Классы
Предметы

«Оттепель» в духовной жизни. Развитие науки и образования

«Оттепель» в истории СССР – очень интересный и противоречивый период. После жесткого сталинского правления приход к власти Н.С. Хрущева был для народа как бальзам на душу… Но бальзам этот лился в ограниченных количествах. То есть во время «оттепели» была представлена свобода выражения и творчества в культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни, но до определенного порога, переходить который было нельзя, иначе существовал риск навлечь на себя гнев партийного руководства. В этом заключалось основное противоречие эпохи «оттепели». Подробнее о предпосылках, причинах, противоречиях и новых веяниях «оттепели» – в этом уроке.

Введение

Периодом «оттепели» называется время правления Н.С. Хрущева (рис. 1) в СССР с 1953 по 1964 гг. Эти 11 лет были очень противоречивыми в сфере культуры, науки, искусства, образовании и общественной жизни.

 

Рис. 1. Н.С. Хрущев – Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1953–1964 гг. (Источник)

Предпосылки «оттепели»

Что же способствовало развитию науки, образования, искусства, культуры и общественной жизни и определяло их в эпоху «оттепели»?

Во-первых, это развенчание «культа личности» И.В. Сталина. Процессы десталинизации и демократизации, которые шли в политической жизни Советского Союза в период правления Хрущева, непосредственно задевали вышеназванные сферы. Именно в 1953–1964 гг. советские писатели и поэты создали значимые литературные произведения, которые оказали очень серьезное влияние на духовную жизнь общества.

В то же время не стоит забывать о том, что контроль государства не прекращался над духовной сферой общества: подконтрольны оставались литература, живопись, скульптура, музыка и др. виды искусства. С одной стороны, государство финансировало сферу культуры, а с другой стороны, оно требовало, чтобы деятели культуры и искусства отражали официальную государственную идеологию, то есть отрабатывали выданные им деньги.

Кроме того, большую роль играла экономика. Научно-технический прогресс положительно сказался на развитии естественных и точных наук в теоретическом плане, равно как и на медицине, инженерии, строительстве, космонавтике и других прикладных областях. Таким образом, техническо-прикладным областям знаний в эпоху «оттепели» уделялось больше внимания, чем социально-гуманитарным наукам. Своеобразным подтверждением этого служит цитата поэта Б.А. Слуцкого: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». Большие надежды были связаны с электронно-вычислительными машинами (ЭВМ, будущими компьютерами (рис. 2)).

 

Рис. 2. Советская ЭВМ (Источник)

Огромную роль в развитии «оттепели» сыграло еще и то что «железный занавес», возникший в эпоху Сталина, начал постепенно ослабевать во времена правления Хрущева. Из других стран в СССР и наоборот проникали различные теории, идеи, мысли.

Стоить помнить, что Советский Союз был многонациональным государством и важное значение имела деятельность людей культуры, науки и образования всех национальностей.

В возникновении «оттепели», наконец, одной из главных причин была личность Генерального секретаря СССР – Н.С. Хрущева. Он был очень активным, вспыльчивым и эмоциональным человеком. Помимо этого, Никита Сергеевич, как настоящий большевик, был воспитан в традициях «реалистичного и правильного» искусства, что повлияло на его художественные взгляды.

Кроме непосредственного главы государства, важную роль в эпохе «оттепели» сыграли приближенные к Н.С. Хрущеву руководители страны – министры культуры и искусства, науки, образования и так далее. Эти люди были очень разные, и многие из них не хотели понимать, что творческие люди – особые и к ним нужен особый подход.

Противоречия «оттепели» и новые веяния в искусстве, науке и образовании

С одной стороны, в 1953–1964 гг. в СССР шла десталинизация, в культуре и искусстве появлялись произведения, разоблачавшие сталинскую эпоху. С другой стороны, критика Сталина была очень узкой. Только после множества усилий и личного вмешательства Н.С. Хрущева А.И. Солженицын (рис. 3) смог опубликовать роман «Один день Ивана Денисовича», рассказывающий о лагере ГУЛАГ. «Белые одежды» В.Д. Дудинцева (рис. 4) (роман о борьбе настоящих ученых с псевдоучеными), а также другие работы подвергались критике, а какие-то вообще не увидели свет издательства.

Рис. 3. А.И. Солженицын (Источник)

 

Рис. 4. В.Д. Дудинцев (Источник)

Демократизация в культуре и искусстве проявлялась по двум направлениям. Первое направление – это разрешение различных стилей в искусстве. То есть художникам, поэтам, музыкантам и другим людям, работающим в сфере искусства, разрешили создавать произведения по своему усмотрению (среди поэтов новых веяний это были, например, Р.И. Рождественский (рис. 5) и А.А. Вознесенский (рис. 6) и другие, которые использовали в своих произведениях литературные приемы раннего творчества В.В. Маяковского; в музыкальной сфере это был джаз как новая музыкальная форма). С другой стороны, руководству СССР не нравились некоторые изменения в сфере искусств и оно накладывало запреты на какие-то его виды или ограничивало их.

 

Рис. 5. Р.И. Рождественский – поэт, переводчик, продолжатель дела Маяковского (Источник)

 

Рис. 6. А.А. Вознесенский – советский поэт, художник, архитектор (Источник)

Что касается политической жизни, то в Советском Союзе при Н.С. Хрущеве не было многопартийности. Ведущей оставалась КПСС. Высказываться за демократизацию общества и политики было можно, но до определенного предела. Именно в эпоху «оттепели» появлялись стихотворения поэтов о политике, телевизионный сатирический журнал «Фитиль», в котором критиковались недостатки советской политической системы. Среди художественных фильмов в таком направлении мысли были «Карнавальная ночь» (рис. 7), «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» (рис. 8). В этих фильмах говорилось о неэффективности и глупости местных чиновников или руководителей и об умных начальниках, стоящих над ними, которые решали проблемы. То есть существовал определенный порог в политической жизни, дальше которого критиковать было нельзя.

Рис. 7. Советский рекламный плакат фильма «Карнавальная ночь» (Источник)

 

Рис. 8. Советский рекламный плакат фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» (Источник)

Контакты с Западом во времена «оттепели» постепенно расширялись. Советские люди ездили за границу. Сначала это были деятели искусства, культуры, спортсмены (в 1956 г. советская сборная команда отлично выступила на Олимпиаде в г. Мельбурн (рис. 9)). Потом в другие страны начали ездить и обычные люди. В 1957 г. в г. Москве проводился VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (рис. 10). Этот фестиваль проводился под антиимпериалистическими лозунгами («Долой капитализм», «Долой колониализм» и т. д.). Участниками фестиваля были около 500 тыс. человек. Они обменивались между собой различными идеями, теориями, мыслями, книгами, открытиями, предметами и т. д.

 

Рис. 9. Советская сборная команда, получившая золото на Олимпиаде в г. Мельбурн в 1956 г. (Источник)

 

Рис. 10. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Источник)

В 1958 г. в Советском Союзе проводился Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского (рис. 11). Победу в нем одержал гениальный американец Ван Клиберн, пианист. В 1959 г. был проведен первый Московский Международный кинофестиваль. Ведущие режиссеры того времени мечтали, чтобы их пригласили на него. Таким образом, можно сказать, что в 1957 г. железный занавес в СССР значительно ослабел, но все еще существовал, так как международные контакты советских жителей ограничивались, а зарубежные произведения искусства подлежали идеологической цензуре. Но в то же время, когда Б. Пастернаку присудили Нобелевскую премию за антиреволюционный роман «Доктор Живаго» (хотя Нобелевский комитет поступил хитро, объяснив присуждение премии писателю и поэту за различные заслуги в литературе), на него началась травля в Советском Союзе. Это объяснялось тем, что по своей сути антисоветский роман получил Нобелевскую премию в условиях холодной войны.

 

Рис. 11. Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского, 1958 г. (за фортепиано победитель – американец Ван Клиберн) (Источник)

То есть, с одной стороны, в эпоху «оттепели» была определенная свобода в культуре, творчестве работников искусства, а с другой стороны, власти эту свободу ограничивали, если деятельность каких-то людей сильно противоречила государственной идеологии или мешала руководству СССР.

За время правления Н.С. Хрущева, по сравнению с эпохой И.В. Сталина, репрессий было значительно меньше, но за статьи по антисоветской агитации и пропаганде, клевете на советский строй и т. д. было предусмотрено строгое наказание. Неугодных государству людей сажали в тюрьмы.  

В 1953–1964 гг. происходила не только реабилитация прошлой политической жизни, но и реабилитация искусства прошлого. Например, была восстановлена в правах опера «Великая дружба» В.И. Мурадели (рис. 12), начали издаваться произведения ранее не известных авторов. Но очень многие произведения советских и зарубежных писателей оставались под запретом (например, произведения М.А. Булгакова и А.А. Ахматовой).

Рис. 12. В.И. Мурадели – советский композитор и дирижер (Источник)

Что касается науки, то она тоже была частично реабилитирована. Определенные дискуссии и споры разрешались среди историков, биологов, врачей и так далее. Генетике был возвращен научный статус, так как руководство страны осознало, насколько важна эта наука для человека. В истории и политике «культ личности» был заменен на т. н. «культ народных масс», от историков требовали вставлять в свои научные работы идеи и рассуждения о решающей роли народных масс в мировой истории. Выдающиеся достижения были сделаны в области физики. Среди ученых-физиков можно выделить А.М. Прохорова (рис. 13), Л.Д. Ландау (рис. 14), Н.Г. Басова (рис. 15) и других. Много советских ученых получили Нобелевские премии в разных областях знаний.

 

Рис. 13. А.М. Прохоров – советский физик, один из изобретателей лазера (Источник)

 

Рис. 14. Л.Д. Ландау – советский физик (Источник)

 

Рис. 15. Н.Г. Басов – советский физик, один из изобретателей лазера (Источник)

В области образования тоже были проведены различные изменения. Вводилось всеобщее одиннадцатилетнее образование и профессиональная подготовка школьников к различным техническим специальностям (например, механика, токаря, фрезеровщика, крановщика и т. д.). Проводились и другие реформы в образовании. Благодаря им советское образование в то время было одним из лучших в мире.

Хочется отметить, что определенная демократизация культуры и искусства привела к тому, что в какой-то момент их стало невозможно отделить от общего состояния жизни общества.  В обществе создавалась уникальная атмосфера популярности поэтов, писателей, ученых, общественных деятелей и т. д.

Именно в эпоху «оттепели» в Советском Союзе появился такой музыкально-литературный жанр, как бардовская песня. Поэты писали стихотворения, подбирали музыку на гитарах и сами исполняли свои песни. Среди исполнителей-бардов были наиболее популярны В.В. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава (рис. 16), А.А. Галич (рис. 17). Также популярной в СССР в период с 1953 по 1964 гг. стала научная фантастика. Выдающимся деятелем этого литературного направления был И.А. Ефремов. Массовость бардовской песни и повсеместное обсуждение произведений поэтов, писателей, музыкантов, научных работ показывали, что советские граждане интересовались своей культурой, искусством и наукой, были неравнодушны ко всему этому.

 

Рис. 16. В.В. Высоцкий и Б.Ш. Окуджава – советские барды (Источник)

 

Рис. 17. А.А. Галич – советский поэт, бард (Источник)

Выводы

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что социально-экономическая, политическая и духовная жизнь у людей в период «оттепели» улучшилась. Зарплата увеличивалась, места культурного и научного досуга стали повсеместно доступны, товаров в магазинах хватало. В целом, несмотря на свои противоречия, эпоха «оттепели» имела свои положительные стороны и неповторимый исторический колорит.

 

Список литературы

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI в. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2012.

2. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2012.

3. История русской советской литературы: в 4 т. Т.4. 1954–1965./ под. ред. Л.И. Тимофеева, А.Г. Дементьева. – М.: Наука, 1971.

4. Краткая история советского кино/ ВГИК. – М.: Искусство, 1969.

5. Суворов В. Кузькина мать: Хроника великого десятилетия. – М., 2011.

6. Таубман У. Хрущев. – М.: Молодая гвардия (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.), 2008.

 

Домашнее задание

1. Какие предпосылки эпохи «оттепели» вы можете выделить? С чем они были связаны?

2. Объясните, в чем заключались противоречия в политической, социально-экономической и духовной жизни СССР в период с 1953 до 1964 гг.

3. Какие новые веяния в науке, образовании, культуре, искусстве и общественной жизни времени правления Н.С. Хрущева вы можете выделить?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Warheroes.ru (Источник)

2. Hrono.ru (Источник)

3. Encyclopaedia-russia.ru (Источник)