пулковская обсерватория (Источник)

Выводы

Таким образом, первая половина XIX в. – это рывок в отечественном образовании и науке, время их активного развития.

 

Список литературы

  1. Грэхэм, Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012.
  4. Милютин А.О. 7 научных прорывов России и еще 42 открытия, о которых нужно знать / Милютин, А. О., Болушевский, С. В.. – М.: Эксмо, 2011.
  5. Островский Э.В. История и философия науки. – М: Юнити, 2007.
  6. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. – М.:ИИЕТ, 2010.

 

Дополнительные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Countries.ru (Источник). 
  2. Yaklass.ru (Источник).  
  3. Studopedia.org (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Расскажите о развитии образования в первой половине XIX в. Какие изменения произошли с российским образованием в это время?
  2. Как развивалась российская наука в первой половине XIX в.?
  3. Что дало мощный толчок развитию образования и науки в первой половине XIX в.? Почему именно этот фактор был определяющим?