Классы
Предметы

Культура России во 2-й половине XIX века. Музыка, театр, народное творчество

Культура России во второй половине XIX в. – многогранная среда, в которой можно отдельно выделить музыку, театр и народное творчество. Российская музыка того времени представляла собой народные музыкальные традиции, использование тем былин, легенд, сказок, положенных на музыку, адаптированных под российского слушателя. Среди композиторов того времени можно выделить П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина и других. Российский театр того времени представлял собой вид искусства, с помощью которого можно было выразить любые идеи, причем эмоционально это окрасить. Известным драматургом второй половины XIX в. был А.Н. Островский, а одной из знаменитых актрис – М.Н. Ермолова. Не угасла в это время искра русского народного творчества. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Введение

Вторая половина XIX в. была своеобразным всплеском русской культуры. Практически во всех областях художественного творчества в Российской империи наблюдался подъем.

Музыка

Во второй половине XIX в. жили и творили великие русские композиторы, которые составили музыкальное сообщество под названием «Могучая кучка». В нее входили: М.П. Мусоргский (рис. 1), Н.А. Римский-Корсаков (рис. 2), А.П. Бородин (рис. 3), М.А. Балакирев (рис. 4) и Ц.А. Кюи (рис. 5). Эти музыканты были выходцами из самых разных слоев российского общества. Начинали они свою карьеру не как профессиональные музыканты, но затем все пришли в музыку.

М.П. Мусоргский – российский композитор

Рис. 1. М.П. Мусоргский – российский композитор (Источник)

Н.А. Римский-Корсаков – российский композитор

Рис. 2. Н.А. Римский-Корсаков – российский композитор (Источник)

А.П. Бородин – российский композитор

Рис. 3. А.П. Бородин – российский композитор (Источник)

М.А. Балакирев – российский композитор

Рис. 4. М.А. Балакирев – российский композитор (Источник)

Ц.А. Кюи – российский композитор

Рис. 5. Ц.А. Кюи – российский композитор (Источник)

Указанное время – это взгляд творческой российской интеллигенции на самих себя, попытка уйти от западного влияния и найти нечто свое, самобытное. Это подлинно русское находит свое выражение в народном эпосе, национальных былинах, народном творчестве. Все это творчески обрабатывалось российскими композиторами и музыкантами и представлялось слушателям в адаптированном для них виде.

Российские композиторы создали такие прекрасные оперы, как «Борис Годунов» (рис. 6) и «Хованщина» Мусоргского. Это были настоящие классические произведения с использованием русских музыкальных инструментов и образцов музыкального творчества.

Говоря о русском музыкальном искусстве второй половины XIX в., невозможно обойти стороной деятельность замечательного композитора П.И. Чайковского (рис. 7). Это был настоящий гений русской музыки – ему было подвластно в этой сфере практически все. Чайковский является автором таких знаменитых музыкальных произведений, как балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (рис. 8).

Кадр из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского

Рис. 6. Кадр из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (Источник)

П.И. Чайковский – российский композитор, музыкант-виртуоз

Рис. 7. П.И. Чайковский – российский композитор, музыкант-виртуоз (Источник)

Кадр из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

Рис. 8. Кадр из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского (Источник)

Театр

Особенное место в русской культуре второй половины XIX в. занимал национальный театр. На тот момент он являлся одним из самых важных видов искусства. Театр в то время – это возможность легально высказать идею и придать ей некое эмоциональное состояние.

Свыше ста городов России имели во второй половине XIX в. собственные актерские труппы и театры. Несмотря на разность квалификации актеров и режиссеров различных театров в разных городах, возможностей и постановок произведений, театральная жизнь бурлила в Российской империи.

Главными театрами России были московские театры, а из них ведущим был Малый театр, в котором главным драматургом и постановщиком был А.Н. Островский (рис. 9). Он написал около полусотни пьес для Малого театра, лично работал с труппой, лично принимал участие в постановке. Ведущей темой Островского в его театральных произведениях была борьба с насилием. По его мнению, никакие формы насилия над человеческой личностью не были приемлемы; только избавление от насилия над людьми – это путь спасения человечества. Среди самых известных произведений А.Н. Островского можно выделить пьесы «Гроза» (рис. 10), «Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок».

А.Н. Островский – российский драматург

Рис. 9. А.Н. Островский – российский драматург (Источник)

Кадр из пьесы «Гроза» А.Н. Островского

Рис. 10. Кадр из пьесы «Гроза» А.Н. Островского (Источник)

Очень специфичной была тогдашняя актерская среда в русских театрах. Дело в том, что большинство русских актерских фамилий были «династичными» – актерское мастерство передавалось из поколения в поколение. Самые известные актерские семьи второй половины XIX в. – это Самойловы, Васильевы. Отношение к актерам того времени было двойственным. С одной стороны, это были очень популярные и уважаемые люди, так как они несли искусство в широкие массы, но, с другой стороны, высшие слои общества воспринимали актеров как лицедеев, так как у дворян были свежи воспоминания о них как о крепостных крестьянах.

Тем не менее в России рождались актерские таланты мировой величины. К таким людям можно отнести М.Н. Ермолову (рис. 11) – потрясающую русскую актрису, которая с детства стала популярной и с годами становилась все талантливее, а ее актерские данные раскрывались все ярче.

М.Н. Ермолова – российская актриса

Рис. 11. М.Н. Ермолова – российская актриса (Источник)

Народное творчество

Народны промыслы во второй половине XIX в. продолжали существовать. Несмотря на бурное развитие России в XIX в. – промышленный переворот, развитие науки и техники, искусства – народные промыслы, такие как хохлома (рис. 12), мстера (рис. 13), гжель (рис. 14), не исчезли.

Посуда в стиле хохломской росписи

Рис. 12. Посуда в стиле хохломской росписи (Источник)

Мстера

Рис. 13. Мстера (Источник)

Посуда в стиле гжельской росписи

Рис. 14. Посуда в стиле гжельской росписи (Источник)

 

Список литературы

  1. Анчиполовский З. Я. Люди русского театра / З. Я. Анчиполовский; Художник А. В. Старилов. – Воронеж: Центр – Чернозем. кн. изд-во, 1983.
  2. История русского искусства в 22 томах. Том 16. Искусство 1860–1870-х годов.
  3. История русского искусства в 22 томах. Том 17. Искусство 1880–1890-х годов. 
  4. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
  5. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012.
  6. Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века: книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1976.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Детская школа искусств №12 (Источник). 
  2. Biofile.ru (Источник). 
  3. Historyrusedu.ru (Источник). 
  4. Nashfilm.ru (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Расскажите о музыке второй половины XIX в. Какие направления вы можете в ней выделить? Перечислите основных российских композиторов того времени.
  2. Что представлял собой российский театр второй половины XIX в.? В чем была его специфика?
  3. Почему в российском обществе, несмотря на его бурное развитие, сохранилось русское народное творчество?