Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы

На пути к 1917 году

Этот урок посвящен теме «На пути к 1917 году», которая входит в школьный курс истории за 9 класс. В ходе данного занятия учащиеся смогут узнать о трудностях, с которыми столкнулась Российская империя в 1915 году, сразу после начала Первой Мировой войны. Вы узнаете, какие противоречия обнажила война, как их пытались решать и почему именно они стали одной из причин революции 1917 года

Экономическая ситуация России в военное время

В 1915 году Россия столкнулась с экономической проблемой – проблемой кризиса производства. В 1914 году страна вступает в войну, и уже на третий месяц выясняется, что она не может производить боеприпасы для своей армии. Так называемый «снарядный голод» был вызван тем, что расход боеприпасов намного превзошел довоенные расчеты, а промышленность оказалась не готова к резкому увеличению их выпуска.

Поэтому в 1915 году России пришлось осуществить неимоверные экстренные мероприятия по выходу из этой ситуации: организация промышленности, эвакуация и размещение предприятий, которые находились на территориях, оставляемых русскими войсками. Для решения этих сложных задач государство прибегло к помощи частного капитала.

Впервые были созданы «военно-промышленные комитеты».

В них вошли самые крупные предприниматели страны, крупные государственные чиновники и государственные деятели. Военно-промышленные комитеты были не правительственной, а общественной организацией, созданной промышленниками (с включением в них представителей от рабочих). Съездом региональных Военно-промышленных комитетов был избран Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК) во главе с лидером октябристов А.И. Гучковым. Задача этих комитетов сводилась к тому, чтобы объединёнными усилиями государства и частного капитала решить насущные армейские трудности. Русская армия насчитывала 10 млн человек. Обеспечить её всем необходимым в течение не одного года было очень нелегко.

Экономическая отсталость России создала предпосылки к резкому скачку в развитии военной техники и военного производства. Опыт первых кампаний войны показал, что необходимо ускорение работ по совершенствованию традиционных видов вооружения и войск: артиллерии, пехоты, конницы и т. д. И под воздействием изменений в вооружениях изменилась и тактика ведения боя (война стала окопно-позиционной).

Но кроме совершенствования традиционных видов вооружения в ходе войны было разработано множество новых видов оружия и войск (авиация, танки, химическое оружие), что предопределило изменение структуры войск и распределение боевых задач (повысилась роль взаимодействия в бою пехоты и артиллерии, воздушного и морского флотов). Война требовала все большей специализации. И именно в этой области – в разработке новых видов вооружения – Россия показала себя одной из лучших, несмотря на то, что в количественном отношении новые образцы внедрялись медленнее, чем в других странах. Некоторые образцы оружия оказались настолько удачными, что с незначительными изменениями дожили до настоящего времени.

В 1917 году уровень промышленного производства возрос в 2 раза по сравнению с довоенным. Но это производство было исключительно военным. Мирному населению по-прежнему нужны все те товары, все те услуги, которыми люди привыкли пользоваться в мирное время.

Выпуск товаров народного потребления во время войны сократился в разы. Люди в тылу испытывают все большие и большие трудности. Горожанин в этом отношении значительно более уязвим по сравнению с крестьянами. Возникли очереди за элементарными товарами: солью, спичками, мылом, хлебом… (Рис. 1).

Рис. 1. Очередь в Петрограде. 1916 год.

Полицейский департамент крупных городов был буквально завален сообщениями от городовых, что эти очереди все больше и больше начинают напоминать «дискуссионные клубы», иногда даже политические клубы. Люди высказывают открыто свое недовольство властями, потому что привычная жизнь была полностью разрушена.

Еще одна из неприятностей из-за войны была начавшаяся инфляция. С начала войны инфляция русского рубля приобрела угрожающий характер. Этот обозначившийся процесс очень серьезно нарушал бытовые условия.

Положение российских солдат на фронте

Бытовые условия, в которых находился русский солдат на войне, далеки от комфортных. Война – окопная. Весной окоп заливался водой, которая доходила до пояса. Солдаты там же и спали, там же и ели, в грязи, в воде (Рис. 2).

Рис. 2. Солдаты в окопах празднуют Рождество 

Не было никакого перерыва, не было туалетов, условий для приведения себя в порядок. Кругом грязь, вши, болезни. Применяется отравляющий газ иприт, который приводит к слепоте, глухоте и смерти. Вокруг трупы убитых, потому что не всегда получалось их захоронить. А трупы погибших в нейтральной полосе лежали месяцами.

Все эти условия настраивали солдат на то, что пора заканчивать войну. Все это вызывало растущее раздражение против власти, которая эту войну начала (Рис. 3).

Рис. 3. Русские солдаты в походе

Отношение политических партий страны к сложившейся ситуации

Либеральные партии от начала до конца стояли на позиции «войны до победы».

После того как русская армия начала терпеть поражение за поражением, оставлять территории, после того как стало известно, в каких условиях находятся солдаты, после того как русский тыл превратился в сплошную очередь, ухудшилось отношение партий к правительству, которое, по их мнению, показало себя неспособным вести войну успешно. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия». Вокруг этой идеи сплотилось большинство думских фракций, кроме крайне «правых» и крайне «левых».

В Думе была создана межпартийная коалиция, получившая название Прогрессивного блока.

В 1916 г. лидеры Прогрессивного блока решили усилить критический тон своих выступлений. Началом парламентской атаки на власть стала речь лидера кадетов

П.Н. Милюкова на заседании Думы 1 ноября 1916 года. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику, Милюков завершал каждый пункт своего обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена?» Речь имела оглушительный успех.

Дискредитируя власть на самом высоком уровне, думцы утверждали общественное сознание в мысли о её негодности, т. е. выполняли работу, созвучную той, которую вели революционные агитаторы.

Те силы, которые представляли русские революционеры, мечтали о том, чтобы Россия проиграла войну. Лидером этих сил был В.И. Ленин. Среди революционеров были разногласия. Г.В. Плеханов – лидер фракции «оборонцев». Они считали, что нужно закончить войну, спасти Отечество, а уже потом революционным путем менять политическую ситуацию в стране. Ю.О. Мартов – лидер «центристов». «Центристы» считали, что необходимо договориться всем. Но это была утопическая точка зрения. Первая мировая война начиналась не для того, чтобы прервать её где-то в середине, не достигнув поставленных задач. Кто-то должен был победить, причем победить тотально: на уничтожение.

Самым влиятельным течением среди российских революционных социалистов были «пацифисты» (центристы). За ними шли «оборонцы». Пораженцы-большевики Ленина вплоть до Февральской революции были на последнем месте и почти не пользовались влиянием, даже когда наметился рост массового недовольства войной (недовольные склонны были поддерживать скорее пацифистов-центристов, чем пораженцев).

В.И. Ленин в Первой мировой войне видел суть революционной ситуации. Он говорил: «Властями уже недовольны, причем не только в России. Народ не хочет войны. Значит, есть повод свергнуть правительство». Партия большевиков, которую возглавляет В.И. Ленин – это «подпольный отряд боевиков». Которые должны прийти в нужный момент, захватить власть и решить все поставленные перед ними задачи. А задача – это пролетарская революция.

Фракция меньшевиков (Ю.О. Мартов) считает, что нужно последовательно идти к социальным преобразованиям.

Влияние Распутина на царскую семью

В августе 1915 г. Николай II взял верховное командование на себя. Теперь на императора ложилась безраздельная ответственность за все, что происходило в стране и на фронте.

Став Верховным главнокомандующим, Николай II был вынужден большую часть времени проводить в Ставке, которая находилась в Могилеве. Роль императрицы в принятии государственных решений усилилась.

Правый депутат государственной думы В.В. Шульгин приводит фразу, которую «денно и нощно» повторяли в Петербурге в 1916 году: « как ужасно самодержавие без самодержца». В обществе появилось ощущение, что Николая II нет на престоле.

Императрицу Александру Фёдоровну в России не любили во многом из-за того, что ненавидели Г.Е. Распутина (Рис. 4).

Рис. 4. Г.Е. Распутин (1865–1916)

Григорий Ефимович Распутин обрел ореол «святого старца» и в 1907 году сумел проникнуть в царский дворец. Существуют многочисленные свидетельства того, что Распутину удалось облегчить болезнь цесаревича Алексея, страдающего гемофилией (несвертываемость крови). Императрица очень доверяла ему. Он казался ей тем неграмотным, но набожным русским мужиком, каким и должен быть русский крестьянин.

Огромное влияние Распутина на царскую семью подтверждала «министерская чехарда». Якобы по безграмотным запискам Распутина и настоянию императрицы, царь вручал министерские портфели, то одному, то другому бездарному деятелю. За годы войны в стране сменилось четыре премьер-министра, шесть министров внутренних дел, по четыре руководителя в министерствах юстиции, земледелия и военном.

Россия полнилась слухами, сплетнями, пересудами. Царили взяточничество, казнокрадство, продажность. В поражениях русской армии стали бездоказательно обвинять «царицу-«шпионку» и «святого черта» Распутина. Над страной витало зловещее слово «измена».

Аристократические круги считали виновником всех бедствий Распутина. В декабре 1916 года он был убит думским лидером монархистов В.М. Пуришкевичем, великим князем Дмитрием Павловичем, племянником царя, и князем Ф.Ф. Юсуповым, мужем царской племянницы.

Ошибки царя, постоянная критика его действий революционными и либеральными партиями привели к неизбежному – падению авторитета и монарха, и монархии.

Подведение итогов урока

В ходе урока вы смогли узнать о трудностях, с которыми столкнулась Российская империя в 1915 году, сразу после начала Первой мировой войны. Вы узнали, какие противоречия обнажила война, как их пытались решать и почему именно они стали одной из причин революции 1917 года.

 

Список литературы

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. 9 класс – М.: 2013. – 400 с.
  2. Загладин Н.В. и др. История России. XX в. 9 кл. – М.: Русское слово, 2007. – 400 с.
  3. Баранов П.А. Новейшая история Проверочные и контрольные работы по истории. 9 класс. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.

 

Домашнее задание

  1. №№ 4, 5, 6 после §9, стр. 72 Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. 9 класс – М.: 2013. – 400 с.
  2. Как и почему изменилось настроения в русском обществе и на фронте в 1916 году?
  3. Подтвердите или опровергните мысль, опираясь на факты, что неудачи в Первой мировой войне стали одной из важнейших причин надвигавшейся революции.
  4. Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Zapadrus.su (Источник).
  2. Интернет-портал Abc.vvsu.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Rsu.edu.ru (Источник).